Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, врио руководителя управления, члены Комиссии: М.А. Грицай, начальник отдела; Е.О. Хорышев, начальник отдела; Е.А. Шмыгина, заместитель начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Кулинар" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган), муниципальных заказчиков - образовательных учреждений города Красноярска (далее - заказчики) при проведении совместного открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по организации горячего питания для ОУ г. Красноярска" (далее - конкурс), извещение N 0119300019824000769 на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) (далее - жалоба),
установила
следующее. Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении конкурса требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению. В адрес уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу лично присутствовали представители уполномоченного органа, подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия. Заказчики явку своих представителей не обеспечили, ходатайств не направляли. 2024-10023 Из доводов жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, извещение о проведении конкурса составлено с нарушениями требований законодательства, которые выразились в следующем. 1.
Как следует из извещения, закупка проводится по предмету "Оказание услуг по организации горячего питания для ОУ г. Красноярска". Такая же формулировка указана в электронной форме извещения о проведении конкурса. При этом, сокращение "ОУ" не расшифровывается. По мнению подателя жалобы, неполное указание получателей услуги по организации питания в предмете закупки может существенно ограничить круг участников (при первичном ознакомлении с извещением о проведении закупки на сайте www.zakupki.gov.ru непонятны получатели услуги, при поиске по закупкам - оспариваемые конкурсы не могут быть найдены из-за сокращения).
2. В пунктах 9 и 10 раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки" порядка оценки заявок конкретизируется, какие договоры будут приниматься для оценки, а именно: к оценке принимаются гражданско-правовые договоры с предметом, сопоставимым с предметом контракта, заключаемого по результатам конкурса: оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организаций. При этом по мнению подателя жалобы, в данном случае сопоставимым будет являться опыт оказания услуг горячего питания в любых образовательных учреждениях, а также в других социально значимых учреждениях.
3. В п. 5.2.17 проекта контракта предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить использование технологического оборудования, переданного по договору безвозмездного пользования только для оказания услуг по Договору. Перечень передаваемого оборудования определяется применительно к каждому заказчику и закрепляется в Приложении N1 к извещению о проведении закупки. При этом подателю жалобы не понятно, каким образом организатор питания должен разграничить оборудование для питания по муниципальному контракту и по договору, заключаемому для платного питания школьников. На этом основании податель жалобы считает требование п. 5.2.17 проекта контракта заведомо невыполнимым. На заседании Комиссии представителем подателя жалобы был также заявлен довод о том, что в пунктах 5-8 Критерия оценки заявок показателя "Качественные характеристики объекта закупки" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Заказчиком установлены детализирующие показатели: Проведение мероприятия "Разноцветная неделя" в рамках популяризации здорового питания, Проведение мероприятия "Тематические дни" в рамках популяризации здорового питания, Проведение мероприятия "Классный час "Здоровое питание" в рамках популяризации здорового питания, Проведение мероприятия "Мастер-класс" в рамках популяризации здорового питания, которые не относятся к предмету закупки, не являются его качественной характеристикой. Комиссия отмечает, что жалоба со всеми дополнениями к ней должна размещаться в ЕИС, недопустимо заявление доводов непосредственно в заседании по рассмотрению жалобы по существу в обход ЕИС. Вместе с тем Комиссией будет дана оценка данному доводу в рамках проведения внеплановой проверки. К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу уполномоченным органом были представлены письменные возражения в отношении вышеуказанных доводов подателя жалобы с указанием на соответствие оспариваемых положений извещения о проведении конкурса требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. 2024-10023 2 В связи с возникшей у муниципальных заказчиков - общеобразовательных учреждений города Красноярска потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения совместного конкурса на оказание услуг по организации горячего питания. Доводы жалобы сводятся к обжалованию требований описания объекта закупки, условий проекта контракта и критериев оценки заявок.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки.
Согласно пунктам 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
- проект контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует необходимость использования заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссия отмечает, что Законом о контактной системе не предъявляются требования к наименованию объекта закупки. Исходя из общих принципов контактной системы, Комиссия приходит к выводу о том, что такое наименование должно быть четким, ясным, понятным и позволяющим осуществить поиск закупки потенциальными участниками закупки в ЕИС.
На основании анализа положений извещения о проведении конкурса, сформированных с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 2024-10023 3 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также путем прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиками осуществляется закупка услуг по организации горячего питания. Описание объекта закупки выполнено заказчиками в электронном документе "Описание объекта закупки", входящем в состав документов извещения о закупке. Объектом закупки является оказание услуг по организации горячего питания, данные ключевые слова присутствуют в наименовании объекта. При детальном изучении положений извещения и приложенных к нему электронных документов, можно сделать однозначный вывод о том, что сокращение "ОУ" означает общеобразовательные учреждения. Потенциальному участнику закупки для принятия решения об участии в закупке необходимо изучить в полном объеме содержание извещения и приложенных к нему электронных документов, чтобы в полной мере понимать, какие услуги составляют предмет закупки, какие требования и условия предъявлены заказчиком для участия в закупке и для последующего исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об необоснованности и недоказанности подателем жалобы первого довода жалобы. Законом о контрактной системе положения проекта контракта урегулированы только частично, например, в части определения цены контракта (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе) и в части условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (части 4-9.1 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 N 498 утверждены типовые условия контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.03.2023 N 498 постановлено рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации принять меры, обеспечивающие применение заказчиками субъекта Российской Федерации типовых условий контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, с учетом социально- демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных особенностей питания населения. Между тем типовые условия контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования содержат лишь 10 пунктов условий.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Из указанных выше норм следует обязанность заказчика самостоятельно формировать условия проекта контракта, поскольку проект контракта должен быть разработан и готов на стадии размещения извещения о закупке. Комиссия отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его 2024-10023 4 характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что требования описания объекта закупки и условия проекта контракта заказчик вправе формулировать самостоятельно, руководствуясь своей потребностью, в необходимой мере уточнить и детализировать данные требования и условия, при этом не нарушая требования законодательства о контрактной системе. В п. 5.2.17 проекта контракта предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить использование технологического оборудования, переданного по договору безвозмездного пользования только для оказания услуг по Договору. Перечень передаваемого оборудования определяется применительно к каждому заказчику и закрепляется в Приложении N1 к извещению о проведении закупки. При этом подателю жалобы не понятно, каким образом организатор питания должен разграничить оборудование для питания по муниципальному контракту и по договору, заключаемому для платного питания школьников. На этом основании податель жалобы считает требование п. 5.2.17 проекта контракта заведомо невыполнимым.
Согласно письменным пояснениям уполномоченного органа, организация питания в общеобразовательном учреждении это некий симбиоз учреждения и предпринимателя для достижения взаимовыгодных условий. Учреждение предоставляет помещение, коммуникации, оборудование, мебель и прочее необходимо для организации таких услуг, предприниматель получает возможность ведения своей деятельности с меньшими затратами на те же помещение, коммуникации, оборудование, мебель и прочее, при этом у предпринимателя возникает обязанность организовать питание за счет бюджетных средств определенной категории учащихся, учреждение при этом не несет расходов по оплате штатных столовых, включая поставку продуктов. Комиссия, принимая во внимание пояснения уполномоченного органа, приходит к выводу о том, что конструкция "только для оказания услуг", использованная заказчиками в п. 5.2.17 проекта контракта, означает только то, что организация питания должна осуществляться исполнителем только для того общеобразовательного учреждения, с которым заключен контракт. Т.е. ресурсы данного учреждения не должны использоваться для приготовления блюд другому учреждению, другим лицам, не являющимся заказчиками по данному контракту, иным образом, в собственных интересах.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об необоснованности и недоказанности подателем жалобы третьего довода жалобы. Из совокупности правового содержания пункта 11 части 1, пунктов 3-4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Законом о контрактной системе, инструкцию по ее заполнению и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с законом о контрактной системе в виде электронных документов (при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки).
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 2024-10023 5 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. В свою очередь, согласно подпункту "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Вышепоименованный порядок установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 Положения: 2024-10023 6 а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
На основании анализа положений извещения о проведении конкурса, сформированных с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также путем прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиками, уполномоченным органом был определен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также установлены следующие критерии оценки заявок, показатели оценки, детализирующие показатели и величины их значимости в %:
1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги, 40.00. 2.
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, 30.00.
2.1. Качественные характеристики объекта закупки, 100.00. 2.1.1. Количество блюд, по которым будут проводиться дополнительные лабораторные исследования (испытания) по каждому пищеблоку, а именно микробиологических исследований проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства, 2 раза за период оказания услуг (по 1 разу в каждый из периодов: сентябрь- декабрь, январь-апрель), 15.00. 2.1.2. Количество проведения дополнительных лабораторных исследований (испытаний) по каждому пищеблоку, а именно микробиологических исследований 5 (пяти) смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БГКП), 15.00. 2.1.3. Проведение мероприятия "Тематические дни" в рамках популяризации здорового питания, 10.00. 2.1.4. Количество проведения дополнительных лабораторных исследований (испытаний) по каждому пищеблоку, а именно микробиологических исследований 5 (пяти) смывов на наличие возбудителей иерсиниозов, 15.00. 2.1.5. Количество проведения дополнительных лабораторных исследований (испытаний) по каждому пищеблоку, а именно исследований 5 (пяти) смывов на наличие яиц гельминтов, 15.00. 2.1.6. Проведение мероприятия "Классный час "Здоровое питание" в рамках популяризации здорового питания, 10.00. 2.1.7. Проведение мероприятия "Мастер-класс" в рамках популяризации здорового питания, 10.00. 2.1.8. Проведение мероприятия "Разноцветная неделя" в рамках популяризации здорового питания, 10.00.
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, 30.00. 3.1.
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, 100.00. 3.1.1.
Общая цена исполненных участником закупки договоров, 50.00. 3.1.2.
Общее количество исполненных участником закупки договоров, 50.00. 2024-10023 7 Согласно пункту 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки. Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе и принятые на его основе нормативно- правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в Положении), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующим оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Податель жалобы полагает, что предусмотренные в детализирующих показателях мероприятия "Разноцветная неделя" в рамках популяризации здорового питания, "Тематические дни" в рамках популяризации здорового питания, "Классный час "Здоровое питание" в рамках популяризации здорового питания, "Мастер-класс" в рамках популяризации здорового питания не относятся к предмету закупки и не является качественными характеристиками услуги по организации горячего питания. Комиссия отмечает, что проведение данных мероприятий является детализирующими показателями критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки", предложение в отношении данных мероприятий дает возможность участнику получить дополнительные баллы, в случае отсутствия предложений по данному показателю заявка участника не отклоняется, поскольку критерии оценки не являются условием допуска к участию в закупке. Уполномоченный орган обратил внимание Комиссии на то, что возможный формат проведения мероприятий не подразумевает значительных вложений, опыта, специалистов и направлено на популяризацию здорового питания. При этом при обосновании начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен информация о цене получена от исполнителей, оказывающих идентичные услуги, планируемые к закупке, по запросам заказчика, содержащим описание объекта закупки в полном объеме с указанием рассматриваемых мероприятий.
Решение о целесообразности рассматриваемых детализирующих показателей было принято заказчиками в силу социальной значимости данного вопроса, что отражено в пункте 25 Указа Президента РФ от 21.01.2020 N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (Формирование здорового типа питания потребует:
б) обеспечения популяризации здорового типа питания путем разработки образовательных программ рационального и сбалансированного питания, создания специальных обучающих программ с привлечением средств массовой информации); Постановлении администрации г. Красноярска от 21.05.2024 N 450 "Об утверждении Концепции организации питания в муниципальных образовательных организациях города Красноярска на период до 2030 года" (Руководителям общеобразовательных организаций: принять участие в реализации муниципальных (межведомственных) проектов, направленных на формирование у обучающихся сознательного отношения к рациональному питанию); пункте 2 статьи 45 Закона Красноярского края от 24.10.2013 N 5-1712 "Об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края отдельных полномочий в сфере 2024-10023 8 охраны здоровья граждан" (К числу мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни относятся:
а) мероприятия, направленные на формирование у граждан: представлений и знаний о рациональном и полноценном питании;
б) популяризация здорового образа жизни). Анализ оспариваемого порядка оценки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" позволяет Комиссии прийти к выводу о том, что указанный порядок в обжалуемой части определен заказчиками на основании своих объективных потребностей, обоснован, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части. Комиссия отмечает, что спорный показатель и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчиков при оказании услуг по объекту закупки.
Согласно пункту 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок. Пунктом 20 Положения предусмотрено, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, указанных в рассматриваемом пункте. Если установлены предусмотренные пунктом 20 Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки. Пунктом 26 Положения определено, что оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20-23 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
На основании пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно подпункту "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: 2024-10023 9 - общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В силу подпункта "в" пункта 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
-устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
-устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
-может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Комиссией установлено, что по детализирующим показателям "Общая цена исполненных участником закупки договоров" и "Общее количество исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" в извещении установлены в том числе следующие положения о применении в порядке оценки заявок:
- К оценке Общей цены исполненных участником закупки договоров принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в т.ч. заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе (далее - договор). Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам конкурса:
- оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организаций. Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения, с учетом пункта 21 Положения. При этом: Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки: X пред max - 98 000 000.00 рублей.
- К оценке Общего количества исполненных участником закупки договоров принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в т.ч. заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе (далее- договор), стоимостью каждого такого договора не менее 20% от суммы начальных (максимальных) цен каждого контракта. Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам конкурса:
- оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организаций. Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "з" пункта 20 Положения, с учетом пункта 21 Положения. При этом: Предельное минимальное значение характеристики объекта закупки: X пред min - 3.00 Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки: X пред max - 7.00 (шт) исполненных договоров, в том числе заключенных и исполненных в соответствии с Законом о контрактной системе. Податель жалобы с учетом предмета закупки "оказание услуг по организации горячего питания для ОУ г. Красноярска" считает незаконным требование извещения о предоставлении в рамках показателя контрактов с предметом "оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организаций". По мнению подателя жалобы, в данном случае сопоставимым будет являться опыт оказания услуг горячего питания в любых образовательных 2024-10023 10 учреждениях, а также в других социально значимых учреждениях. Комиссия отмечает, что Приложение N 2 к Положению определяет предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в зависимости. С учетом цели указанного приложения Комиссия не имеет оснований руководствоваться лишь наименованием услуг, являющихся объектом закупки, указанных в пункте 13 Приложения N 2 к Положению и вменять заказчику нарушений Положения при формулировании требований к критериям оценки. Комиссия приняла во внимание пояснения уполномоченного органа в отношении установления требований к сопоставимому опыту детализирующих показателей "Общая цена исполненных участником закупки договоров" и "Общее количество исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" и пришла к выводу о том, что такие требования основаны на потребности заказчиков и сформулированы в рамках требований законодательства о контрактной системе. Возможность конкретизировать круг опыта, в данном случае в виде общеобразовательных учреждений, обоснован "видом" заказчика - общеобразовательные учреждения, которые в своей деятельности и в организации питания, в частности, руководствуются стандартами, применяемыми именно для таких учреждений. Комиссия также приняла во внимание тот, факт что закупки на организацию горячего питания проводятся общеобразовательными учреждениями ежегодно, соответственно у исполнителей контрактов, заключенных по результатам таких закупок, имеется необходимый заказчику опыт. При этом в извещении не содержаться региональных ограничений по рассматриваемому показателю. Процессы организации питания в учреждениях разных категорий и направленности имеют свои особенности, в связи с чем заказчикам важно, чтобы потенциальные исполнители по контрактам имели соответствующий опыт именно в общеобразовательных учреждениях. У каждого вида организации питания имеются особенности и различия с закупаемым видом услуг, которые не могут не быть приняты во внимание Комиссией в виду необходимости учета потребности заказчиков и необходимости удовлетворения муниципальных нужд. В отношении требования заказчиков к минимальной стоимости договоров и контрактов, которые могут приниматься к оценке квалификации участников, Комиссия отмечает, что возможность установления предельных минимальных (максимальных) значений в отношении критериев оценки заявок на участие в конкурсе предоставлена заказчику/уполномоченному органу на основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, пунктов 18, 20 Положения, в их правовой взаимосвязи. При этом, действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено каких бы то ни было методик определения, либо иным образом сформированных требований к определению таких предельных показателей и значений, следовательно, заказчику/уполномоченному органу предоставлена свобода усмотрения в определении таких показателей и значений, исходя из целей проведения конкурса - выявления лучших условий исполнения контракта путем сопоставления предложений участников закупки, имеющих необходимый опыт выполнения работ. Установленные требования к сопоставимому опыту оказания услуг не направлены на ограничение заказчиком/уполномоченным органом количества участников закупки, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя объективно требуемых заказчику услуг. У заказчика/уполномоченного органа имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определить вышеуказанные наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок от 0 до 100 баллов, путем применения формул с установлением предельных значений (подпункты "в" - "з" пункта 20 Положения). Указанная позиция находит свое подтверждение в информационном письме Минфина 2024-10023 11 России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ", в письме Минфина России от 17.01.2023 N 24-06-06/2611.
По данному вопросу имеется сформировавшаяся судебная практика, подтверждающая право заказчика на самостоятельное определение, в том числе, предельных минимальных значений и предельных максимальных значений при формировании порядка оценки заявок на участие в конкурсе. Указанные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.12.2023 N Ф07-18648/2023 по делу N А66-1707/2023, Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 N 14АП-4154/2023 по делу N А66-1707/2023, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 N 15АП-2995/2023 по делу N А53-34188/2022.
Более того, например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 N 13АП-23545/2023 по делу N А56-15022/2023 содержится вывод о том, что неустановление в извещении о проведении закупки предельного значения по опыту, который подлежит оценке, приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы, даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности и за ее пределами. По мнению суда апелляционной инстанции, неприменение заказчиком пороговых значений заведомо ставит участников конкурса с избыточным опытом в преимущественное положение по сравнению с иными его участниками, которые также потенциально могут иметь необходимый (и достаточный) опыт и способны оказать услуги надлежащим образом. Комиссия также считает необходимым сообщить о том, что ни Закон о контрактной системе, ни Положение не вменяют заказчику/уполномоченному органу обязанность при установлении предельных минимальных/максимальных значений показателей в порядке оценки заявок на участие в конкурсе сопровождать их обоснованием причин их установления. Кроме того, согласно письменным пояснениям уполномоченного органа, при определении необходимости принятия к оценке договоров, стоимостью каждого такого договора не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, были приняты во внимание, в том числе, следующие обстоятельства. Организация питания в образовательном учреждении, в силу своей специфики, является социально значимым мероприятием, подверженным повышенному вниманию со стороны как различных надзорных органов власти, так и общественности, родителей обучающихся, СМИ, следовательно, в целях выявления лучших условий исполнения контракта необходимо, в том числе, использовать правовые механизмы Положения, позволяющие наиболее эффективно осуществить определение исполнителя, обладающего, в том числе, опытом, сопоставимым и достаточным для удовлетворения потребности заказчика, действующего в целях создания условий для реализации гарантированного конституционного права на получение общедоступного и бесплатного общего образования обучающимися гражданами.
Таким образом, в оспариваемой подателем жалобы части порядок оценки заявок на участие в закупке определен заказчиками в соответствии с требованиями статьи 32 Закона о контрактной системе и Положения и не вступает с ними в противоречие, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном. Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недоказанности подателем жалобы наличия в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, рассмотренные выше доводы подателя жалобы о неправомерном формировании заказчиком критериев оценки заявок и порядка их применения не находят своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу. Комиссия дополнительно отмечает, что положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, 2024-10023 12 профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях. Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В настоящем решении Комиссией установлено, что при формировании описания объекта закупки, условий проекта контракта, критериев оценки заявок заказчики исходили из требований Закона о контрактной системе, Положения, иных нормативных документов, регулирующих рассматриваемую сферу, а также фактической потребности заказчиков, обусловленной необходимостью качественной организации горячего питания обучающимся, при наличии фактора высокой социальной значимости объекта закупки, крупной начальной (максимальной) цены контрактов, необходимости оказания услуг нескольким общеобразовательным учреждениям по итогам совместной закупки. Комиссией установлено, что согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки, на участие в конкурсе подано три заявки. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о надлежащем установлении в извещении об осуществлении закупки требований к описанию объекта закупки, условий проекта контракта, критериев оценки заявок. При этом Комиссия также принимает во внимание, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, соответственно заказчик вправе установить те положения, которые ограничивают участие, но не ограничивают конкуренцию. Конкурс позволяет выявить участника, заявка которого соответствует требованиям извещения и содержит лучшие условия исполнения договора. При выборе данного способа 2024-10023 13 закупки для заказчика важна не только цена контракта, но и иные его условия. По итогам конкурса заказчик имеет возможность выявить лицо, которое, например, имеет большую квалификацию по выполнению такого договора или предлагает лучшие характеристики товара (работ, услуг).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия уполномоченного органа, заказчиков не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Дополнительно Комиссия сообщает о том, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Закон о защите конкуренции не входит в систему законодательства о контрактной системе, поэтому Комиссия не может давать оценку действий уполномоченного органа, заказчика при проведении закупки на предмет наличия признаков нарушения Закона о защите конкуренции. При этом жалоба не содержит доказательств нарушения субъектами контроля антимонопольных требований к торгам, что могло бы быть основанием для передачи материалов жалобы соответствующему структурному подразделению Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении антимонопольного дела в связи с нарушением запретов, установленных Законом о защите конкуренции. В случае, если хозяйствующий субъект обладает доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции, обращения (заявления) о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении закупочных процедур подлежат направлению и рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными статьей 44 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "Кулинар" необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай Е.О. Хорышев Е.А. Шмыгина Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-10023 14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 июня 2024 г. N 024/06/106-1797/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024