Резолютивная часть оглашена
19.06.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе: заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.С.Корчагиной, заместителя начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России Е.А.Смирновой, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Самарского УФАС России М.А.Казанцевой,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Муниципального бюджетного учреждения Кировского внутригородского района городского округа Самара "Кировское" (далее - Заказчик, МБУ "Кировское" Самара) о включении сведений об ООО "Эврика-14" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по ремонту системы отопления (извещение N 0342300000124000340, начальная (максимальная) цена контракта - 391 698,18 руб.).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение МБУ "Кировское" Самара о включении сведений об ООО "Эврика-14" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Общество не исполнило обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
09.04.2024 года между ООО "Эврика-14" и МБУ "Кировское" заключен контракт на выполнение работ по ремонту системы отопления N 64-М/24 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, ООО "Эврика-14" приняло на себя обязательство выполнить работы по ремонту системы отопления (далее - Объект) в соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом (Приложение N 1 к Контракту), графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту), Описанием объекта закупки и дефектной ведомостью (Приложение N 3 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта, местом выполнения работ является: 443077, г. Самара, пр. Кирова, 155А; 443077, г. Самара, пр. Кирова, 157.
В соответствии с пунктом 1.5. Контракта сроки выполнения работ определены сторонами следующим образом: с момента заключения Контракта по 31.05.2024 г. (Приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с пунктом 4.1.1. Контракта, Подрядчик обязан выполнить все работы по Контракту в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и приложениями к нему, ввести Объект в эксплуатацию в состоянии, обеспечивающем его безопасную и бесперебойную эксплуатацию.
В соответствии с пунктами 5.3.1.1. - 5.3.1.3. Контракта Подрядчик обязан предоставить Заказчику:
- приказ о закреплении за Объектом своих сотрудников, в том числе назначении лиц, ответственных за соблюдение при производстве работ норм и правил техники безопасности, пожарной безопасности, антитеррористического режима, санитарно- эпидемиологического режима, режима работы Заказчика, требований правовых актов об охране окружающей среды. Приказ(ы) направляется сопроводительным письмом с указанием Ф.И.О., должности, контактных телефонов;
- копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов, выполняющих работы, влияющие на безопасность (электромонтажник, сварщик и т.д.);
- приказ о назначении материально-ответственных лиц, в обязанности которых входит обеспечение сохранности строительных материалов, оборудования и иного имущества Подрядчика, обеспечение порядка его доставки на объект и выноса с территории объекта. Приказ(ы) направляется сопроводительным письмом с указанием Ф.И.О., должности, контактных телефонов.
В пункте 6 Описания объекта закупки (Приложение N3 к Контракту), указаны сопутствующие работы, перечень, и требования к выполнению:
- работы по подготовке помещений объекта к проведению ремонта: укрытие предметов защитной пленкой (по необходимости), разборка, вынос и занос предметов (по необходимости);
- Подрядчик своими силами и за свой счет возводит временные сооружения (места и навесы для складирования материалов и др.), необходимые для производства работ;
- Подрядчик обеспечивает Объекты за свой счет необходимыми материально- техническими ресурсами, строительной техникой и инструментами. Доставка, разгрузка, погрузка материалов и оборудования к месту проведения работ осуществляется силами и за счет средств Подрядчика, с согласованием с Заказчиком места складирования (размещения) строительных материалов, Заказчик не несет ответственность за сохранность складируемых материалов.
03.05.2024 г. МБУ "Кировское" направило ООО "Эврика - 14" претензию (Исх. N149 от 03.05.2024 г.), в котором информировало Подрядчика о нарушении сроков предоставления документов в соответствии с Контрактом и о предоставлении информации о дате начала выполнения работ. (Уведомление претензионной переписки N 1 от 03.05.2024 размещено в ЕИС 03.05.2024 в 17:14:54 (МСК+1)).
06.05.2024 г. МБУ "Кировское" был получен ответ от ООО "Эврика -14" исх. N16/24 от 03.05.2024 г. (вх. N154 от 06.05.2024 г.), письмо было направлено на электронную почту ChernenkoAV@samadm.ru, в ЕИС не размещено, в котором указанно, что ООО "Эврика-14" приступит к выполнению работ (демонтажу системы отопления) с 06.05.2024 г по 12.05.2024 г., к письму были приложены приказы ООО "Эврика-14" от 03.05.2024 г. N25 "О допуске сотрудников на объект выполнения работ" и N24 "О назначении лиц, ответственных за проведение работ на объекте: в МБУ "Кировское", г. Самара, пр. Кирова, д. 157. Работы по демонтажу системы отопления".
08.05.2024 г. МБУ "Кировское" направило ООО "Эврика - 14" претензию (Исх. N151 от 08.05.2024 г.), о нарушении сроков начала работ, в соответствии с предоставленной информацией о начале работ в письме исх. NN16/24 от 03.05.2024 г. (вх. N154 от 06.05.2024 г.), в указанный в письме период с 06.05.2024 г. по 08.05.2024 г (рабочие дни) ООО "Эврика-14" к началу работ не преступило (Уведомление претензионной переписки N 2 от 13.05.2024 размещено в ЕИС 13.05.2024 в 09:37:14 (МСК+1)).
13.05.2024 г. МБУ "Кировское" был получен приказ ООО "Эврика-14" от 13.05.2024 г. N26 "О допуске сотрудников на объект для выполнения работ", информация о дате начала работ не была предоставлена.
16.05.2024 г. МБУ "Кировское" было получено письмо от ООО "Эврика-14" исх. N17/24 от 16.05.2024 г. (вх. N175/1 от 16.05.204г.) о предоставлении проекта системы отопления по адресу г. Самара, пр. Кирова, д,257.
В соответствии с подписанным Контрактом, местом выполнения работ является: 443077, г. Самара, пр. Кирова, 155А; 443077, г. Самара, пр. Кирова, 157.
17.05.2024 г. МБУ "Кировское" направило ООО "Эврика-14" письмо исх. N157 от 17.05.2024 г., в котором указало, что в соответствии с подписанным контрактом необходимо выполнить работы по ремонту системы отопления (заменить несколько радиаторов и небольших отрезков труб), а не произвести выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления (т.е. замене системы отопления полностью). Для данного вида работ (замены радиаторов отопления и небольших отрезков труб) не нужен проект системы отопления, все оборудование и материалы (радиаторы отопления, трубы), подлежащие замене и ремонту находятся в открытом доступе.
Также в письме указано о необходимости приступить к выполнению обязательств по контракту 64-М/24 в кратчайшие сроки.
23.05.2024 г. МБУ "Кировское" направило ООО "Эврика - 14" претензию (Исх. N160 от 23.05.2024 г.) о нарушении сроков начала выполнения работ, т.к. по состоянию на 23.05.2024 г. ООО "Эврика - 14" к началу выполнения работ (демонтажу системы отопления) не приступило. (Уведомление претензионной переписки N 3 от 23.05.2024 размещено в ЕИС 23.05.2024 B 10:13:23 (МСК+1))
24.05.2024 г. МБУ "Кировское" было получено письмо от ООО "Эврика-14" исх. N18/24 от 23.05.2024 г. (вх. N185 от 24.05.204г.) о предоставлении проекта системы отопления по адресу г. Самара, пр. Кирова, д.257, для начала выполнения работ в соответствии с условиями Контракта.
27.05.2024 г. МБУ "Кировское" направило ООО "Эврика-14" письмо исх. N157 от 17.05.2024 г., в котором указало, что в соответствии с подписанным контрактом необходимо выполнить работы по ремонту системы отопления (заменить несколько радиаторов и небольших отрезков труб), а не произвести выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления (т.е. замене системы отопления полностью). Для данного вида работ (замены радиаторов отопления и небольших отрезков труб) не нужен проект системы отопления, все оборудование и материалы (радиаторы отопления, трубы), подлежащие замене и ремонту находятся в открытом доступе.
Также в письме указано о необходимости приступить к выполнению обязательств по контракту 64-М/24 в срок не позднее 28.05.2024 г. (Уведомление претензионной переписки N 4 от 27.05.2024 размещено в ЕИС 27.05.2024 в 11:31:12 (МСК+1)).
По состоянию на 29.05.2024 г. ООО "Эврика-14" к выполнению работ в соответствии с подписанным контрактом, не приступило.
Неисполнение Подрядчиком обязательств по Контракту, обусловило принятие решения об одностороннем отказе со стороны Заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 29.05.2024 г., вступило в законную силу 11.05.2024 г.
Согласно пункту 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На дату рассмотрения обращения Обществом работы по ремонту системы отопления не выполнены. Доказательств обратного комиссии Самарского УФАС России не представлено.
Какие-либо действия, направленные на выполнение работ по контракту, в срок, отведенный для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
ООО "Эврика-14", подавая заявку на участие в Закупке, с указанными условиями согласилось, жалобы на документацию, запросы разъяснения положений документации не подавало. В ходе проведения торгов Общество снизило цену более, чем на 35 %.
В рассматриваемом случае ООО "Эврика-14" не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Эврика-14" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно выполнение работ по ремонту системы отопления. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Общества.
Согласно части 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Эврика-14" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта
В указанном случае ООО "Эврика-14" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
ООО "Эврика-14" на заседание ВКС Комиссии Самарского УФАС России (17.06.2024 г., 19.06.2024 г.) не подключился, пояснений не представило.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Эврика-14" (ИНН: 6319184949, КПП 631201001, ОГРН 1146319008549, юридический адрес: 443077, Самарская область, Г. САМАРА, УЛ. МЕТАЛЛИСТОВ, Д. 19, КВ. 107; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе: Вартанян Дарья Анатольевна (ИНН 631219871609) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Эврика-14", Вартанян Дарьи Анатольевны из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: А.С.Корчагина
Члены комиссии Е.А.Смирнова
М.А.Казанцева
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 июня 2024 г. N РНП-63-157
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024