Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Заместителя Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - КГКУ "Единый заказчик капитального строительства Алтайского края": Митрохиной А.В.;
от ООО "Талан" - Борисовой Е.П.;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГКУ "Единый заказчик капитального строительства Алтайского края" (далее- Заказчик) о включении сведений об ООО "Талан" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000324006075 "Выполнение работ по объекту "г. Барнаул, капитальный ремонт административного здания, находящегося по адресу: ул. Фурманова, 12", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "Талан" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000324006075 "Выполнение работ по объекту "г. Барнаул, капитальный ремонт административного здания, находящегося по адресу: ул. Фурманова, 12".
11 июня 2024 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки. Для предоставления дополнительных документов, рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки было отложено на 13.06.2024 г.
Представитель Заказчика пояснила, ООО "Талан" обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, не внесло, в связи с чем было признано уклонившимся от заключения контракта. Сведения направлены для включения в реестр недобросовестных поставщиков, на требованиях настаивала.
Представитель Общества пояснила, что ООО "Талан" не имело намерений уклоняться от заключения контракта. После подписания контракта было обнаружено, что в ходе составления платежного поручения для перевода денег Обществом была допущена ошибка в реквизитах получателя, что требовало немедленно отменить платеж.
На основании изложенного просила не включить ООО "Талан" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные документы, и обращение Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам:
03.05.2024 г. Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "г. Барнаул, капитальный ремонт административного здания, находящегося по адресу: ул. Фурманова, 12".
Согласно протоколу подведению итогов от 17.05.2024 г. заявка ООО "Талан" заняло первое место.
По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту а) пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом, при этом такой участник закупки, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
31.05.2024 г. ООО "Талан" подписало проект контракта. В качестве обеспечения исполнения контракта использовалось платежное поручение N 42 от 31.05.2024 г.
Однако, 05.06.2024 г. Заказчик признает ООО "Талан" уклонившимся от заключения контракта на основании невыполнения Обществом требований положений части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, а именно: непредоставление участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения ООО "Талан" в реестр недобросовестных поставщиков в силу нижеследующего:
оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно объяснениям представителя ООО "Талан", для участия в закупке, от участника электронного аукциона требовалось представить обеспечение контракта в размере 21 711 656,54 руб.
До подписания контракта, ООО "Талан" обратилось к банковскому брокеру за получением независимой гарантии (ПАО "Банк ВТБ", МТС Банк, ПАО "Промсвязьбанк"). Однако, банки отказали в выдаче независимой гарантии.
31.05.2024 г. Обществом было принято решение обеспечить контракт собственными средствами.
Так, 31.05.2024 г. ООО "Талан" перевело на счет Заказчика обеспечение контракта в размере 21 711 656,54, однако, после подписания контракта было обнаружено, что в ходе составления платежного поручения для перевода денег, Обществом была допущена ошибка в реквизитах (неправильно указан расчетный счет), что потребовало незамедлительно отменить платеж.
Исполнитель отменил платеж, однако деньги на расчетный счет Общества вернулись только 06.06.2024 г. (выписка по счету в материалах дела). Заказчик был уведомлен об ошибочном платеже.
04.06.2024 г. письмом N Исх.010-24 Исполнитель просил Заказчика принять в качестве обеспечения независимую банковскую гарантию АКБ "АК Барс" на сумму 21 711 656,54 руб.
Заказчик просил официальное письмо, независимую гарантию и скрин из реестра банковских гарантий отправить на официальную почту, исправив п.14.
Представленные в материалах дела пояснения и документы Исполнителя свидетельствуют об отсутствии умысла у победителя закупки на уклонение от заключения контракта, кроме того, проект контракта был подписан Обществом.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту б) пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В связи изложенным, у Комиссии нет оснований для включения сведений об ООО "Талан" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по Алтайскому краю, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать сведения об ООО "Талан" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 13 июня 2024 г. N 022/10/104-667/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024