рассмотрев обращение (вх. N 8843/24) МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ КМО" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений ООО "Алые паруса" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по передаче неисключительных прав (лицензий) на установку и использование операционной системы (N изв. 0356500001424000878).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по передаче неисключительных прав (лицензий) на установку и использование операционной системы. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 851,83 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 19.06.2024 в 16:00 ч.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
25.03.2024 г. между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 0356500001424000878 на оказание услуг по предоставлению лицензии простой (неисключительной) на операционную систему. Цена контракта - 11 851,83 руб.
В связи с невыполнением условий контракта 29.05.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Предмет Контракта: оказание услуг по передаче неисключительных прав (лицензий) на установку и использование операционной системы (далее - услуга).
1.2. Исполнитель обязуется оказать услуги, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Объем услуг, требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала оказания услуг: с даты заключения контракта (срок начала оказания услуг не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания оказания услуг: 2 рабочих дня с даты заключения Контракта.
1.6. Место оказания услуг: в соответствии с Приложением N 1 к Контракту.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
7.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Исполнитель и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Исполнителя является 29.05.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.06.2024 г.
Информация об Обществе направлена в адрес Пермского УФАС России 11.06.2024 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, МКУ Управления закупками КМО приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
Во исполнение п. 1.1 Контракта ООО "Алые паруса" направлены лицензии на установку и использование отечественной операционной системы UBLinux Desktop Enterprise для 64-х разрядной платформы на базе процессорной архитектуры х86-64, версия 2204 (далее - ОС UBLinux). Лицензии получены Заказчиком 26.03.2024 г.
В процессе проверки соответствия предмета контракта техническому заданию возникли сомнения в совместимости программных продуктов и в технической поддержке с данным программным обеспечением по пунктам.
Программное обеспечение должно обеспечивать совместимость с антивирусным программным обеспечением "DrWeb для Linux" версии 11.1 (Правообладатель ООО "Доктор Веб"), подтверждаемую сертификатом совместимости, составленным на основе проведенных испытаний.
Программное обеспечение должно обеспечивать совместимость с антивирусным программным обеспечением "Kaspersky Endpoint Security для Linux" версии 11.2 (Правообладатель АО "Лаборатория Касперского"), подтверждаемую сертификатом совместимости, составленным на основе проведенных испытаний.
Программное обеспечение должно обеспечивать совместимость с программным комплексом "ViPNet Client 4UforLinux" (Правообладатель ООО "ИнфоТеКС"), подтверждаемую сертификатом совместимости, составленным на основе проведенных испытаний.
Программное обеспечение должно обеспечивать совместимость с СКЗИ КриптоПро CSP 4. (Правообладатель ООО "КРИПТО-ПРО", Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ N 2014610162 от 09.01.2014 г.), операционная система должна обеспечивать доверенную среду эксплуатации СКЗИ, что должно подтверждаться сертификатом совместимости, составленным на основе проведенных испытаний.
Программное обеспечение должно обеспечивать совместимость с СКЗИ КриптоПро CSP 5.0 (Правообладатель ООО "КРИПТО-ПРО", свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ N 2017613509 от 21.03.2017, включенным в реестр отечественного ПО под реестровым номером 4332), операционная система должна обеспечивать доверенную среду эксплуатации СКЗИ, что должно подтверждаться сертификатом совместимости, составленным на основе проведенных испытаний.
На основании вышеизложенного, был направлен запрос предоставить официальные сертификаты совместимости операционной системы UBLinux Desktop Enterprise, для 64-х разрядной платформы на базе процессорной архитектуры х86-64, версия 2204, заверенные следующими правообладателями:
- ООО "КРИПТО-ПРО" в разрезе версий в соответствии п. 17-18 Приложения 1 к муниципальным контрактам;
- АО "Лаборатория Касперского" в соответствии с п. 19 Приложения 1 к муниципальным контрактам;
- ООО "Доктор Веб" в соответствии с п. 20 Приложения 1 к муниципальным контрактам;
- ООО "ИнфоТеКС" в соответствии с п. 22 Приложения 1 к муниципальным контрактам.
В результате полученных ответов было выявлено и установлено следующее:
1. Тестирование АО "Лаборатория Касперского" программного продукта "Kaspersky Endpoint Security для Linux" версии 11.2 на совместимость с операционной системой "UBLinux Desktop" не проводилось, поэтому АО "Лаборатория Касперского" не гарантирует возможность установки и стабильного функционирования своего ПО на версиях указанной выше операционной системы, не включенных в список официально поддерживаемых. Исходящее письмо N Исх. N 13324 - от 05.04.2024 г.
2. Тестирование продуктов Dr. Web в операционной системе UBLinux нами не производилось. Дополнительно информирует, что согласие на размещение на документах товарного знака Dr. Web в адрес ООО "Юбитех" они не давали. Исходящее письмо N Исх. N 00/1883 от 18.04.2024 г.
3. В эксплуатационной документации на сертифицированные ФСБ России СКЗИ разработки ООО "КРИПТО-ПРО" (в частности, на СКЗИ "КриптоПро CSP" версий 4.0, 4.0 R4' и СКЗИ "КриптоПро" CSP версий 5.0, 5.0 R2, 5.0 R3) не указана поддержка ОС "UBLinux Desktop".
4. Также отсутствие данной версии в репозитории ПО.
На основании указанных обстоятельств, Заказчик считает принятое решение об одностороннем отказе обоснованным.
Представители Общества в предоставленных пояснениях сообщает следующее.
22.05.2024 г. Обществом Заказчику было направлено письмо N22/05-1 от 22.05.2024 г. в котором было пояснено, что ОС UBLinux полностью соответствует требованиям Контракта.
В том числе, обратили внимание Заказчика, на то, что он безосновательно считает сертификаты совместимости, сформированные разработчиком операционной системы UBLinux ООО "Юбитех", на основании проведенных испытаний по совместимости с необходимыми Заказчику программными продуктами "не официальными".
В официальных приложенных Заказчиком письмах ООО "КРИПТО-ПРО" N14466 от 22.04.2024 г., ООО "Доктор Веб" NОО/1883 от 18.04.2024 г., АО "Лаборатория Касперского" N13324 от 05.04.2024 г. говорится о том, что разработчики перечисленного программного обеспечения не проводили тестирование совместимости разработанных ими продуктов с ОС UBLinux и не могут гарантировать возможность установки и корректной совместной работы.
Но, положения заключенного Контракта не обязывают подтверждать совместимость поставленной Заказчику исполнителем операционной системы и используемого Заказчиком программного обеспечения именно со стороны разработчиков используемых программных продуктов.
Разработчик операционной системы провел соответствующие испытания совместимости с данными программными продуктами, на основании чего сформировал официальные сертификаты совместимости.
Общество обращает внимание на то, что ни в одном из приведенных Заказчиком писем разработчики программных продуктов, используемых Заказчиков, не утверждают, что программные продукты, разработанные этими организациями, несовместимы с ОС UBLinux.
Общество сообщает, что неоднократно обращало внимание Заказчика на то, что в Техническом задании и соответственно в Контракте нет указаний о том, что Заказчиком используются именно сертифицированные версии программного обеспечения. Указано лишь то, что используются "СКЗИ КриптоПро CSP 4" и "СКЗИ КриптоПро CSP 5.0", данные обозначения не позволяют сделать вывод о конкретной версии СКЗИ и являются ли они сертифицированными.
Кроме того, согласно документации ООО "КРИПТО-ПРО", в том числе это указано в приложенных Заказчиком формулярах на СКЗИ КриптоПро CSP версии 4.0 R4 1-Base и СКЗИ КриптоПро CSP версии 5.0 R2 KC1, данные СКЗИ совместимы с дистрибутивами Linux, удовлетворяющими стандарту Linux Standard Base ISO/IEC 23360 (LSB) версии 4.х
Также, Исполнитель предоставил Заказчику информацию с официального сайта разработчика ОС UBLinux, которая подтверждает, что данная операционная система полностью соответствует стандарту Linux Standard Base ISO/IEC 23360 (LSB) версии LSB 4.х, а также более современным версиям данного стандарта 4.1, 5.0 подробнее это описывается в документации на ОС UBLinux, привели соответствующее описание и инструкцию для проверки.
Кроме того, Общество обратило внимание Заказчика на то, согласно аукционной документации и Контракта приобрел не сертифицированную версию отечественной операционной системы, соответственно, при проведении аттестации рабочих мест в любом случае понадобится проводить исследование АРМ под ее управлением, в комплексе с установленным прикладным программным обеспечением и средствами защиты на соответствие требованиям безопасности необходимых Заказчику.
В подтверждение своих позиций, стороны рассмотрения данного обращения предоставили в адрес Комиссии переписку в полном объёме, а также все иные документы.
Комиссией установлено, что действия Исполнителя были направлены на исполнение положений Контракта.
Вместе с тем, что между сторонами Контракта возник спор относительно причин, послуживших основанием принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Комиссия также сообщает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, Общество исполнило 282 государственных и муниципальных контракта.
На основании вышеописанного, Комиссия сообщает, что исходя из анализа предоставленной переписки, пояснений сторон, можно сделать вывод о том, что действия Исполнителя были направлены на исполнение положений Контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Общества или об умысле Исполнителя, направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Алые паруса" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Алые паруса" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 июня 2024 г. N РНП-59-211
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024