Инспекция Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
Председатель Инспекции - Халмурзиев М.М. - Врио руководителя Дагестанского УФАС России.
Члены Инспекции:
Магомедов К.Г. - Заместитель начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
Кулиева М.К. - Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев обращение ГБУ РД "Городская клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Пахтусова Олега Владимировича (далее - Поставщик),
с участием представителей:
Заказчика - Ярмамедовой К.А. (по доверенности),
Поставщика - Кириллова В.С. (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
06.06.2024 в Дагестанское УФАС России поступило обращение Заказчика в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), направившего сведения в отношении ИП Пахтусова О.В. для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта заключенного по результатам проведенного электронного аукциона N 0103200008424000934) "Поставка расходных материалов для лаборатории" (далее - Аукцион).
На основании поступивших сведений Дагестанским УФАС России было направлено сторонам уведомление о рассмотрении обращения с необходимостью явки по адресу: город Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж кабинет N 2 в 15 часов 30 минут 13.06.2024 г.
Инспекция в результате рассмотрения документов и материалов при осуществлении проверки содержащихся в указанных документах информации и фактов в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе установила следующее.
20.03.2024 г. Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 000 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.04.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признан участник с идентификационный N 226 (ИП Пахтусов О.В.), предложивший цену контракта 722 830,02 руб.
12.04.2024 г. между Заказчиком и Поставщиком был заключен Государственный Контракт на поставку расходных материалов для лаборатории.
На основании п.1.1. Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку расходного материала (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар и надлежащим образом оказанные Услуги.
В соответствии с п. 5.1 Контракта Товар поставляется по заявкам Заказчика в течение 7 (семи) рабочих дней с момента подачи заявки Поставщику. Заявки направляются с даты заключения Контракта по 20 декабря 2024 года включительно.
18 апреля 2024 года Заказчиком была направлена Заявка на поставку Товара на электронный адрес pakhtusov.o@yandex.ru.
На дату 13.05.2024 г. поставка Товара Поставщиком не осуществлена.
В адрес Поставщика были направлены письма-претензии от 03.05.2024r. N 241-П и от 07.05.2024 г. N 245-П.
Согласно пункту 10.3.9. Контракта Заказчик вправе расторгнуть Контракт в случае: отступления Поставщика от условий Контракта, неоднократного нарушения сроков поставки, невыполнение обязательств, предусмотренных Контрактом или при наличии иных недостатков поставки товара, которые не были устранены в установленный Заказчиком срок, либо являются существенными и неустранимыми.
13.05.2024 14:24 (МСК) Заказчиком сформировано и опубликовано в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 10.3. контракта Контракт может быть расторгнут по основаниям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации:
а) по соглашению Сторон;
б) по решению суда;
в) в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 10.4. контракта Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено: Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
На заседании Инспекции представитель Заказчика пояснила: "18 апреля 2024 года Заказчиком была направлена заявка на поставку товара на электронный адрес pakhtusov.o@yandex.ru.
На дату 13.05.2024 г. поставка Товара Поставщиком не осуществлена.
Указанные нарушения подтверждаются претензиями о нарушении сроков поставки товара от 03.05.2024r. N 241-П и от 07.05.2024 г. N 245-П".
В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьей 450, статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и п.унктом 10.3.9. Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 24.05.2024 г.
На заседании Инспекции представитель Поставщика пояснил: "18.04.2024 г. от Заказчика поступила заявка на поставку Товара по Контракту. Письмом от 22.04.2024 г. N 236, Поставщик уведомил Заказчика о приостановке поставки по контракту, в силу следующего:
Согласно аукционной документации, проект Контракта не содержал п. 4.5, требования к ОСГ регламентировались Описанием объекта закупки - Остаточный срок годности Товара на дату поставки Заказчику должен быть не менее 3 месяцев.
В Контракт N 04-24ЛАБ от 12.04.2024, Заказчиком незаконно добавлен п. 4.5 - Остаточный срок годности Товара, имеющего срок годности от 3 лет и более - не менее 18 месяцев с дапiы поставки, со сроком годности от 2-х до 3-x лет не менее 15 месяцев с даты поставки, со сроком годности out 1,5 года до 2-х лет - не менее 12 месяцев с даты поставки, поставка товара, со сроком годности от 1-го до 1,5 года - не менее 9 месяцев с даты поставки, со сроком годности 1 год - не менее 7 месяцев с даты поставки, со сроком годности от 8 месяцев до 1 года - не менее 5 месяцев с даты поставки, со сроком годности от 6-и до 8-ми месяцев - не менее 4 месяцев с базы поставки, со сроком годности от 3-x до 6-ти месяцев - не менее 2 месяцев с даты поставки, со сроком годности от 2-х до 3-x месяцев - не менее 1,5 месяцев с даты поставки, со сроком годности от 1-го до 2-х месяцев - не менее 1 месяца с даты поставки, со сроком годности от 15-ти дней до 1-го месяца не менее 14 дней с даты поставки, со сроком годности от 7-ми дней до 15-ти дней не менее 6 дней с даты поставки, со сроком годности 7 дней не менее 5 дней с даты поставки товара от гарантированного производителем срока годности относительно каждой единицы товара. Качество должно быть подтверждено документами, согласно действующему законодательству, на момент поставки.
Заключение Контракта на условиях отличных от условий Аукционной документации, является нарушением Закона о Контрактной системе "44-ФЗ", согласно части 1 статьи 34 - Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осvществлении закцпки или приглашением, докvментацией о закупке, заявкой участника закvпки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика".
Инспекцией установлено, что в файле Проект контракта Контракт N 4-24ЛАБ, приложенном к извещению, отсутсвует пункт 4.5. Однако Контракт N 4-24ЛАБ, направленый победителю Аукциона содержит пункт 4.5 Остаточный срок годности Товара, имеющего срок годности от 3 лет и более - не менее 18 месяцев с даты поставки, со сроком годности от 2-х до 3-х лет не менее 15 месяцев с даты поставки, со сроком годности от 1,5 года до 2-х лет - не менее 12 месяцев с даты поставки, поставка товара, со сроком годности от 1-го до 1,5 года - не менее 9 месяцев с даты поставки, со сроком годности 1 год - не менее 7 месяцев с даты поставки, со сроком годности от 8 месяцев до 1 года - не менее 5 месяцев с даты поставки, со сроком годности от 6-и до 8-ми месяцев - не менее 4 месяцев с даты поставки, со сроком годности от 3-х до 6-ти месяцев - не менее 2 месяцев с даты поставки, со сроком годности от 2-х до 3-х месяцев - не менее 1,5 месяцев с даты поставки, со сроком годности от 1-го до 2-х месяцев - не менее 1 месяца с даты поставки, со сроком годности от 15-ти дней до 1-го месяца не менее 14 дней с даты поставки, со сроком годности от 7-ми дней до 15-ти дней не менее 6 дней с даты поставки, со сроком годности 7 дней не менее 5 дней с даты поставки товара от гарантированного производителем срока годности относительно каждой единицы товара. Качество должно быть подтверждено документами, согласно действующему законодательству, на момент поставки.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Таким образом, Заказчик направил победителю проект контракта, противоречащий требованиям извещения об осуществлении закупки. Инспекция приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права Заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
В ходе рассмотрения обращения, анализируя представленные доказательства, Инспекция УФАС России по РД отметила, что Поставщиком были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно пунктам 11 и 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, (далее - Правила) уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно пункту подпункту "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком не предоставлены какие-либо доказательства, подтверждающие, что неисполнение контракта явилось следствием недобросовестных действий Поставщика, в материалах дела такие факты отсутствуют.
При данных обстоятельствах, Инспекция приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с вышеизложенным, Инспекция, руководствуясь ст. 95, 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ГБУ РД "Городская клиническая больница" в отношении ИП Пахтусова Олега Владимировича (ИНН 665401997107, адрес: 625031, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Велижанская, д. 66, к. 1, кв. 179), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 51 Закона о конрактной системе.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
4. Направить копию настоящего решения в адрес сторон.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Инспекции М.М. Халмурзиев
Члены Инспекции: К.Г. Магомедов
М.К. Кулиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 13 июня 2024 г. N РНП 005/06/104-862/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024