Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок,
Членов Комиссии Управления:
А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ДЦЛИ ДЗМ": А.М. Попова (доверенность N 3-УФАС/2024 от 20.03.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Иващенко И.И.: О.В. Мелентьева (доверенность N б/н от 19.06.2024)
рассмотрев обращение ГБУЗ "ДЦЛИ ДЗМ" о включении сведений об ИП Иващенко И.И. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ДЦЛИ ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ИП Иващенко И.И. (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку запасных частей для иммунохимического анализатора Alinity I для нужд ГБУЗ "МНПЦЛИ ДЗМ" (реестровый N 0373200069624000414).
23.04.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 24000414 (реестровый N 2772401520524000564) на поставку запасных частей для иммунохимического анализатора Alinity I для нужд ГБУЗ "МНПЦЛИ ДЗМ" (далее - Контракт).
ИКЗ: 242772401520577240100104410010000244.
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 03.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ИП Иващенко И.И. существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 03.06.2024 размещено в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта: "Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии пунктом 1.4 Контракта, в срок: начало срока поставки Оборудования: 0 календарных дней c даты заключения контракта окончание срока поставки Оборудования: 14 календарных дней с даты заключения контракта. Поставщик за 5 дней до осуществления поставки Оборудования направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки.".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств Поставщика подтверждается:
Претензией от 14.05.2024 года N 215-КС/Пр/24 Заказчик уведомил Поставщика о нарушении сроков поставки товара и потребовал в срок до 17.05.2024 года осуществить поставку товара в полном объёме.
Претензией от 17.05.2024 N 225-КС/Пр/24 Заказчик повторно уведомил Поставщика нарушении сроков поставки товара и потребовал в срок до 20.05.2024 года осуществить поставку товара в полном объёме.
Претензией от 23.05.2024 N 239-КС/Пр/24 Заказчик повторно уведомил Поставщика о нарушении сроков поставки товара и потребовал в срок до 28.05.2024 года осуществить поставку товара в полном объёме.
Вместе с тем, до настоящего времени Поставщик не исполнил обязательства в соответствии с условиями Контракта, товар поставлен не был.
От Поставщика были получены письма:
Исх. N б/н от 02.05.2024 "Уведомление" с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон или изменить сроки поставки, о готовности поставить товар до 15.07.2024 в полном объёме.
Исх. N от 14.05.2024 "Ответ на претензию" с уведомлением о невозможности поставить товар в предложенный срок в Претензии 215-КС/Пр/24 от 14.05.2024.
Исх. N от 23.05.2024 "Ответ на претензию N 239-кс/пр/24 от 23.05.2024" с уведомлением в третий раз, что поставить товара в предложенный Заказчиком срок не представляется возможным, по обстоятельствам независящим от поставщика.
03.06.2024 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 4-КС/2024 от 03.06.2024.
От Поставщика поступило письмо "Возражение на решение" от 10.06.2024 где идет описание о том, что решение об одностороннем отказе не имеет законной силы.
От Поставщика поступило письмо "Ответ на письмо N 01-04/383 от 03.06.2024" адресованное ГБУЗ "Онкологический диспансер N2" министерства здравоохранения Краснодарского края, не имеющее отношение к Контракту с ГБУЗ "МНПЦЛИ ДЗМ".
На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что 30.04.2024 поставщик оборудования уведомил об увеличении сроков поставки и про гарантировал поставку до 05.07.2024.
В связи с тем, что поставляемое оборудование (запчасти) для иммунохимического анализатора ALINITY i производителя Abbott (США) возможно приобрести по параллельному импорту, в продаже на территории РФ имеется в ограниченном количестве по объему и номенклатуре. Ни одна из сторон по контракту до его заключения не могла предвидеть, что сроки поставки товара увеличатся существенно.
По обстоятельствам, независящим от поставщика, а именно нестабильные сроки поставки иностранного товара на территорию РФ поставить товар в сроки по контракту не представляется возможным. Поставщик предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон или изменить сроки поставки, также сообщил о готовности поставить товар до 15.07.2024 в полном объеме.
Уведомление от 02.05.2024 оставлено без рассмотрения Заказчиком.
14.05.2024 Заказчик направил претензию N 215кс/пр/24 от 14.05.2024, в которой сообщает о нарушении срока поставки (истек 07.05.2024) и требует поставить товар до 17.05.2024.
Поставщик направил ответ от 14.05.2024, указал о ранее направленном уведомлении 02.05.2024 о получении информации от Поставщика оборудования об увеличении сроков поставки до 05.07.2024, об отсутствии ответа на уведомление со стороны заказчика. Уведомил, что поставить товар в предложенный сроки в претензии не представляется возможным, по обстоятельствам независящим от Поставщика.
23.05.2024 Заказчик вновь направил претензию N239-кс/пр/24 о нарушении срока поставки (истек 07.05.2024) и требует поставить товар до 28.05.2024.
Поставщик направил ответ на претензию, что по состоянию на 23.05.2024 ответ на уведомление от 02.05.2023 от Заказчика не поступил, Заказчик не сообщил о своей готовности ожидать товар в предложенную дату, направляя претензии с требованием в течении 5 дней поставить товар не учитывает полученные сведения от поставщика 02.05.2024 о реальном сроке поставки товара. В связи с чем поставить товар в предложенный срок в претензии не представляется возможным, поставщик сообщил о готовности согласовать сроки поставки с учетом фактической доставки товара на территорию РФ.
03.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N4-КС/24, размещено в единой информационной системе. 10.06.2024 Поставщик направил возражение на решение, так как по условиям контракта пункт 12.1. контракт вступает в силу с даты заключения и действует до 30 календарных дней c даты заключения. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком после даты истечения срока его действия, в связи с чем решение не имеет законной силы. Ни на одно письмо Поставщика по существу заявленных доводов не поступил ответ от Заказчика. Поставщику стало известно о задержке сроков поставки товара от иностранного поставщика после заключения Контракта, получив информацию о сроках поставщик сразу уведомил об этом заказчика. Учитывая короткие сроки поставки по контракту (14 к.д.) и сроки действия контракта (30 к.д.) Поставщик рассчитывал получить ответ от Заказчика, для согласования или отказа от заявки поставки товара, с иностранным поставщиком, в связи с новыми обстоятельствами. Условиями Контракта предусмотрена обязанность Поставщика в пункте 3.1.5 незамедлительно информировать заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению контракта, а именно об увеличении сроков поставки с указанием срока, в который готов поставить товар.
С 02.05.2024 по день прекращения Контракта, согласно сведениям в единой информационной системе о прекращении Контракта ответ на уведомление от Заказчика так и не поступил.
Не получив ответа от Заказчика, Поставщик отказался от поставки товара до 05.07.2024 у иностранного поставщика, для исполнения обязательства по Контракту были направлены запрос официальному представителю производителя товара в России.
06 мая 2024 направлен запрос официальному представителю компании Abbott на территории РФ, ответ не поступил.
12 мая 2024 направлен повторный запрос официальному представителю компании Abbott на территории РФ.
13 мая 2024 после направления повторного запроса, представителем Abbott на территории РФ, поступил ответ на первый запрос, направленный 06 мая 2024, в котором ООО "Эббот Лэбораториз" сообщает следующее:
"Настоящим Общество с ограниченной ответственностью "Эбботт Лэбораториз", ИНН7725594604 (далее - "Эбботт"), являясь компанией группы Abbott, США, свидетельствует Вам свое почтение и сообщает, что продукция Диагностического подразделения Эбботт, реализуемая на территории Российской Федерации для государственных и муниципальных нужд и потребностей бюджетных учреждений, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N° 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", распространяется официальными дистрибьюторами Эбботт.".
Перечень таких официальных дистрибьюторов, заключивших с Эбботт дистрибьюторский договор, приведен в Приложении к настоящему письму.
13 мая 2024, по адресам электронной почты дистрибьюторов, указанных в письме-ответе официального представителя Abbott на территории РФ и в соответствии с его рекомендацией, всем дистрибьюторам (10 дистрибьюторов) был направлен запрос на предоставление коммерческого предложения о поставке товара.
На сегодняшний день, ни один дистрибьютер не направил ответ на запрос от 13.05.2024.
Комиссия Управления отмечает, что представитель Исполнитель не представил документы и сведения, указывающие на добросовестные действия Исполнителя при исполнении Контракта. Вместе с тем Комиссия Управления указывает, что ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, подтверждается неоднократным направлением в адрес Исполнителя претензий со стороны Заказчика.
Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность, следовательно, участвуя в закупке, Исполнитель взял на себя все риски, связанные с исполнением/неисполнением договора.
Комиссия Управления считает необходимым отметить, что согласно письму ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20, в котором указано, что согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241, само по себе окончание срока действия контракта не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестном поставщике в Реестр, поскольку в силу пункта 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Исходя из вышеизложенного, антимонопольный орган принимает решение о включении/об отказе во включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вне зависимости от окончания срока действия контракта.
Таким образом, доказательств совершения Исполнителем действий, направленных на исполнение государственного контракта, а также доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в подтверждение своей добросовестности Исполнителем не представлено.
На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения ИП Иващенко И.И. своих обязательств по Контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство,что Заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении Контракта, отсутствие со стороны ИП Иващенко И.И. безусловных и убедительных доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по Контракту, Комиссия Управления приходит к выводу о допущенной ИП Иващенко И.И. при исполнении им своих обязательств по Контракту недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к ИП Иващенко И.И. мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно постановлению Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2018 Ф05-20616/2017, принимая решение об участии в закупках, и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законодательством, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Законодательства.
Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП Иващенко И.И. (ИНН: 701704349303) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Иващенко И.И. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
Д.А. Аносов
|
Члены Комиссии Управления: |
|
|
|
|
А.А. Белолипецкая
|
|
|
Н.А. Гришина
|
Исп.Гришина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2024 г. N 077/10/104-8050/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024