Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии: О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; И.Д. Старжинский - специалист эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, с участием представителей: заказчика - государственного казённого учреждения Калининградской области "Управление дорожного хозяйства Калининградской области": С.С. Линской (по доверенности); уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": А.Л. Готовчика (по доверенности), в отсутствие представителей заявителя - ООО "ГРУППА "ЮВЕС-ПЛЮС", уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "ГРУППА "ЮВЕС-ПЛЮС" (вх. N 4354/24 от 06.06.2024) на действия заказчика - Государственного казённого учреждения Калининградской области "Управление дорожного хозяйства Калининградской 1 области" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения "Калининград - Мамоново II (пос.Новоселово) - граница с Республикой Польша" км 0,00- 1,00 и "Южный обход г. Калининград км1,450-9,000", относящихся к собственности Калининградской области (извещение N 0335200014924001507) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 06.06.2024 поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного учреждения при рассмотрении и оценке вторых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе. В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы По мнению Заявителя Заказчиком при формировании извещения об осуществлении закупки были допущены следующие нарушения:
- срок исполнения обязательств по контракту установлен менее 6 месяцев;
- в проекте контракта не установлены типовые условия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N 572 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.04.2023 N 572).
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя Заказчик полагает, что извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с требованиям действующего законодательства, также Заказчик считает, что у Заявителя отсутствует надлежащий опыт выполнения работ, соответственно, его права и законные интересы не могут быть нарушены. Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя Уполномоченное учреждение также полагает, что в действиях Заказчика при формировании извещения об осуществлении закупки отсутствуют нарушения.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия
установила
следующее 28.05.2024 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона N 0335200014924001507 вместе с приложениями. Начальная (максимальная) цена контракта - 294 716 172,00 рублей.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупочной процедуры должно содержать проект контракта. В части неприменения типовых условий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N 572 Комиссия отмечает следующее.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N 572 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ 2024-3194 2 по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений. На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, требования законодательства в части применения типовых условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N 572, Заказчиком включены в проект контракта, в том числе, касающиеся гарантии качества. Комиссией установлено, что в пункте 7.1 проекта контракта содержатся гарантийные сроки в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 08.04.2023 N 572.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя является необоснованным. Срок исполнения обязательств по контракту, в соответствии с пунктом 2.2 контракта определен графиком выполнения строительно-монтажных работ (далее - График выполнения работ) (Приложение N 2 к Контракту), Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а сроки и размеры оплаты выполненных строительно-монтажных работ и иных предусмотренных Контрактом работ (за исключением сроков и размеров оплаты выполненных работ в случае досрочного прекращения Контракта) - графиком оплаты выполненных работ (далее - График оплаты выполненных работ) (Приложение N 2 к Контракту) до 25.11.2024.
Согласно письму ФАС России от 26.07.2023 N МШ/59508/23 "Об актуализации разъяснений ФАС России по вопросу формирования лота при проведении закупок на содержание (ремонт) автомобильных дорог в соответствии с Законом о контрактной системе": II. На выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог субъекта Российской Федерации.
1) Для I - III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,2 млрд рублей. I - включает в себя Юг России (тропическая зона). II - Запад и Северо-Запад страны, территория Приморья (субтропическая зона). III - южные районы Сибири и часть Дальнего Востока (умеренная зона).
2) Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев. На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в настоящее время действующее законодательство не содержит нормативных требований обязывающих Заказчика при заключении контрактов на проведение работ по ремонту автомобильных дорог устанавливать срок выполнения работ более 6 месяцев, кроме того, в письме ФАС не содержится нижний порог размера НМЦК цены лота. В рассматриваемой закупке начальная максимальная цена лота составляет 294 716 172,00 рублей что почти в 5 раз меньше предельного размера НМЦК цены лота, установленного в критерии. Установление срока выполнения обязательств по контракту менее 6 месяцев само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников. Устанавливая сроки выполнения работ, Заказчик исходил из своих потребностей с учетом технологических требований к производству работ, а также учитывая, что указанные работы осуществляются в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги", исходя из сроков федерального финансирования и условий кассового исполнения. По условиям контракта основной объём работ составляют работы по замене верхнего слоя асфальтобетонного дорожного покрытия. Заявленные в закупке работы носят сезонный характер и могут осуществляться при определенных погодных условиях. В частности, в соответствии с требования СП 78.13330.2012 Свод правил СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85.
Автомобильные дороги" (далее - СП 78.13330.2012) укладку асфальтобетонных смесей следует осуществлять в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С, осенью - не ниже 10°С (п. 12.3.1).
Таким образом увеличения срока выполнения работ привело бы к необходимости их выполнения в зимний период при неблагоприятных погодных условиях и как следствие их вынужденной приостановке, что в итоге ведет к значительному увеличению сроков завершения работ на объекте и к риску получения некачественного результата работ.
Согласно представленным Заказчиком материалам (приказ Минразвития Калининградской области N 114 от 27.04.2024, письмо Минразвития Калининградской области исх. N УДХ-2024/4681-ЕК от 10.06.2024) Комиссией установлено, что денежные средства на выполнение работ по данному объекту Заказчику были выделены в конце апреля 2024, при этом оплата за выполнение работ должна быть осуществлена до 01.12.2024. 2024-3194 3 При этом, понятие "исполнение обязательств по контракту" шире, чем понятие "срок выполнения работ", поскольку исполнение обязательств по контракту помимо срока выполнения работ включает в себя также срок на приемку работ, срок на проведение экспертизы, срок для оплаты. Из статьи 6 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств Таким образом, заказчикам надлежит исходить из принципа эффективности использования бюджетных средств, в соответствии с которым участники бюджетного процесса должны действовать из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Вместе с тем, наилучший результат достигается путем проведения эффективной для заказчика закупки, то есть исключительно при выражении заказчиком своей объективной потребности путем включения тех или иных условий в извещение закупочной процедуры. Из пояснений Заказчика следует, что срок выполнения работ установлен, в том числе с учетом особенностей климатических условий, в соответствии с СП 78.13330.2012, при этом невыполнение требований данного СП 78.13330.2012 приведет к более быстрому износу автомобильной дороги и, как следствие, к дополнительным расходам Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик имеет объективную потребность в выполнении непосредственно ремонтных работ в сроки, предусмотренные проектом контракта.
Также, Комиссия дополнительно отмечает следующее. Как установлено частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке. В извещении об осуществлении закупки N 0335200014924001507 Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571), а именно требования, предусмотренные позицией 18 Раздела III Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги". С учетом НМЦК закупке Заявителю необходимо представить опыт выполнения работ на сумму не менее 58,943 млн. рублей.
Согласно части 12 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона. 2024-3194 4 В рамках рассмотрения данной жалобы (вх. N 4354/24 от 06.06.2024) Калининградским УФАС России была получена информации от оператора электронной площадки АО "ЭТС" о размещении Заявителем 06.05.2024 в 10:15:21 по позиции 18 Раздела III Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги" информации и документов на электронной площадке для подтверждения соответствия части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно копии договора N 1101 от 13.10.2023, заключенного между ООО "ИНТЕР" (ИНН 7806607065) (далее - Заказчик) и ООО "ГРУППА "ЮВЕРС-ПЛЮС" (далее - Подрядчик) на выполнение работ по Реконструкции подъездной автодороги к базе минеральных удобрений по адресу: Ленинградская обл, Сланцевский район, Кингисеппское шоссе, (далее - Объект). Автодорога относится к V-ой категории дорог (далее - договор N 1101 от 13.10.2023).
Согласно представленным материалам работы выполнялись в период с 13.10.2023 по 15.03.2024 по адресу: Ленинградская обл, Сланцевский район, Кингисеппское шоссе - реконструкции подъездной автодороги к базе минеральных удобрений. В целях подтверждения достоверности договора N 1101 от 13.10.2023 Калининградским УФАС России направлен запрос в Администрацию муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, которая представила информацию, что в период с 13.10.2023 по 15.03.2024 ООО "ГРУППА "ЮВЕРС-ПЛЮС" или ООО "ИНТЕР" разрешения (ордера) на осуществление земляных работ на территории муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области не выдавались;
- разрешение на строительство/ввод в эксплуатацию для реконструкции подъездной автодороги к базе минеральных удобрений по адресу: Ленинградская обл., Сланцевский район, Кингисеппское шоссе, (далее - Объект) в период с 13.10.2023 по 15.03.2024 не выдавались;
- информация о выполнении работ по вышеуказанному объекту в период с 13.10.2023 по 15.03.2024 отсутствует. На заседании Комиссии представитель Заказчика отметил, что согласно информации, имеющейся в открытом доступе, а именно сведениям о Заявителе размещенным на сайте Федеральной налоговой службы, следует что данная организация относится к микропредприятиям со среднесписочной численность работников организации 1 человек, а сумма доходов по данным бухгалтерской отчетности организации за период за 2022-2023 годы составила 10,76 млн.рублей.
Также, Комиссией установлено, что заказчик по договору N 1101 от 13.10.2023 - ООО "ИНТЕР" (ИНН 7806607065) согласно сведениям с Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности с 22.03.2024 года находится в процессе ликвидации юридического лица, решение о ликвидации принято 16.02.2024.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Заявителя опыта выполнения работ, предусмотренного позицией 18 Раздела III Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги", следовательно, права и законные интересы ООО "ГРУППА "ЮВЕС-ПЛЮС" (ИНН 5300004848) при осуществлении данной закупки не могут быть нарушены.
Таким образом, учитывая сроки выделения и освоения денежных средств на данную закупку, принимая во внимание объективную потребность Заказчика, а также вышеуказанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в извещении Аукциона условий, ведущих к ограничению конкуренции, ввиду чего доводы жалобы признаются Комиссией необоснованными. Кроме того, указанное условие не создает преимуществ какой-либо конкретной организации. В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется. В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия 2024-3194 5
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГРУППА "ЮВЕС-ПЛЮС" необоснованной. Председатель комиссии Н.С. Иванова Члены комиссии: О.И. Филатов И.Д. Старжинский В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 2024-3194 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 июня 2024 г. N 039/06/34-500/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024