рассмотрев жалобу ООО "За Рулем-Комфорт" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - ФГКУ "Сибирский региональный поисково- спасательный отряд МЧС России" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на поставку комплектующих и запасных частей для транспортных средств (далее - электронный аукцион) размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "За Рулем-Комфорт" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона с извещением N0319100001324000067.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении электронного аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. До начала рассмотрения жалобы по существу, подателем жалобы было направлено ходатайство о переносе времени рассмотрения жалобы, ввиду разницы часовых поясов. В удовлетворении заявленного требования было отказано, поскольку рассмотрение жалоб осуществляется Красноярским УФАС России по местному времени. Заказчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Таким образом, рассмотрение жалобы по существу, проходившее 11 июня 2024 года в 10 часов 00 минут состоялось в отсутствие представителей сторон. Из доводов жалобы следует, что заказчиком в нарушение действующего законодательства о контрактной системе неправомерно указаны в описании объекта закупки каталожные номера (артикулы) закупаемых товаров. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил мотивированные возражения. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью, заказчиком совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку комплектующих и запасных частей для транспортных средств Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует необходимость использования заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Проанализировав структрированную форму извещения, Комиссия установила, что заказчику к поставке необходимы фильры очистки с указанием каталожных номеров. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что указание в описании объекта закупки каталожных номеров товаров не является нарушением действующего законодательства о контрактной системе, поскольку к поставке необходимы расходные материалы для автомобилей. Комиссия приходит к вывд о том, что указание в аукционной документации артикула рсходного материала в соответствии с каталогами запасных частей, составленных заводом-изготовителем автомобилей, не нарушает антимонопольного законодательства и не ограничивает конкуренцию, поскольку аукционная документация не обязывает поставлять запасные части и расходные материалы только от определенного производителя запасных частей, а обязывает поставлять запасные части и расходные материалы, соответствующие определенному артикулу. Данные выводы коррелируются с позицией Арбитражного суда Поволжского округа от 22.03.2018 N Ф06-31116/2018 по делу N А65-14098/2017, с позицией Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 N 11АП-16525/2017 по делу N А65-14098/2017.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств наличия на рынке расходных материалов, совместимых с оборудованием заказчика, зарегистрированных в установленном порядке и успешно прошедших исследования (испытания). Кроме того подателем жалобы не представлено доказательств отсутствия у него возможности приобрести оригинальные расходные материалы к оборудованию заказчика в целях участия в закупке. Наряду с вышеизложенным Комиссия отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении закупки требований к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В данном случае установление в извещении о проведении аукциона иных требований к характеристикам закупаемого расходного материала для оборудования, имеющегося в наличии у заказчика не будет служить цели удовлетворения потребности заказчика. Доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений действующего законодательства о контрактной системе и признает довод подателя жалобы необоснованным. Вместе с тем, в рамках внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее. Проанализировав приложение 3 к извещению "Техническое задание" Комиссия установила, что заказчику необходимы: 1 28.29.13.
Элемент фильтрующий КАМАЗ масляный 10 шт 6W.23.614.00 Элемент фильтрующий КАМАЗ масляный 2 28.29.13. 10 шт 6W.23.288.01 тонкой очистки Элемент фильтрующий КАМАЗ топливный 3 28.29.13. 10 шт 6W.24.028.00 ЕВРО Фильтр топливный КАМАЗ тонкой очистки 4 28.29.13. 10 шт 6W.24.059.00 ЕВРО-4 Фильтр-патрон КАМАЗ, МАЗ, ПАЗ 5 28.29.13. 10 шт K194081 осушителя воздуха Элемент фильтрующий КАМАЗ-ЕВРО, 6 28.29.13. 10 шт 7405-1012040 ЯМЗ масляный Элемент фильтрующий КАМАЗ масляный ЭФМ 703-1017040- 7 28.29.13. 10 шт ЕВРО-3, 30 Элемент фильтрующий КАМАЗ воздушный 8 28.29.13. 6 шт 725-1109560 ЕВРО-3 комплект Элемент фильтрующий КАМАЗ воздушный 9 28.29.13. 6 шт 257103-1109510-20 ЕВРО-5 внешний 1 28.29.13.
Фильтр воздушный КАМАЗ 6 шт 710-1109510 Элемент фильтрующий УАЗ-3163 Патриот, 1 28.29.13. 315195 воздушный высокий (дв.ЗМЗ-409) 10 шт 316006-1109080-00 1 (ОАО УАЗ) 1 Фильтр топливный ГАЗ-3110, 3302i, 2217 28.29.13. 6 шт ЕКО-03.22 2 тонкой очистки (дв.ЗМЗ-406) (под хомут) 1 Элемент фильтрующий ГАЗ-3110, 3302 28.29.13. 10 шт 3110-1109013-11 3 воздушный инжектор низкий 1 Фильтр масляный ГАЗ-3110, 3302 (дв.ЗМЗ- 28.29.13. 20 шт 3105-1017010 4 406) Ливны 1 Фильтр топливный ГАЗ-3110i, 3302i ЕВРО-3 28.29.13. 6 шт Т 6003 5 тонкой очистки (дв.ЗМЗ-406) (гайка) Установлено, что заказчиком указаны товарные знаки имеющегося в пользовании оборудования, для которого необходимы расходные материалы. Вместе с тем, согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. Комиссия отмечает, что заказчиком не представлено доказательств того факта, что указание товарных знаков в описании объекта закупки обусловлено одним из вышеперечисленных исключений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пунктам 5, 6 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Детально проанализировав описание объекта закупки, Комиссия установила, что заказчиком осуществляется закупка товаров:
- Код ОКПД2 28.29.13.110 "Фильтры для очистки масла для двигателей внутреннего сгорания";
- Код ОКПД2 28.29.13.120 "Фильтры для очистки топлива для двигателей внутреннего сгорания";
- Код ОКПД2 28.29.13.130 " Фильтры очистки воздуха всасывающие для двигателей внутреннего сгорания". Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены позиции КТРУ, вместе с тем, Комиссия, проанализировав каталог товаров работ и услуг, установила, что он содержит позиции, необходимые заказчику, а именно:
- Позиция КТРУ 28.29.13.110 - 00000001 "Фильтры для очистки масла для двигателей внутреннего сгорания";
- Код ОКПД2 28.29.13.120 - 00000001 "Фильтры для очистки топлива для двигателей внутреннего сгорания";
- Код ОКПД2 28.29.13.130 - 00000001 "Фильтры очистки воздуха всасывающие для двигателей внутреннего сгорания". Комиссия установила, что в указанных выше позициях КТРУ описание характеристик отсутствует, соответственно, характеристики закупаемого товара могут быть определены заказчиком самостоятельно.
Таким образом, Комиссией в рамках внеплановой проверки установлено нарушение в действиях Заказчика, Уполномоченного органа пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном неприменении при формировании описания объекта закупки позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указанное выше нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "За рулем-комфорт" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В целях устранения нарушения законодательства о контрактной системе и восстановления нарушения прав участников закупки выдать обязательное для исполнения предписание, в этой связи:
- комиссии по осуществлению закупок, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;
- заказчику внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона;
- продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе не менее, чем на 3 дня, начиная со дня размещения измененного извещения о проведении электронного аукциона.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай М.А. Косенко Исп.Косенко М.А. тел.(391)2110144
2024-9772
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 июня 2024 г. N 024/06/106-1695/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024