Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) - представителя ООО "МАДИН" (далее также - Заявитель) рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "МАДИН" на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления РСО-Алания (далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания) при проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000324000908 на поставку оборудования для реабилитации (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
15 апреля 2024 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "МАДИН" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Запроса котировок.
По мнению Заявителя, Единая комиссия Управления РСО-Алания необоснованно признала его победителем Запроса котировок, поскольку, как считает Заявитель, характеристики предлагаемого им к поставке товара, указанные в составе его заявки на участие в Запросе котировок, которой был присвоен идентификационный номер 612644, не соответствуют требуемым характеристикам товара, указанным Заказчиком в описании объекта анализируемой закупки.
Не согласившись с доводами жалобы Управление РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
02 апреля 2024 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000324000908 на поставку оборудования для реабилитации с начальной (максимальной) ценой контракта 4 484 500,00 (в редакции N2 с внесенными изменениями, далее - Извещение), в том числе требования к содержанию и составу заявки, описание объекта анализируемой закупки (Техническое задание), а также проект государственного контракта.
Согласно Протоколу подведения итогов проведения Запроса котировок от 11.04.2024, до окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок была подана одна заявка, которой был присвоен идентификационный номер N612644, то есть заявка ООО "МАДИН". Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания указанная заявка была признана соответствующей требованиям Извещения о проведении Запроса котировок и Закона о контрактной системе. На основании изложенного, на основании пункт 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Запрос котировок был признан несостоявшимся.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно частям 2 и 3 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 50 Закона о контрактной системе:
- не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе направляет заказчику заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки;
- не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
При этом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N1946 от 31.10.20222 вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации N656 от 08.06.2018, а именно с 01.10.2023 г. в отношении операторов площадок вводится требование об обеспечении участнику закупки возможности указывать характеристики товаров, предлагаемых к поставке в структурированном виде.
Заявка в структурированном виде - это предложение участника о поставке продукции, которую он заполнил в электронном виде. Сведения в структурированную форму заявки вносят с учетом параметров, которые заказчик прописал в извещении. Структурированная заявка подразумевает, что при подаче предложения поставщик будет формировать данные о характеристиках, товарном знаке (при наличии), наименование страны происхождения товара на основании извещения в структурированном виде заказчиком.
Таким образом, Заявка представляет собой электронную карточку, размещенную на ЭТП (электронных торговых площадках), в которой участник торгов заполняет данные об описании и характеристиках предлагаемого к поставке товара, при этом, указать в структурированной заявке данные вразрез с требованиями заказчика невозможно, так как процесс автоматизирован. Кроме характеристик предлагаемого к поставке товара, поставщик указывает в заявке страну - изготовителя продукции и товарный знак (при наличии).
Комиссией установлено, что в структурированном виде в отношении требуемого к поставке товара Извещение о проведении Запроса котировок содержит следующую информацию:
При этом, в структурированной заявке Заявителем предложен к поставке товар, соответствующий извещению (описанию объекта закупки):
- код товара: 32.50.50.190;
- наименование товара: изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки;
- количество: 1 (штука);
- товарный знак: не заполнено;
- основной вариант поставки: да;
- страна происхождения: Российская Федерация.
Таким образом, ООО "МАДИН" подана заявка на участие в Запросе котировок, соответствующая Извещению о проведении Запроса котировок.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Запросе котировок не содержит указания на то, что при подаче заявки участникам анализируемой закупки необходимо указывать какие-либо значения характеристик поставляемого товара помимо тех, что установлены в структурированном виде Заказчиком.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что решение Единой комиссии Управления РСО-Алания о признании заявки ООО "МАДИН" на участие в Запросе котировок соответствующей требованиям Извещения о проведении Запроса котировок и Закона о контрактной системе обосновано.
Однако, при рассмотрении жалобы Комиссией также установлено, что Извещение о проведении Запроса котировок, помимо прочего, содержит описание объекта анализируемой закупки (Техническое задание) в виде отдельного файла (электронного документа) с описанием функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, а также показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям, в том числе максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и значений показателей, которые не могут изменяться.
При этом, как указано выше, Извещение о проведении Запроса котировок не содержит в структурированном виде описания функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, а также показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям, в том числе максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и значений показателей, которые не могут изменяться.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что описание объекта анализируемой закупки не соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку Извещение содержит разночтения между описанием объекта закупки в структурированном виде и в электронном документе, размещенном отдельным файлом, в части указания сведений, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия должностного лица Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, выразившиеся в размещении в ЕИС Извещения о проведении Запроса котировок с нарушением требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "МАДИН" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000324000908 на поставку оборудования для реабилитации.
2. Признать Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания нарушившим требования пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания, и оператору электронной торговой площадки - РОСЭЛТОРГ (АО "ЕЭТП") предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА161-04/24 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 19 апреля 2024 г. N А161-04/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024