Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ: Волошин М.А. (доверенность N60/24 от 19.06.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "БЕЛМЕДИКАЛ": Н.Ф. Левандовская (доверенность N 08 от 17.06.2024), рассмотрев обращения ГБУЗ "МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ о включении сведений об ООО "БЕЛМЕДИКАЛ", в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 2024-28425 2 муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили обращения государственного заказчика - ГБУЗ "МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "БЕЛМЕДИКАЛ" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением государственных контрактов по результатам электронных аукционов на поставку инструментов для комплекса роботизированного (этап 2) в 2024 году для нужд ГБУЗ МКНЦ имени А.С. Логинова ДЗМ, на поставку инструментов для комплекса роботизированного (иглодержатели) в 2024 году для нужд ГБУЗ МКНЦ имени А.С. Логинова ДЗМ (реестровый N 0373200022224000434, 0373200022223001964). 26.03.2024 и 30.01.2024 между Заказчиком и ООО "БЕЛМЕДИКАЛ" заключены государственные контракты N 0373200022224000434, 0373200022223001964 (реестровые N 2772009352324000486, 2772009352324000143) на поставку инструментов для комплекса роботизированного (этап 2) в 2024 году для нужд ГБУЗ МКНЦ имени А.С. Логинова ДЗМ, на поставку инструментов для комплекса роботизированного (иглодержатели) в 2024 году для нужд ГБУЗ МКНЦ имени А.С. Логинова ДЗМ (далее - Контракт, Контракты). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 28.05.2024 Заказчиком приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов в связи с неисполнением ООО "БЕЛМЕДИКАЛ" существенных условий Контрактов (далее - Решение).
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 Закона о 2024-28425 3 контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 29.05.2024 Решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов размещены Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решений Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решения Заказчика вступили в законную силу и Контракты считаются расторгнутыми в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта N 0373200022224000434 "Поставка Товара осуществляется Заказчику на условиях и в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием: с "08" апреля 2024 г. по "22" ноября 2024 г.".
Согласно п. 3.1 Контракта N 0373200022223001964 "Поставка Товара осуществляется Заказчику на условиях и в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием: с "12" февраля 2024 г. по "22" ноября 2024 г.". На заседании Комиссии Управления Представитель Заказчика пояснил, что с 12.04.2024 г. до настоящего времени заявки заказчика на поставку партии (Иглодержатель с устройством для обрезания нити, Иглодержатель большой) не исполнены. В связи с чем, поставщику неоднократно направлялись претензионные письма с просьбой осуществить поставку товара. С 22 апреля 2024 г. до настоящего времени заявки Заказчика на поставку партии товара (Ножницы хирургические монополярные изогиутые) не исполнены. В связи с чем, поставщику неоднократно направлялись претензионные письма с просьбой осуществить поставку товара. 2024-28425 4 На основании вышеизложенного, Заказчиком приняты Решения об одностороннем отказе от исполнения Контрактов. На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что 15.05.2024 письмом N 56 Исполнитель обратился, к официальному представителю производителя товара в России "Интуитив Суржикал, Инк.", к ООО "М.П.А. медицинские партнеры" с просьбой оказать содействие в приобретении и поставке медицинских инструментов для комплекса роботизированного для роботизированной хирургической системы daVinci модели 183000 - для конечного пользователя: ГБУЗ города Москвы "Московский клинический научно-практический центр имени А.С. Логинова Департамента здравоохранения города Москвы". 16.05.2024 письмом N 709/a ООО "M.П.A. медицинские партнеры" проинформировало Исполнителя о том, что производителем товара "Интуитив Суржикал, Инк." поставка инструментов для роботизированного комплекса для роботизированной хирургической системы daVinci модели 183000 невозможна поскольку действующая Экспортная лицензия Э1325907 от 22 августа 2023 года не предусматривает поставку инструментов для роботизированной хирургической системы daVinci для получателя - ГБУЗ города Москвы "Московский клинический научно-практический центр имени А.С. Логинова Департамента здравоохранения города Москвы". 16.05.2024 письмом N 59/1 Исполнитель уведомил Заказчика, о том, что при заключении договора с Заказчиком ему не было известно о запрете поставки инструментов daVinci для ГБУЗ города Москвы "Московский клинический научно-практический центр имени А.С. Логинова Департамента здравоохранения города Москвы": экспортные лицензии имеются только у официального дистрибьютора. 29.05.2024 письмом N 65 Исполнитель уведомил Заказчика о том, что при исполнении условий Контракта по поставке товара Исполнитель столкнулся с невозможностью его поставки, поскольку страной происхождения поставляемого товара являются Соединенные Штаты Америки и производителю товара "Интуитив Суржикал, Инк." необходимо получить, в Бюро промышленности и безопасности при Министерстве торговли США (Bureau of Industry and Security), новую экспортную лицензию которая обязательна при поставки оборудования на территорию Российской Федерации, до получения лицензии производитель не отгружает продукцию ни дистрибьюторам, ни иным покупателям. Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено 79 государственных контрактов.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение 2024-28425 5 свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Общество ранее выполняло аналогичные контракты (предмет поставки), то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
По мнению Комиссии Управления, Исполнителем были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контрактов, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контрактах. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру 2024-28425 6 совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контрактов. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Исполнителем условий Контрактов, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-28425 7
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ во включении сведений в отношении ООО "БЕЛМЕДИКАЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: А.А. Белолипецкая Н.А. Гришина Исп.Гришина Н.А. 2024-28425
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2024 г. N 077/10/104-7985/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024