Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н. Г., Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Калиниченко В. Р., в присутствии представителей: от заказчика - Балабекова А. А, Смолиной А. А., от ООО "Атлантстрой" - Козловой Д. В. по доверенности, Алиева Ш. М. без доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Атлантстрой" по факту осуществления закупки N 0121200004723001002 "Выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Разводящие сети водоснабжения для микрорайонов N 8, N 9 в с. Кочубеевском Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края" ". В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Атлантстрой" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления с указанием о дате и времени рассмотрения дела - 13.06.2024 г. 13.06.2024 года в присутствии сторон, комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения представителей заказчика, изучив и проанализировав представленные документы,
установила
следующее: 19.09.2023 г. между министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Атлантстрой" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт N 0121200004723001002 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Разводящие сети водоснабжения для микрорайонов N 8, N 9 в с. Кочубеевском Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края".
В силу пункта 1.1 Контракта Заказчик поручает Подрядчику, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Разводящие сети водоснабжения для микрорайонов N 8, N 9 в с. Кочубеевском Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края"" (далее - работы, объект), в соответствии с заданием на проектирование (далее - Задание), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к Контракту), и сдать результат выполненных работ в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.5 Контракта результатом выполненных работ являются документ, содержащий результаты инженерных изысканий, получивший положительное заключение государственной экспертизы, проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, сметная 2024-8284 2 документация, получившая заключение государственной экспертизы об определении достоверности сметной стоимости строительства, а также рабочая документация. Пунктом 12.3 Контракта установлены сроки выполнения работ: Срок исполнения 1 этапа: с даты заключения Контракта по 01.12.2023 Срок исполнения 2 этапа: с 16.11.2023 по 29.12.2023 По состоянию на 23.05.2024 г. Подрядчиком обязательства, предусмотренные Контрактом, не исполнены. Иного Сторонами в материалы дела не представлено. Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 Контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (статья 709 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Срок выполнения контракта установлен в контракте до 29 декабря 2023года.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных 2024-8284 3 или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Из материалов дела следует, что контракт не исполнен, документами, предусмотренными пунктом 4 статьи 753 ГК РФ, выполнение работ не подтверждено. Частью 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. В связи с вышеизложенным на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 12.1 Контракта Заказчиком 23.05.2024 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 23.05.2024 г. Заказчиком указанное Решение размещено в ЕИС, 23.05.2024 г. 2024-8284 4 Общество уведомлено о расторжении контракта.
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Поскольку ООО "Атлантстрой" не были устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Решение Заказчиком отменено не было, и контракт считается расторгнутым 04.06.2024 г.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; 2024-8284 5 б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно письменных и устных пояснений представителя Общества неисполнение обязательств по контракту со стороны подрядчика вызвано увеличением стоимости государственной экспертизы. Так, согласно Приложению N 3 к контракту "Смета контракта" Стоимость государственной экспертизы инженерных изысканий в текущих ценах составляет 292 724,81 рублей.
Согласно договора от 13.02.2024 г. N 3886-Г1-24 стоимость оказания экспертных услуг составляет 1033970,08 рублей. При этом, Комиссия отмечает следующее: Фактически доводы общества основаны на неверном толковании условий закупочной сессии, что привело к заключению контракта на условиях, экономически не выгодных для поставщика. Вместе с тем, отсутствие заинтересованности в исполнении контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе, исходя из вопросов получения экономической выгоды, сама по себе не свидетельствовала об отсутствии возможности продолжать исполнять контракт либо исполнять его надлежащим образом.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. 2024-8284 6 В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Осуществление предпринимательской деятельности на свой страх и риск подразумевает, в числе прочего, и то, что возможные экономические потери не могут перекладываться на контрагентов. Вступая в коммерческие отношения, субъект самостоятельно принимает экономически значимые решения и, как правило, действует в ситуации неочевидности. Принимая участие в закупочных процедурах на право заключения государственного контракта участник закупки должен знать и соблюдать действующее законодательство и осознавать меру и степень ответственности наступления для него неблагоприятных последствий. Так, согласно п. 48 Задания на проектирование (Приложение N 1 к контракту) Затраты на прохождение государственной экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий несет Подрядчик и учитывает их в цене конкурсного предложения. Общество, подавая заявку на участие в конкурсе, выразил свою волю и согласие со всеми условиями закупки. Заявительный порядок участия в торгах соответствует принципу автономии воли гражданского законодательства.
Таким образом, доводы представителя ООО "Атлантстрой" не могут быть приняты Комиссией в качестве объективной причины неисполнения условий контракта. Кроме того, однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц ООО "Атлантстрой" также не предоставлено На основании изложенного Комиссия приходит к выводу:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлена информация и документы, подтверждающие: 2024-8284 7 принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Частью 8 ст.104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Атлантстрой" ИНН0544014552 Юридический адрес: 368006, Республика Дагестан, г.Хасавюрт Ш Махачкалинское д.12 ,К.Б, офис 1, директор: Инарукаев Рашид Мирзабегович ИНН 053416053338), в связи с неисполнением обязательств по по контракту N 0121200004723001002 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Разводящие сети водоснабжения для микрорайонов N 8, N 9 в с. Кочубеевском Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края" сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля. 2024-8284 8 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия Председатель комиссии Н.Г. Пызина Члены комиссии: Е. В. Вишневская В. Р. Калиниченко 2024-8284 9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 июня 2024 г. N 026/10/104-1209/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024