Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугавы, Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнева ДЗМ": К.Ю. Руткевич (дов.N551/24 от 19.01.2024), ЗАО "Квант": О.В. Подкорытовой (дов.N138 от 21.11.2023), В.С. Русанова (ген. дир.), ООО "Энергия": Г.В. Васильева (дов.Nб/н от 12.12.2023), рассмотрев жалобу ООО "Энергия" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по выводу из эксплуатации, демонтажу гамма-терапевтических аппаратов "Theratron Equinox" с разрядкой и утилизацией радиационных источников для нужд ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнева ДЗМ" (Закупка N 0373200010824000356) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О 2024-27933 2 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые Московским УФАС России документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. По мнению Заявителя, закупочной комиссией Заказчика неправомерно заявка ЗАО "Квант" признана соответствующей требованиям закупочной процедуры, несмотря на отсутствие у такого участника соответствующей лицензии на выполнение работ.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.06.2024 NИЭА2 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупочной процедуры.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Комиссией Управления установлено, что в составе Приложения N2 к 2024-27933 3 Техническому заданию предъявлено, в том числе, следующее требование к участнику закупочной процедур:
- наличии действующие лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому, и атомному надзору на право эксплуатации радиационных источников (не относящиеся к ядерным установкам установки и аппараты, в которых содержатся радиоактивные вещества). В качестве разрешенного вида деятельности лицензия должна предусматривать: монтаж (демонтаж), зарядка (разрядка), радиационный контроль, дозиметрическая аттестация, локализация и ликвидация последствий радиационных аварий и происшествий для медицинских гамма - терапевтических аппаратов типа "Theratron" и их модификаций.
- наличие действующей лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на вывод из эксплуатации радиационных источников. Объекты, на которых или в отношении которых осуществляется деятельность: радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам установки, аппараты, оборудование, изделия и комплексы, в которых содержатся радиоактивные вещества. В качестве разрешенного вида деятельности лицензия должна предусматривать: комплексное радиационное и инженерное обследование радиационных источников для подготовки их к выводу из эксплуатации, разработка комплекта документов вывода из эксплуатации радиационных источников по результатам комплексного радиационного и инженерного обследования; демонтаж радиационных источников: гамма- терапевтических аппаратов, систем дозиметрического контроля и блокировок, технологического оборудования.
В силу ст.5 Федерального закона от 21.11.1995 N170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии) обращение с радиоактивными веществами и эксплуатацию радиационных источников, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, осуществляют организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или зарегистрированные в порядке и случаях, предусмотренных статьей 36.1 Закона об использовании атомной энергии.
Согласно ст.26 Закона об использовании атомной энергии лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными 2024-27933 4 отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии В соответствии с подпунктом "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Согласно пп."а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе лица не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе лица.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя указал, что в составе представленных в составе заявки ЗАО "Квант" лицензиях на право эксплуатации, а также вывода из эксплуатации радиационных источников отсутствуют требуемые виды работ, а именно:
- лицензия на вывод из эксплуатации радиационных источников не содержит: комплексное радиационное и инженерное обследование радиационных источников для подготовки их к выводу из эксплуатации; разработка комплекта документов вывода из эксплуатации радиационных источников по результатам комплексного радиационного и инженерного обследования. 2024-27933 5 - лицензия на право эксплуатации радиационного источника не содержит: радиационный контроль; дозиметрическая аттестация; локализация и ликвидация последствий радиационных аварий и происшествий. Кроме того, в составе представленной лицензии на право эксплуатации радиационного источника указано на ограниченную область действия, а именно: "Настоящей лицензией Лицензиату предоставляется право эксплуатации радиационных источников ... содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности". Вместе с тем, указанная область действия лицензии не позволяет ЗАО "Квант" выполнять работы, предусмотренные технической документацией, поскольку в п. 3 таблицы "Наименование работ" Приложения N 5 к Техническому заданию определено, что выводу из эксплуатации подлежит радиационный источник первой категории.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика указал, что в составе заявки ЗАО "Квант" представлены действующие лицензии на все виды деятельности, указанные в Приложении N 2 к Техническому заданию, в том числе лицензия N УО-У-03-206,207,208,209,210-2593 от 27.04.2016 на эксплуатацию радиационного источника, а также N УО-(УС)-04-206-2899 от 20.09.2018 на вывод из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения с указанием всех необходимых видов работ. Так, в части выданное лицензии на вывод из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения Заказчик поясняет следующее. Приложения к лицензии - условия действия (далее - УДЛ) и используемых в них формулировки в значительной степени индивидуальны, поскольку в них включается описание прав и обязанностей конкретного лицензиата с учетом обстоятельств и условий осуществления им заявленной деятельности. Условия действия лицензии зависят как от содержания заявления соискателя лицензии, наличия у него имущества и персонала, так и от заключения экспертизы, назначенной Ростехнадзором в ходе лицензирования (формулировок заключения экспертизы). Иными словами, унифицированных формулировок для раскрытого описания в УДЛ разрешенной деятельности не существует, какие-то УДЛ могут содержать более развернутые формулировки, какие-то - более сжатые. Переписывание (включение) в УДЛ всего процесса вывода радиационного источника из эксплуатации нормативными документами не предусмотрено. Лицензируемым видом деятельности в соответствии с ст. 4 и ст. 26 Федерального Закона N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии) является вывод из эксплуатации 2024-27933 6 радиационных источников. Лицензию на вывод из эксплуатации радиационных источников ЗАО "Квант" имеет. Выдача ЗАО "Квант" лицензии на вывод радиационных источников из эксплуатации означает, что ЗАО "Квант" вправе совершать все действия, необходимые и достаточные для вывода радиационных источников из эксплуатации, предусмотренные Федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, предусмотренные ст. 33 Закона об использовании атомной энергии, Федеральными норами и правилами "Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения" НП-091-14 и другие. Иного из положений лицензии и законодательства не следует. Кроме того, в части правомерности принятия лицензии N УО-У-03- 206,207,208,209,210-2593 от 27.04.2016 на эксплуатацию радиационного источника представитель Заказчика указал, что ранее Московским УФАС России рассмотрена жалоба ЗАО "Квант" в части признания такого участника не соответствующим требованиям извещения о проведении закупочной процедуры ввиду несоответствия вышеуказанной лицензии, в результате чего доводы жалобы в рамках рассмотрения дела от 14.05.2024 N 077/06/106-6551/2024 признаны обоснованными, а также Заказчику выдано обязательное для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, что и было сделано Заказчиком.
Также радиационный контроль в ходит в обязательный перечень работ, предусмотренный федеральными нормами и правилами, в частности, в п. 21 НП- 091-14, заложен в следующих положениях лицензии: "комплексное обследование технического состояния радиационных источников, ЗРнИ...", "проведение абсолютных и относительных клинических дозиметрических исследований в процессе предаттестационной подготовки радиационных источников", "проведение радиационно-аварийных работ на территории Российской Федерации". В части локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и происшествий информация указана в п. 1.2 лицензии: "проведение радиационно- аварийных работ на территории Российской Федерации". Комиссия Управления также отмечает, что право выполнения работ по дозиметрической аттестации отражены в п.1.2 вышеуказанной лицензии, а именно: "проведение абсолютных и относительных клинических дозиметрических исследований в процессе предаттестационной подготовки радиационных источников".
В соответствии с Разделом 3 методических указаний РД 50-691-89 "Руководящий документ по метрологии. Методические указания. Государственная система обеспечения единства измерений. Поглощенные дозы фотонного (1 - 50 МэВ) и электронного (5 - 50 МэВ) излучений в лучевой терапии. Методы определения" "Поглощенные дозы фотонного и электронного 2024-27933 7 излучений в лучевой терапии" дозиметрическая аттестация радиационного терапевтического аппарата по поглощенной дозе заключается в определении поглощенной дозы в его пучке излучения на основе измерений в водном фантоме в строго определенных геометрических условиях.
Таким образом дозиметрическая аттестация является одним из видов дозиметрических исследований. Лицензия ЗАО "Квант" N УО-У-03-206,207,208,209,210-2593 от 27.04.2016 разрешает проведение абсолютных и относительных клинических дозиметрических исследований в процессе предаттестационной подготовки радиационных источников (в том числе гамматерапевтических аппаратов в терминологии НП-038-16).
Таким образом, указанная лицензия предполагает возможность проведения широкого спектра дозиметрических исследований, включая дозиметрическую аттестацию. Более того, проведение всех видов исследований в рамках РД 50-691-89, включая дозиметрическую аттестацию, предусмотрено пунктом 1.1 области аккредитации Аттестата аккредитации ЗАО "Квант" RA.RU.21A387, также представленного в составе заявки. Кроме того, Комиссией Управления отмечено, что в рамках рассмотрения дела 14.05.2024 N 077/06/106-6551/2024 ЗАО "Квант" представлено письмо уполномоченного на выдачу лицензии на эксплуатацию радиационного источника органа Уральского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзор N470-979 от 08.05.2024 согласно которому: "Требованиями эксплуатационной документации, в частности РД 50-691- 89 "Методические указания. Государственная система обеспечения единства измерений. Поглощенные дозы фотонного (1-50 МэВ) и электронного (5-50 МэВ) излучений в лучевой терапии. Методы определения" (далее - Методические указания), руководствуются в своей работе метрологические службы, онкологических и радиологических лечебных учреждений, а также организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги эксплуатирующим организациям, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора.
В соответствии с разделом 3 Методических указаний дозиметрическая аттестация как расчетная величина, является одним из видов широкого спектра дозиметрических исследований. Следовательно, в рамках вышеуказанной лицензии, предполагается возможность проведения дозиметрической аттестации как одного из методов дозиметрических исследований". Представитель Заказчика также отметил, что вопреки доводам жалобы в составе лицензии ЗАО "Квант" N УО-У-03-206,207,208,209,210-2593 от 27.04.2016 отсутствует указание на область действия такой лицензии исключительно в отношении радионуклидных источников четвертой и пятой категорий радиационной опасности. 2024-27933 8 Так, п.1.2 указанной лицензии установлено: "Настоящей лицензией Лицензиату предоставляется право эксплуатации радиационных источников (комплексов, установок, аппаратов, оборудования, изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества) в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям и организациям, осуществляющим деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, расположенным на территории Российской Федерации".
Таким образом, вышеуказанным положением перечислены два вида организаций, расположенных на территории Российской Федерации, а именно:
1) эксплуатирующие, 2) осуществляющие эксплуатацию РИ только 4-й и 5-й категорий. Законодатель различает эксплуатирующие организации (деятельность лицензируется, эксплуатируются радиационные источники 1-3 категорий радиационной опасности) и организации, эксплуатирующие радиационные источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности о чем оговорено в положениях ст. 32, 34, 36.1 Закона об использовании атомной энергии.
На основании вышеизложенного требованиям извещения о проведении закупочной процедуры представленные в составе заявки ЗАО "Квант" лицензии соответствовали. Доказательств обратного Заявителем не представлено.
В силу ч.5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и 2024-27933 9 документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение закупочной комиссии Заказчика о признании заявки ЗАО "Квант" соответствующей не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-27933 10
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Энергия" на действия закупочной комиссии ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнева ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: Н.А. Узкий Э.З. Гугава Исп.Узкий Н.А. тел.8(495)784-75-05 2024-27933
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 июня 2024 г. N 077/06/106-8198/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024