Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки в отсутствие уполномоченных представителей ГБУК г. Москвы "МГМТФ "Русская песня", а также в присутствии уполномоченных представителей ООО "ПСТ": Д.В. Громова (доверенность N 03-К от 05.06.2024), Д.В. Потопова (доверенность N 02-К от 30.08.2022) (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом Московским УФАС России посредством Единой информационной системы в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"), 2024-27461 2 рассмотрев обращение ГБУК г. Москвы "МГМТФ "Русская песня" о включении сведений об ООО "ПСТ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУК г. Москвы "МГМТФ "Русская песня" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "ПСТ" (далее - Исполнитель, Подрядчик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на техническое обслуживание грузоподъёмного оборудования ГБУК г. Москвы "МГАТ "Русская песня" (реестровый N 0373200138223000189). 02.06.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 38-44-23 на техническое обслуживание грузоподъёмного оборудования ГБУК г. Москвы "МГАТ "Русская песня" (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 23.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ООО "ПСТ" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в 2024-27461 3 соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 23.05.2024 размещено в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта сроки оказания услуг по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием: с "01" января 2024 года по "31" декабря 2025 года. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по причине следующего: Согласно п. 2.15 Технического задания Исполнитель обязан документально фиксировать все виды оказанных услуг в журнале технического обслуживания и ремонта подъемно- транспортного оборудования с указанием их сроков и объемов, фамилий, имен, отчеств ответственных лиц. Наименование и количество использованных при оказании услуг запчастей и материалов должно соответствовать Приложению 7 "Нормы расхода материалов быстроизнашивающихся деталей И запасных частей, применяемых при техническом обслуживании лифтов, на 1 год (на лифт 2 остановки)", Приложению 8 "Нормы расхода материалов быстроизнашивающихся деталей и запасных частей, применяемых при техническом обслуживании эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитене, на 1 год к настоящему Техническому заданию. Так, Заказчик указывает, что в пункте указано, что "до начала оказания услуг для каждого объекта Заказчика Исполнитель предоставляет следующие документы:
- журнал технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортного оборудования (для каждой единицы подъемно-транспортного оборудования);
- журнал периодических осмотров подъемно-транспортного оборудования (для каждой единицы подъемно-транспортного оборудования);
- график работы сотрудников Исполнителя на объекте Заказчика, который должен соответствовать графику работы объекта;
- годовой план-график технического обслуживания оборудования подъемно- транспортного оборудования;
- акты технического диагностирования подъемно-транспортного оборудования." Однако по состоянию на 27.02.2024 из всей документации, предусмотренной 2024-27461 4 Контрактом, в наличии имелись "журнал технического обслуживания и ремонта подьемно-транспортного оборудования (для каждой единицы подъемно- транспортного оборудования)" и "годовой план-график технического обслуживания подъемно-транспортного оборудования", а в паспортах лифтов и эскалаторов Заказчика отсутствовали записи, номера приказа и подписи назначенных ответственных специалистов ООО "ПСТ".
О чем Исполнитель был уведомлен письмом N 67-РП/24 от 27.02.2024 с требованием устранить допущенные нарушения до 10.03.2024.
В нарушение условий Контракта Исполнителем не представлены следующие документы:
- акт приема передачи подъемно-транспортного оборудования в техническое обслуживание - журнал периодических осмотров подъемно-транспортного оборудования (для каждой единицы подъемно-транспортного оборудования);
- график работы сотрудников Исполнителя на объекте Заказчика, который должен соответствовать графику работы объекта;
- акты технического диагностирования подъемно-транспортного оборудования.
Также Исполнителем неоднократно нарушались сроки или объемы оказания услуг. Так в соответствии Регламентом оказания услуг по техническому обслуживанию лифтов (Приложение 4 к Техническому заданию) проверка режима работы лифта "Управление из машинного помещения" должна производиться двумя электромеханиками.
В соответствии с предоставленным Исполнителем Графиком планово- предупредительных ремонтов лифтового оборудования установлена дата технического обслуживания лифтового оборудования и эскалаторов Заказчика 24.02.2024.
В нарушение Графика 26.02.2024 для проведения ежемесячного технического обслуживания лифтов Заказчика в здание Заказчика прибыл один электромеханик.
В результате не укомплектованности бригады, проводящей техническое обслуживание, работы, описанные в Приложении 4 к Техническому задание, были выполнены не в полном объеме. Помимо этого, в пункте 2 Документа о приемке, Исполнитель указал "ежемесячное техническое обслуживание эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах". Однако, техническое обслуживание эскалаторов Заказчика в феврале 2024 проведено не было, что подтверждается Журналами технического обслуживания эскалаторов. Исполнитель в феврале 2024 оказал услуги с нарушением сроков, в неполном объеме и нарушением условий Контракта и Технического задания, в связи с чем Исполнителю 12.03.2024 была направлена претензия и мотивированный отказ от принятия результатов оказанных услуг N 86- PII/24. 02.05.2024 Заказчик получил от Исполнителя Документ о приемке от 30 апреля 2024 N 572-1.
В Документе о приемке Исполнитель указал "ежемесячное техническое 2024-27461 5 обслуживание лифтов". Однако, фактически, техническое обслуживание лифтов Заказчика проведено не было, что подтверждается Журналами технического обслуживания лифтов. Исполнитель в апреле 2024 не оказал услуги в полном объеме и нарушил условия Контракта и Технического задания, в связи с чем Исполнителю 16.05.2024 была направлена претензия и мотивированный отказ принятия результатов оказанных услуг N 171-PII/24.
Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что Общество обслуживает оборудование Заказчика с 2021 года. В период исполнения предыдущих контрактов, Исполнителем были подготовлены и переданы Заказчику все необходимые документы, включая журналы и акты, перечисленные в Уведомлении. Журналы периодических осмотров были подготовлены и переданы Заказчику Исполнителем дважды, однако не заполнялись ввиду отсутствия таких требований в Техническом Задании. Документы, необходимые к обновлению данных, своевременно обновлялись: 26.02.2024 механик Общества провел регламентное техническое обслуживание лифтов и сообщил что в журналах Технического обслуживания и ремонта заканчивается место для внесения записей. 07.03.2024 сотрудник Общества привез новые журналы Технического обслуживания и ремонта и передал сотрудникам Заказчика. Такая документация как акты технического диагностирования и акт приема передачи оборудования в техническое обслуживания оформляются при изменении обслуживающей организации по лифтам. Новый график проведения ТО был передан Заказчику 07.03.2024.
Новые записи в паспорта лифтов внесены 08.04.2024.
Также, представитель Исполнителя указывает, что Заказчиком указано, что проверка работы режима лифта "Управление из машинного помещения" должна производиться двумя электромеханиками. Однако лифты Заказчика являются лифтами иного типа - без машинного помещения. Всё оборудование находится в шахте, а управление лифтом происходит с этажной площадки, на которой расположена станция управления. Это позволяет производить работы на лифте в режиме ревизии одному электромеханику. По результатам проведенной внутренней проверки выяснилось, что в феврале 2024 регламентные работы на эскалаторах были проведены, однако после проведения ТО механику не удалось связаться с должностным лицом Заказчика для подписания акта приемки. На довод Заказчика об отказа в приемке услуг за апрель 2024 представитель Исполнителя пояснил следующее. По лифтам - в журналах Технического обслуживания и ремонта осуществляются записи о проведении регламентного обслуживания оборудования. Заказчик не учитывает услуги по аварийно-техническому обслуживанию лифтов. В частности, 22.04.2024 была выполнена заявка на эвакуацию пассажиров, а 30.04.2024 была выполнена заявка на запуск лифта после скачка напряжения. По эскалаторам - услуги оказаны в полном объеме. Кроме того, представитель Исполнителя сообщил, что 30.09.2023 при выполнении аварийной заявки пустая кабина лифта перепрошла вверх, противовес 2024-27461 6 опустился на буфер, сработали ловители и кабину зажало в верхней части шахты. Общество приступило к восстановлению лифта за свой счет. После восстановления механической части, при работах по наладке было установлено, что перепроход был вызван неисправностью двух датчиков позиционирования LK-LN.
Исполнитель письменно уведомил об этом Заказчика, указав возможную причину - частые скачки напряжения, и попросил Заказчика принять решение о ремонте. Лифт был выведен в простой, не обслуживался и не оплачивался. 08.04.2024 состоялась встреча между руководством Общества и руководством Заказчика. Общество пояснило, что лифт был восстановлен примерно на 70%, затем восстановление лифта было приостановлено до принятия решения Заказчика о его ремонте. Заказчик потребовал восстановить лифт за свой счет. Исполнитель приобрел два датчика LK-LN, оригинальные вкладыши противовеса и в период с 16.04.2024 по 21.04.2024 в три захода восстановили лифт в работу. 22.04.2024 происходит застревание, аварийный механик Исполнителя прибывает на эвакуацию через 15 минут. Лифт остается в простое. Исполнителем направлено письмо Заказчику с просьбой возместить стоимость восстановления лифта. На данный момент лифт полностью восстановлен, находится в состоянии пригодном к эксплуатации. В мае регламентное ТО на эскалаторах проведено 08.05.2024, ТО лифтов не проводилось. По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно 2024-27461 7 закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-27461 8
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУК г. Москвы "МГМТФ "Русская песня" во включении сведений об ООО "ПСТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Д.А. Аносов Комиссии Управления: Члены Комиссии Управления: А.А. Белолипецкая Н.А. Гришина Исп.Белолипецкая А.А. 2024-27461
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июня 2024 г. N 077/10/104-8069/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024