Резолютивная часть оглашена
14.06.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного казенного учреждения Самарской области "Управляющий центр занятости населения" (далее - Заказчик, ГКУ СО "Управляющий центр занятости населения") о включении сведений об ООО "ИНФОРМИКА" (далее - Испаолнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом поставщика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан в соответствии с приказом министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 22.10.2012 N 48-п. по программе профессиональной переподготовки "Информационная безопасность. Техническая защита конфиденциальной информации" для государственного казенного учреждения Самарской области "Управляющий центр занятости населения" (извещение N 0142200001324004576, начальная (максимальная) цена контракта - 415 000,00 руб.). (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
01.04.2024 на основании результатов подведения итогов электронного аукциона (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.03.2024 NИЭА1) между ГКУ СО "Управляющий центр занятости населения" и ООО "ИНФОРМИКА" был заключен контракт N 04-01-2/06 (далее - Контракт), в соответствии с которым Общество оказывает услуги по дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан в соответствии с приказом министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 22.10.2012 N 48-п. по программе профессиональной переподготовки "Информационная безопасность. Техническая защита конфиденциальной информации" для государственного казенного учреждения Самарской области "Управляющий центр занятости населения".
Согласно Приложению N1 к Контракту Исполнитель не позднее 5 рабочих дней со следующего дня после заключения Контракта разрабатывает и предоставляет Заказчику на согласование учебные планы, учебные программы по темам обучения в соответствии с образовательными стандартами, установленными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. При наличии замечаний Заказчика по представленным на согласование учебным материалам, Исполнитель обязан устранить замечания в однодневный срок и повторно представить их на согласование Заказчику.
05.04.2024 в адрес ГКУ СО "Управляющий центр занятости населения" от ООО "ИНФОРМИКА" было направлено письмо (вх. от 08.04.2024 N1329) с просьбой расторгнуть заключенный контракт (N04-01-2/06 от 01.04.2024) по соглашению сторон в связи с расторжением договора соисполнения, заключенного между ООО "ИНФОРМИКА" и ООО "ЦТБ-ЛИДЕР".
16.04.2024 ГКУ СО "Управляющий центр занятости населения" направил ответ (исх. от 16.04.2024 NМТЗМ-13/419) в адрес ООО "ИНФОРМИКА" о том, что в соответствии с условиями контракта Исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств по контракту других лиц - соисполнителей после получения письменного согласия Заказчика, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств, предусмотренных договором, заключенным с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), осуществлять замену субподрядчика, соисполнителя, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика, соисполнителя. Дополнительно было указанно, что расторжение контракта по соглашению сторон не представляется возможным в связи с необходимостью оперативного проведения обучения граждан, в том числе членов семей участников специальной военной операции, а также отсутствием у Управляющего центра оснований (причин) для отказа от обязательств по контракту.
17.04.2024 от ООО "ИНФОРМИКА" поступило предложение о направлении претензии (вх. от 18.04.2024 N1531).
27.04.2024 ГКУ СО "Управляющий центр занятости населения" направил в адрес ООО "ИНФОРМИКА" претензию (исх. от 27.04.2024 NМТЗМ-13/470) о необходимости предоставления Заказчику учебного плана и учебной программы не позднее 5 рабочих дней со следующего дня после заключения контракта (в соответствии с условиями Технического задания).
На 27.04.2024 ООО "ИНФОРМИКА" не исполнило обязанности по Контракту (учебный план и учебная программа не были предоставлены). Исполнителю предложили предпринять меры по исполнению обязанностей по контракту в срок до 13.05.2024 или предпринять иные меры, предусмотренные законом о контрактной системе.
27.04.2024 ООО "ИНФОРМИКА" направило письмо (вх. от 02.05.2024 N1658) в адрес ГКУ СО "Управляющий центр занятости населения" о невозможности предоставления учебного плана и учебной программы, так как они имеют гриф "ДСП" (для служебного пользования), а также об отсутствии возможности проведения обучения по контракту (N04-01-2/06 от 01.04.2024). На основании вышеуказанного ООО "ИНФОРМИКА" просило расторгнуть контракт по соглашению сторон.
06.05.2024 ГКУ СО "Управляющий центр занятости населения" повторно направил претензию (исх. от 06.05.2024 NМТЗМ-13/508) в адрес ООО "ИНФОРМИКА" о необходимости предпринять меры по исполнению обязанностей по контракту в срок до 13.05.2024 или предпринять иные меры, предусмотренные законом о контрактной системе. Дополнительно было указанно, что расторжение контракта по соглашению сторон не представляется возможным, а также возможности пересылки документов "ДСП" другим органам и организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями, или они могут быть переданы нарочным.
23.05.2024 ООО "ИНФОРМИКА" в ЕИС в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" разместил письмо с просьбой расторгнуть Контракт по соглашению сторон и подписало его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени исполнителя.
Так как данное письмо было размещено в вышеуказанном разделе в ЕИС и приравнивалось к решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, 04.06.2024 вступило в силу и Контракт был расторгнут.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Из части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно письменным пояснениям ООО "ИНФОРМИКА:
"В соответствии с заключенным по итогам электронного аукциона между ООО "ИНФОРМИКА" и Управляющим центром занятости населения Самарской области Контрактом N 04-01-2/06 от 01.04.2024 г. (извещение N 014220000324004576), ООО "ИНФОРМИКА" был привлечен по договору соисполнения N 001/2024 от 15.02.2024 г, соисполнитель - ООО "ЦТБ-ЛИДЕР", имеющий в штате преподавателя по дисциплине "Информационная безопасность", а также согласованную со ФСТЭК России программу профессиональной переподготовки "Информационная безопасность. Техническая защита конфиденциальной информации". На момент исполнения Контракта N 04-01-2/06 от 01.04.2024 г (извещение N 014220000324004576) ООО "ЦТБ-ЛИДЕР", в одностороннем порядке, расторг договор соисполнения с ООО "ИНФОРМИКА", по причине несоответствия программы, указанной в Контракте, т.к. программа профессиональной переподготовки "Информационная безопасность. Техническая защита конфиденциальной информации", указанная в Контракте предусматривает дистанционное обучение и не соответствует программам, согласованными со ФСТЭК России, где обучение проводится только в очной форме.
Нами были предприняты попытки найти другого соисполнителя, но все ссылались на несоответствие программы в вышеуказанном Контракте со ФСТЭК России.
На основании вышеизложенного нами было принято решение об одностороннем отказе исполнения Контракта N 04-01-2/06 от 01.04.2024 г. (извещение N 014220000324004576)".
Вместе с тем, у Комиссии Самарского УФАС России имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях ООО "ИНФОРМИКА" признаков недобросовестного поведения, которые толкуются в пользу участника закупки, так как Обществом был привлечен к исполнению Контракта соисполнитель ООО "ЦТБ-ЛИДЕР" (договор N 001/2024 от 15.02.2024 г.), который впоследствии расторг договор соисполнения.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении ООО "ИНФОРМИКА" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Ранее в Самарское УФАС России обращений о рассмотрении вопроса о включении ООО "ИНФОРМИКА" не поступало.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту а) пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "ИНФОРМИКА" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ИНФОРМИКА" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 июня 2024 г. N РНП-63-152
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024