Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии: представителей ФГБУ "НИЦ "Курчатовский институт": Костроминой А.В. (по дов.N91дв от 29.02.2024) (до объявления перерыва в рассмотрении жалобы), Миронова М.А. (по дов.N72дв от 09.02.2024), слушателя: Игнатушенко П.П., в отсутствие представителей ООО "Традиции", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Традиции" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НИЦ "Курчатовский институт" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку 2024-28296 оборудования для размещения лабораторных животных (блока) (Закупка N0373100001024000234) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что установленные Заказчиком требования к характеристикам необходимого к поставке товара "Оборудование для размещения лабораторных животных (блок)" ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований не соответствует ни один товар. При этом Заявитель указывает, что ограничивающей характеристикой является "Открытие распашных дверей на 180 °С: наличие", так как Заказчиком закупается блок клеток, размещенный рядом друг с другом, в связи с чем обеспечить открывание дверцы клетки на 180 ° не представляется возможным.
Также Заявитель отмечает, что Заказчиком установлена некорректная единица измерения угла открывания дверцы "°С", так как такая единица измерения применяется при указании значений температуры вещества, окружающей среды.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и 2024-28296 (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлено в том числе следующее требование к товару "Оборудование для размещения лабораторных животных (блок)": "Открытие распашных дверей на 180 °С: наличие".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, вопреки доводам жалобы, обеспечить открывание распашной дверцы на 180° в рамках приобретаемого оборудования возможно при применении соответствующей конструкции петель дверцы. В обоснование своей позиции представитель Заказчика представил следующие документы:
- коммерческие предложения от ООО "Ребико", ООО "МПО МТП РУС", ООО "Айти Глобал", используемые Заказчиком при формировании начальной (максимальной ) цены контракта;
- информационное письмо ООО Веткормторг, в составе которого указано на возможность изготовления закупаемого Заказчиком оборудования, в том числе с наличием распашных дверей открывающихся на 180°;
- эскиз оборудования, в составе которого указано на наличие распашных дверей открывающихся на 180°.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, а в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих невозможность поставки товара с распашными дверцами, открывающимися на 180, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения о Законе о контрактной системе в части установления спорной характеристики. Вместе с этим представитель Заказчика согласился с доводом жалобы в части наличия технической ошибки Заказчика при указании некорректной единицы измерения спорной характеристики, однако отметил, что, по мнению представителя Заказчика, единица измерения не подлежит применению, так как в инструкции по заполнению заявки указано, что в случае, если при описании объекта закупки Заказчиком указаны ссылки на недействующие технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные документы, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги 2024-28296 потребностям Заказчика, такие требования о соответствии не применяются.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления установлено, что в электронном документе "ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЯВКЕ 311 сайт", размещенном в составе извещения, Заказчиком в том числе указано: "В случае, если при описании объекта закупки Заказчиком указаны ссылки на недействующие технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные документы, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, такие требования о соответствии не применяются". Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанное положение инструкции по заполнению заявки, исходя из текста положения, указывает на неприменение исключительно ссылок на государственные стандарты, документы по стандартизации и документы, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребности Заказчика, в то время как единица измерения по сути являются частью характеристики товара и не является отсылкой к государственному стандарту, документу по стандартизации и документы, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребности Заказчика.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что при описании спорной характеристики Заказчиком использована некорректная единица измерения показателя характеристики.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки в части указания некорректной единицы измерения характеристики "Открытие распашных дверей на 180 °С: наличие", что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
Также Заявитель указывает, что в составе извещения Заказчиком не размещено обоснование использования дополнительных, не предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) требований к характеристикам товарам.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, 2024-28296 установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если 2024-28296 Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ. П.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлению закупки, Заказчиком закупается товар "Оборудование для размещения лабораторных животных", при этом в составе извещения указано на соответствие товара позиции КТРУ 26.60.11.120-00000003 "Оборудование для размещения лабораторных животных" В силу пп."г" п.10 Правил формирования КТРУ информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ. Комиссией Управления установлено, что в позиции КТРУ 26.60.11.120- 00000003 "Оборудование для размещения лабораторных животных" содержится описание товара, предусмотренное п.13 Правил формирования КТРУ. Вместе с этим Комиссией Управления также установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены дополнительные, не предусмотренные позиции КТРУ 26.60.11.120-00000003 "Оборудование для размещения лабораторных животных", требования к закупаемому товару, например "Материал пола одного модуля блока (одной клетки) прут из нержавеющей стали", при этом в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" указано "В связи с отсутствием в описании (характеристиках) товара к кодам КТРУ, указанным в спецификации, достаточных технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, необходимого Заказчику, Заказчиком в соответствии с п. 1) ч. 1. ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены дополнительные характеристики товара". Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанное обоснование использования дополнительной, не предусмотренной позицией КТРУ, информации при формировании описания объекта закупки не является обоснованием использования такой информацией, в соответствии с п.6 Правил использования КТРУ, так как в п.6 Правил использования КТРУ указано, что в извещении должно содержаться обоснование необходимости использования дополнительной информации, в связи с чем формальное указание на отсутствие в позиции КТРУ необходимых Заказчику характеристик не может являться надлежащим 2024-28296 обоснованием использования при описании объекта закупки дополнительной информации, в связи с тем, что такое обоснование не обосновывает необходимость использования информации, а лишь указывает на отсутствие такой информации в позиции КТРУ, что изначально подразумевается п.6 Правил использования КТРУ.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в извещении об осуществлении закупки отсутствует обоснование использования дополнительной, не предусмотренной КТРУ, информации.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, (подрядчика, исполнителя), так как согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), на участие в закупке было подано 2 заявки, при этом заявки участников признаны соответствующими требованиям извещения, а снижение цены контракта составило 56.00 %.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-28296
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Традиции" на действия ФГБУ "НИЦ "Курчатовский институт" обоснованной в части установления указания некорректной единицы измерения, а также отсутствия обоснования использования дополнительной, не предусмотренной КТРУ, информации при описании объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Е.А. Миронова Члены комиссии: А.А. Матюшенко Е.Д. Мартьянова Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-28296
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 июня 2024 г. N 077/06/106-8191/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024