Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 8078/24) МКУ "Управление капитального строительства Чусовского городского округа" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "КПС" (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на Ледовую арену, Пермский край, г. Чусовой, ул. Мира изв. N 0356500001424002648),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 03.06.2024 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 05.06.2024 с целью изучения документов, анализа материалов обращения и принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) установлено следующее.
Согласно извещению, Заказчикjv, ГКУ ПК "ЦОЗ" проводили открытый конкурс в электронной форме с объектом закупки: "Ледовая арена, Пермский край, г. Чусовой, ул. Мира".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.05.2024 NИЭОК1, победителем данного открытого конкурса в электронной форме является ООО "КПС" (идентификационный номер заявки - 2) с предложением о цене Контракта 373 255 710,00 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о закупках по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о закупках не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч.2 ст. 51 Закона о закупках проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона о закупках, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о закупках не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о закупках). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о закупках в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, не выполнены требования п.3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках) и ч. 5 ст. 51 Закона о закупках:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 51 Закона о закупках:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 51 Закона о закупках протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В ч. 4 ст. 96 Закона о закупках установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 104 Закона о закупках.
В течение пяти рабочих дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель аукциона размещает на электронной площадке одновременно с проектом контракта, подписанным электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона, документ и (или) информацию, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные электронной подписью указанного лица.
17.05.2024 г. Заказчик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) проект контракта.
В силу Закона о закупках, регламентированным сроком для подписания направленного Заказчиком проекта Контракта является - 24.05.2024 г.
28.06.2024 г. Заказчиком был составлен и размещен в ЕИС протокол признания ООО "КПС" уклонившимся от заключения контракта.
28.06.2024 г. сведения об уклонении Общества были направлены в Пермское УФАС России.
В предоставленных письменных пояснениях Общество поясняет следующее.
16.05.2024 г. второй участник данного конкурса подал жалобу в Пермское УФАС России.
17.05.2024 г. Пермское УФАС России приостановило процедуру подписания договора по данному открытому конкурсу в электронной форме.
17.05.2024 Заказчик опубликовал в ЕИС и направил победителю проект заключаемого контракта.
В связи с тем, что закупка в ЕИС была в статусе приостановки заключения контракта банк, который рассматривал заявку на выдачу независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, запросил решение Пермского УФАС России по жалобе второго участника данной закупки.
23.05.2024 Пермское УФАС России опубликовало сведения о результатах контроля, в соответствии с которыми жалоба второго участника открытого конкурса была признана необоснованной.
24.05.2024 г. ООО "КПС" направило решение Пермского УФАС России в соответствующий банк и получило предложение о выдаче независимой гарантии.
Вместе с тем, в связи с погодными условиями (штормовое предупреждение, обрыв проводов и, как следствие, отсутствие интернета) и окончанием рабочего дня банка, независимую гарантию банк выпустить не смог.
Общество так же сообщает, что 27.05.2024 г. ООО "КПС" направило протокол разногласий.
Общество обращает внимание на то, что до размещения новой редакции контракта техническая возможность подписания проекта контракта у ООО "КПС" отсутствовала.
Вместе с тем, 28.05.2024 Заказчиком в ЕИС размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
В этот же день ООО "КПС" получена независимая гарантия и включена в реестр независимых гарантий.
Таким образом, по мнению ООО "КПС", у Заказчика отсутствовали основания для признания Заявителя уклонившимся от подписания контракта.
В подтверждение своей позиции, Общество предоставило в адрес Комиссии материалы переписки с Заказчиком, снимки экрана, подтверждающие действия, направленные на получения независимой гарантии в целях обеспечения исполнения контракта, справку (исх. N18/05 от 29.05.2024 г.) об отсутствии Интернет-соединения, копию независимой гарантии N 23313-24-10 от 28.05.2024, а также иные документы.
Комиссия обращает внимание на то, что Обществом 29.05.2024 была подана жалоба (вх. N 8108/24) на действия МКУ "УКС ЧГО" при проведении данного открытого конкурса в электронной форме, в рамках рассмотрения которой Комиссия установила следующее.
16.05.2024 на действия Конкурсной комиссии ГКУ ПК "ЦОЗ" была подана жалоба.
17.05.2024 приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по вышеуказанной жалобе
В этот же день, 17.05.2024 г. Заказчик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) проект контракта.
В силу Закона о закупках, регламентированным сроком для подписания направленного Заказчиком проекта Контракта является - 24.05.2024 г.
20.05.2024 жалоба была признана необоснованной. 23.05.2024 Пермское УФАС России разместило в ЕИС результаты контроля, а также направило решение по вышеуказанной жалобе в адреса сторон рассмотрения.
23.05.2024 приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта была отменена.
Комиссия обращает внимание на то, что 27.05.2024 Обществом был направлен протокол разногласий относительно положений направленного проекта Контракта.
Вместе с тем, Заказчик данный протокол не обработал и действия, предусмотренные положениями п.п. 2,3 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках, не совершил.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о наличии в действиях Заказчика нарушения п.п. 2,3 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках.
Также Комиссия сообщает, что 28.05.2024 г. Заказчиком был составлен и размещен в ЕИС протокол признания ООО "КПС" уклонившимся от заключения контракта.
29.05.2024 г. сведения об уклонении ООО "КПС" были направлены в Пермское УФАС России.
Комиссия обращает внимание на то, что Заказчик не продлил срок подписания направленного в адрес Заявителя проекта контракта.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ (пп. 1 и 2) заключение договора требует достижения соглашения по всем существенным условиям, в требуемой в подлежащих случаях форме, между всеми его участниками, и происходит посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Основываясь на данных положениях гражданского законодательства, продлению на основании ч. 7 ст. 106 Закона о закупках подлежит в том числе срок, установленный Законом о закупках для подписания контракта победителем закупки и для его направления заказчику.
Противоположное толкование положений Закона о закупках не может быть признано правильным, поскольку вместо обеспечения восстановления прав победителя закупки оно создает формальные основания для признания победителя уклонившимся от заключения контракта, в то время как в действительности имело место не уклонение, а реализация участником закупки своего законного права на защиту в административном порядке.
Поскольку с учетом приостановления срока определения поставщика на период обжалования действий заказчика в антимонопольном органе, общество не нарушило срок подписания контракта, оно не могло быть признано уклонившимся от заключения контракта.
Соответственно, не продлив в соответствии с положениями Закона о закупках, срок подписания направленного проекта контракта, Заказчик не мог принять решение об уклонении ООО "КПС".
Указанные выводы подтверждаются позицией Президиума Верховного Суда РФ ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).
В частности, в соответствии с п. 38 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020), участник закупки, не направивший подписанный экземпляр контракта в период приостановления определения поставщика в связи с рассмотрением жалобы контрольным органом в сфере закупок, не считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия отмечает, что при принятии решения о включении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не ограничивается формальной констатацией, а в рамках выполнения возложенной на него функции выясняет все обстоятельства, определяет вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
С учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия полагает, что в действиях Общества отсутствовало недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от заключения контракта.
При изложенных обстоятельствах Комиссия полагает, что действия и воля ООО "КПС" не были направлены на уклонение от заключения контракта. Также Комиссия отмечает, что установленные обстоятельства по делу не являются достаточным основанием для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков. Доказательства недобросовестного поведения в материалах дела отсутствуют.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность победителя закупки, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, а также обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу, что физическим лицом не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об ООО "КПС" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "КПС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 июня 2023 г. N РНП-59-197
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024