Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - врио руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, С.Д. Купцова - ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ВахшССК" (далее - податель жалобы) на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика - Администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края (далее - аукционная комиссия, заказчик) при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт участка водопроводной сети по улице Рабочей города Ужура Красноярского края" (далее - электронный аукцион, закупка), извещение N0119300045324000011 на электронной торговой площадке ЭТП "Фабрикант" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ВахшССК" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт участка водопроводной сети по улице Рабочей города Ужура Красноярского края", номер извещения N0119300045324000011.
Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией порядка рассмотрения заявок участников электронного аукциона, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы. Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы. На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы явку своего представителя не обеспечил. Заказчик заблаговременно направил ходатайство о проведении указанного заседания Комиссии в отсутствие своего представителя. Податель жалобы ходатайств не направил. Доводом подателя жалобы являлось неправомерное, по мнению подателя жалобы, решение аукционной комиссии о признании заявки ООО "ВахшССК" несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона. 2024-10133 Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт участка водопроводной сети по улице Рабочей города Ужура Красноярского края". Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Таким образом, заказчику при формировании закупок необходимо учитывать нормы действующего законодательства и устанавливать (либо не устанавливать) соответствующие требования к участникам закупки в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования). Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок. Требования предъявляемые к участникам закупки, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, установлены в 2024-10133 дополнительном документе к извещению об осуществлении закупки - "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция". При изучении извещения Комиссия установила, что заказчиком не предусмотрено обязательное требование к участнику закупки, в виде наличия членства в саморегулируемой организации (далее- СРО).
В соответствии с пунктом 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГРК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей. При этом Федеральный закон от 01.05.2022 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", изменивший минимальный размер обязательств по договору строительного подряда для выполнения по такому договору строительных работ без членства в СРО с 3 до 10 миллионов рублей. Указанный закон вступил в силу 01 мая 2022 года.
Таким образом, Заказчики обязаны устанавливать требование о наличии у участника закупки членства в СРО, если начальная максимальная цена контракта превышает 10 миллионов рублей. Комиссией установлено, что объектом закупки является капитальный ремонт участка водопроводной сети с установленной начальной максимальной ценой контракта 5 810 762,84 рублей. В извещении об осуществлении закупки, опубликованном в единой информационной системе, Заказчиком правомерно не установлены требования о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, что соответствует требования вышеуказанных норм. 2024-10133 Вместе с тем, Комиссия не установила, что заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра СРО. Исходя из вышеизложенного, действия Заказчика, не установившего к участникам закупки требование о членстве в саморегулируемой организации, не нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Однако, отклонение участника закупки по причине "непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) Причина несоответствия: Не предоставлено СРО" является неправомерным. При таких обстоятельствах довод жалобы признается обоснованным.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии имеются признаки нарушения статьи 49 Закона о контрактной системе Указанные выше нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта Согласно пункту 4 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержит, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования). Комиссией установлено, что заказчиком в извещения не установлены дополнительные требования к участникам закупки. Частью 1 пунктом "а" Постановления N2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению Комиссией установлено, что Заказчиком в извещения не установлены дополнительные требования к участникам закупки. 2024-10133 Частью 1 пунктом "а" Постановления N2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению N2571.
Из позиции 11 приложения к Постановлению N2571 следует, что при осуществлении закупок работ по капитальному ремонту линейного объекта надлежит устанавливать дополнительные требования к участникам закупки о наличии у них опыта выполнения работ, указанных в соответствующей позиции приложения к Постановлению N 2571.
Из анализа извещения электронного аукциона следует, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту участка водопроводной сети. Проанализировав описание объекта Комиссия установила, что ремонтные работы будут осуществляться в отношении водопровода. Трубопроводы (водопровод, водоотведение) являются линейными объектами (часть 10.1 статьи 1 ГрК РФ). Пункт 10.1 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливает, что линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Из указанного Комиссия приходит к выводу о том, что ремонтные работы будут выполняться в отношении линейного объекта. Пункт 14.3 статьи 1 ГрК РФ устанавливает, что капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено ГрК РФ. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень N 624).
Из анализа Перечня N 624 следует, что работы по механизированной разработке грунта, работы по уплотнению грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками, работы по монтажу, устройству бетонных конструкций, работы по теплоизоляции трубопроводов, укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия, укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше относятся к работам по капитальному ремонту, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства. Установлено, что указанные работы перечислены Заказчиком в локальном сметном расчете. Как было указано выше, начальная максимальная цена контракта 5 810 762,84 рублей. С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчику надлежало установить дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 11 приложения к Постановлению N 2571.
Однако указанные действия заказчиком совершены не были, о чем свидетельствует фактическое содержание извещения о проведении электронного аукциона.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком части 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение: 2024-10133 1.
Признать жалобу ООО "ВахшССК" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе посредством внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
5. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
6. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме не менее, чем на 3 дня, начиная со дня размещения извещения о проведении электронного аукциона.
7. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, членов аукционной комиссии. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай С.Д. Купцова Исп.Купцова С.Д. 2024-10133 тел.211-01-44 2024-10133
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 июня 2024 г. N 024/06/106-1799/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024