Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела М.А. Грицай, заместитель начальника отдела Е.А. Шмыгина (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Р-Трейд" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган), заказчика - Краевого государственного казённого учреждения "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме ЭА-N-9214/24 "Поставка комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД" (далее - аукцион), извещение N 0119200000124008692 на электронной торговой площадке ЭТП ТЭК-Торг (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС поступила жалоба ООО "Р-Трейд" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (далее - жалоба). Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. До начала рассмотрения жалобы по существу подателем жалобы было направлено ходатайство о рассмотрении жалобы посредством видео-конференц-связи (далее - ВКС).
Ходатайство было удовлетворено Комиссией. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик и уполномоченный орган обеспечили явку своих представителей, надлежащим образом подтвердивших свои полномочия и личности.
Также в рассмотрении жалобы по существу посредством ВКС участвовали представители подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия и личности. В содержании жалобы изложены следующие доводы о нарушениях заказчиком требований Закона о контрактной системе, приводящих к ограничению участия в электронном аукционе заинтересованных лиц.
1. В составе извещения установлено необоснованное требование, которое существенно ограничивает возможное к поставке оборудование и количество возможным участников, которое также ограничивает оборудование с улучшенными характеристиками к поставке. В описании объекта закупки для комплекса Тип 2 Заказчик
установил
жесткий показатель для погрешности синхронизации времени, что ограничивает комплексы с улучшенными характеристиками.
2. Заказчиком, в нарушение требований действующего законодательства о контрактной системе неправомерно не применена позиция КТРУ 26.51.66.190-00000023 "Техническое средство автоматической фотовидеофиксации для обеспечения контроля дорожного движения". Заказчик, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили мотивированные возражения. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения электронного аукциона. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует необходимость использования заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой 2024-9851 2 услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиком в целях писания объекта закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке. Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Из доводов подателя жалобы следует, что заказчику надлежало применить позицию КТРУ 26.51.66.190-00000023 "Техническое средство автоматической фотовидеофиксации для обеспечения контроля дорожного движения". Комиссия, изучив информацию об объекте закупки, установила, что заказчиком применен код ОКПД 226.51.66.190 "Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки". Из пояснений заказчика следует, что в предлагаемой подателем жалобы позиции КТРУ 2024-9851 3 отсутствует ряд технических характеристик товара, необходимых заказчику для удовлетворения потребности в оборудовании. Представитель заказчика обратил внимание Комиссии на тот факт, что потребность заказчика заключается в товаре, отличном тому, который описан в позиции КТРУ. При анализе извещения о проведении электронного аукциона, Комиссией также установлено, что заказчиком в соблюдение требований статьи 14 Закона о контрактной системе установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 N О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Комиссия отмечает, что примененный заказчиком код ОКПД 226.51.66.190 "Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки" включен в перечень товаров, утвержденный Постановлением N 878.
Таким образом, при применении позиции КТРУ 26.51.66.190-00000023 "Техническое средство автоматической фотовидеофиксации для обеспечения контроля дорожного движения" заказчик ограничен в указании дополнительных необходимых характеристик. Из пояснений заказчика следует, что необходимость применения кода ОКПД2 и установления уточненных характеристик обусловлена спецификой применения оборудования. Представители заказчика также пояснили, что поставка оборудования с характеристиками, отличными от требуемых, приведет к невозможности использования приобретаемого оборудования для достижения поставленных целей, и, как следствие, к нерациональному 2024-9851 4 расходованию бюджетных средств учреждения. Данная позиция коррелируется с позицией Арбитражного суда Красноярского края по делу NА33-10567/2022.
Так, заказчик пояснил, что объектом закупки является поставка комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД (далее - комплексы, оборудование). Предметом деятельности заказчика является реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края, а также в отношении других автомобильных дорог, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ, финансируемых за счёт средств краевого бюджета и направленных, в том числе, на повышение безопасности дорожного движения. Одним из направлений вышеуказанной деятельности является обеспечение фиксации движения транспортных средств (далее - ТС) посредством специальных технических средств фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме. Следовательно, при описании объекта закупки "поставка оборудования для обеспечения контроля за дорожным движением" Заказчик, прежде всего руководствуется своими потребностями как учреждение, осуществляющее деятельность, направленную на организацию и обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах Красноярского края. Функционирование комплексов на рубежах контроля - это один из самых эффективных способов устранения причин дорожно-транспортных происшествий, а также предотвращения возникновения новых опасных участков. Показатели аварийности в местах размещения комплексов фото-видео-фиксации нарушений ПДД заметно снижаются. С учетом этого приобретение новых передвижных комплексов определено как одно из необходимых мероприятий для снижения количества ДТП на автомобильных дорогах Красноярского края (решение комиссии по безопасности дорожного движения от 21.12.2023 N 42).
Заявленное к поставке оборудование приобретается Заказчиком за счет бюджетных средств в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги". Кроме того, для обеспечения максимально эффективного его использования контроль за дорожным движением осуществляется не только посредством фиксации нарушений ПДД, но и фиксацией информации, используемой для контроля транспортных потоков в рамках функционирования интеллектуальной транспортной системы Красноярского края (развитие которой также предусмотрено вышеуказанным национальным проектом), а также решения многочисленных задач правоохранительной направленности в сфере обеспечения общественной безопасности Красноярского края. Позиция КТРУ 26.5.66.190-00000023 содержит лишь 6 (шесть) обязательных для применения характеристик, которые не позволяют определить, обладает ли такое оборудование характеристиками, которые необходимы Учреждению для выполнения функций по контролю за безопасностью дорожного движения и повышению пропускной способности улично-дорожной сети, так как в представленном КТРУ среди характеристик отсутствуют необходимые технические характеристики, указанные Заказчиком в описании объекта закупки. Позиция включает в себя шесть характеристик: Разрешение матрицы; Цифровое увеличение; Назначение; Вид по степени мобильности; Наличие свето-видеосигнальной панели;
- Наличие обзорного датчика. Вышеуказанные характеристики не позволяют осуществить закупку оборудования, с необходимым Заказчику функциональным назначением - контроль транспортных потоков и фиксацией нарушений ПДД с возможностью последующего вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях. Отсутствие в описании объекта закупки прямого требования о контроле транспортных потоков исключает наличие у поставляемого оборудования данной функции. Вышеуказанный функционал используется в рамках интеллектуальной транспортной системы Красноярского края и включает в себя данные об интенсивности движения, его плотности, составе, т.е. распределении транспортных средств по классам.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 57144-2016 2024-9851 5 (технический регламент (стандарт), применяемый к вышеуказанной позиции КТРУ) контроль транспортных потоков является дополнительной функцией контроля за дорожным движением, наличие которой определяется исключительно потребностью Заказчика. Отсутствие в описании объекта закупки требования об информационном взаимодействии с СПО "Паутина" с использованием единого формата передачи данных по протоколу "Дупло 2" исключает возможность вынесения постановлений, поскольку используемый МВД России ресурс принимает информацию о зафиксированных комплексами нарушениях ПДД только в формате, соответствующем вышеуказанному протоколу. Кроме того, учитывая, что позиции КТРУ не позволяют надлежащим образом определить необходимое заказчику оборудование, а также то, что достижение эффективности и результативности закупки невозможно в отсутствие надлежащего описания объекта закупки, соответствующего потребности Заказчика, в описании объекта закупки Заказчиком указаны уточняющие характеристики необходимого оборудования. Так, указаны требования к максимально допустимому значению нижнего предела диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств. На рынке средств фотовидеофиксации в значительном количестве присутствуют приборы с гарантированным измерением скорости движения ТС только с 20 км/ч. В случае отсутствия в описании объекта закупки конкретных значений метрологических характеристик возможна поставка приборов с вышеуказанной характеристикой, что исключает их применение для контроля транспортного потока в условиях заторовых ситуаций. Исключает возможность более эффективного использования приобретаемого товара и отсутствие в описании объекта закупки другой обязательной для средств измерения метрологической характеристики - пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС. Указанная характеристика позволяет осуществить выбор оборудования с более высокой гарантированной точностью измерения скорости, также имеющей значение для эффективного контроля транспортных потоков. Позиция КТРУ также не содержит других важных требований, конкретизация которых (в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016) определяется на основании потребностей Заказчика. Так, в частности, согласно п. 5.4. ГОСТ Р 57144-2016 технические средства автоматической фотовидеофиксации должны позволять распознавать одновременно все типы государственных регистрационных знаков транспортных средств, применяемых в Российской Федерации, а также не менее чем в четырех зарубежных странах по запросу и перечню Заказчика. Определение конкретных стран осуществляется индивидуально субъектами РФ с учетом их территориального расположения и трафика движения ТС конкретных иностранных государств. Кроме того, наличием потребности Заказчика ГОСТ Р 57144-2016 определяет необходимость включения в описание объекта закупки требования о формировании видеозаписи по зафиксированным нарушениям (п. 6.5.6.).
Отсутствие вышеуказанной характеристики и ее детализации влечет за собой возможность поставки оборудования, не позволяющего обеспечить формирование достаточной доказательной базы по административному правонарушению, что создает риски неправомерного привлечения к административной ответственности и отмены постановлений в случае их обжалования. Не определены позицией КТРУ и ГОСТ Р 57144-2016 требования к ширине зоны контроля. В связи с тем, что исполнение применяющихся в настоящее время комплексов предназначено для контроля различного количества полос (от 2 и более), указанная характеристика включена в описание объекта закупки. Ее конкретизация необходима для определения потребности в эксплуатации оборудования на автомобильных дорогах с определенными параметрами (комплекс с минимальной зоной контроля не позволяет осуществлять эффективный контроль дорожного движения на дорогах с количеством полос, превышающем его характеристики). В КТРУ и ГОСТ Р 57144-2016 не установлено требование о наличии функции классификации ТС категорий "В", "С", "D".
Отсутствие указанной характеристики в описании объекта закупки делает невозможной осуществление фиксации нарушений скорости вне населенных пунктов (п. 10.3 ПДД РФ установлены различные величины разрешенной скорости 2024-9851 6 для разных типов ТС при движении вне населенных пунктов).
Таким образом, код позиции КТРУ 26.51.66.119-00000023 не отвечает потребностям Заказчика, поскольку в рамках данного кода позиции КТРУ приобретается техническое средство автоматической фото-видео-фиксации, не имеющее функции контроля транспортных потоков и без выполнения настройки информационного взаимодействия с СПО "Паутина" с использованием единого формата приема - передачи данных по протоколу веб-сервиса "Дупло 2". Проанализировав позицию КТРУ 26.51.66.190-00000023 "Техническое средство автоматической фотовидеофиксации для обеспечения контроля дорожного движения", Комиссия установила, что в отношении всех имеющихся в ней характеристик установлено, что они не являются обязательными для применения.
Также на основании пояснений заказчика с учетом требований законодательства о контрактной системе Комиссия пришла к выводу о том, что указанная позиция КТРУ действительно не содержит характеристики, соответствующие потребности заказчика, заказчику к поставке требуется принципиально иной товар, отличающийся от включенного в позицию КТРУ, в связи с чем описание объекта закупки правомерно осуществлено заказчиком в соответствии с требованиями пункта 7 Правил использования КТРУ, в соответствии с которой в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Комиссия также отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств того факта, что товар, указанный в позиции КТРУ, отвечает потребности заказчика. Относительно довода подателя жалобы о неправомерном установлении в описании объекта закупки для комплекса Тип 2 жесткого показателя для погрешности синхронизации времени Комиссия сообщает следующее. В описании объекта закупки Заказчиком обозначена потребность в фиксации конкретных составов административных правонарушений, определенных для комплексов Тип 1 (фиксация нарушений установленного скоростного режима, выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения; движение по обочине в нарушение ПДД; движение по полосе для маршрутных ТС) и Тип 2 (фиксация нарушений правил остановки и стоянки ТС, а также нарушений, связанных с нахождением ТС на полосе для маршрутных ТС). Заказчик пояснил, что указанное разделение связано с тем, что все имеющиеся комплексы фото-видео-фиксации имеют различное назначение, определяемое на этапе сертификации и позволяющее фиксировать определенные виды правонарушений. Так, для обеспечения законности фиксации нарушений установленного скоростного режима комплекс должен быть средством измерения скорости, времени и географических координат. Каждая из указанных величин является метрологической характеристикой, которая определяет назначение средства измерения и подтверждается в ходе поверок. Для фиксации нарушений ПДД, не связанных с измерением скорости, достаточной является сертификация оборудования в качестве средства измерения времени и координат. Классификация комплексов в зависимости от назначения средства измерения, обуславливает их стоимость. Указанные в жалобе комплексы Ультра и ПаркРайт являются многофункциональными комплексами, относящимися к средствам измерения скорости, времени и координат, которые имеют характеристики, использование которых не является востребованным для работы комплексов Тип 2, но при этом существенно увеличивающих их стоимость.
Согласно статье 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Вместе с тем в рассматриваемом случае, с учетом значительного увеличения стоимости комплексов с улучшенной характеристикой при отсутствии соответствующей потребности заказчика может привести к нерациональному расходованию бюджетных средств, поскольку расширенное требование к рассматриваемой характеристике приведет к значительному увеличению начальной (максимальной) цены контракта. 2024-9851 7 Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что у заказчика имеется объективная потребность в приобретении Комплекса автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД (Тип 2) с характеристикой "Пределы допускаемой абсолютной погрешности синхронизации внутренней шкалы времени комплексов с национальной шкалой времени UTC(SU), 2 с" (Значение характеристики не может изменяться участником закупки), заказчиком при описании требований к закупаемому товару учтена специфика его применения. Комиссия отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении электронного аукциона требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В данном случае установление в извещении о проведении аукциона иных требований к характеристикам закупаемых комплексов не будет служить цели удовлетворения потребности заказчика. Доказательств обратного Комиссии представлено не было. По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае в описании объекта закупки извещения о проведении аукциона установлены четкие и конкретные требования к закупаемым комплексам с учетом потребности заказчика, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, характеристики, включенные заказчиком в описание объекта закупки, сформированные с учетом нужд заказчика, не подлежат признанию неправомреными, вопреки доводам подателя жалобы. Предъявляемые заказчиком требования к товару требований, подлежащих обязательному соблюдению, норм действующего законодательства не нарушают, доказательства обратного у Комиссии отсутствуют. Кроме того, податель жалобы не приводит доказательств того, что включение спорных характеристик не позволило ему определить потребность заказчика, сформировать свое предложение при проведении аукциона.
Таким образом, рассмотренные выше доводы подателя жалобы о неправомерном формировании заказчиком описания объекта закупки не находят своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу.
На основании изложенного Комиссия признает доводы подателя жалобы о неправомерном не применении заказчиком позиции КТРУ 26.51.66.190-00000023 при описании объекта закупки, о неправомерном установлении в описании объекта закупки для комплекса Тип 2 жесткого показателя для погрешности синхронизации времени необоснованными. Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статям 6, 8, 12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и результативности и эффективности осуществления закупок. Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, 2024-9851 8 стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе). Тем самым, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Таким образом, описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- недопуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- недопуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок. Комиссия также отмечает, что, обеспечивая соблюдение принципа конкуренции в закупках, заказчик не может и не должен совершать указанное в ущерб принципу достижения заданных результатов и эффективности осуществления закупок, поскольку это приведет, во-первых, к нерациональному расходованию заказчиком бюджетных средств, во-вторых, может отрицательно сказаться на качестве деятельности заказчика. Следует также отметить, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Комиссия также отмечает, что в аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и потребности заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара, требующегося заказчику, заявителем не представлены. Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товарам, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям извещения о проведении закупки. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о 2024-9851 9 нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. При этом принцип эффективности закупки может быть соблюден только при закупке заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности заказчика, а фактов ограничения конкуренции Комиссией установлено не было (что следует из возможности неограниченного числа поставщиков принять участие в закупке, а также фактического участия в рассматриваемой закупке 5 участников). В настоящем решении Комиссией установлено, что при формировании описания объекта закупки заказчик исходил из фактической потребности заказчика, а также требований ГОСТ Р 57144-2016.
Ввиду изложенного, Комиссия не может прийти к выводу, что требования, установленные в извещении, привели к нарушению требований Закона о контрактной системе, в том числе установленные в статье 8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия уполномоченного органа, заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Дополнительно Комиссия сообщает о том, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Закон о защите конкуренции не входит в систему законодательства о контрактной системе, поэтому Комиссия не может давать оценку действий уполномоченного органа, заказчика при проведении закупки на предмет наличия признаков нарушения Закона о защите конкуренции. При этом жалоба не содержит доказательств нарушения субъектами контроля антимонопольных требований к торгам, что могло бы быть основанием для передачи материалов жалобы соответствующему структурному подразделению Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении антимонопольного дела в связи с нарушением запретов, установленных Законом о защите конкуренции. В случае, если хозяйствующий субъект обладает доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции, обращения (заявления) о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении закупочных процедур подлежат направлению и рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными статьей 44 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "Р-Трейд" необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай Е.А. Шмыгина Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-9851 10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 июня 2024 г. N 024/06/106-1705/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024