Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя ГКУ Дирекция ДОНМ: С.В. Парамонов (доверенность N 72/24 от 13.03.2024), а также в присутствии уполномоченных представителей ИП Моисеева О.В.: А.В. Деркач (доверенность б/н от 18.06.2024), А.С. Кирьянова (доверенность б/н от 17.06.2024), а также в отсутствие уполномоченных представителей ПАО "Банк Уралсиб" (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N НП/24007/24 от 17.06.2024), рассмотрев обращение ГКУ Дирекция ДОНМ о включении сведений в отношении ИП Моисеева О.В. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). 2024-28539 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение ГКУ Дирекция ДОНМ (далее - Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ИП Моисеева О.В. (далее - Победитель, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта с ГКУ Дирекция ДОНМ по результатам электронного аукциона на оказание услуг по уборке и содержанию в зимний период (по заявкам) прилегающих территорий Департамента образования и науки города Москвы и учреждений, подведомственных ДОНМ, в 2024-2025 годах (среди СМП и СОНО) (реестровый N 0873500000824000811) (далее - Аукцион).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 31.05.2024 ИП Моисеева О.В. признан победителем Аукциона.
Согласно ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта. 04.06.2024 Заказчиком размещен на электронной площадке проект контракта.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). 11.06.2024 Победителем размещен на электронной площадке подписанный проект контракта, а также представлено обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии N 9991-4S1/1628312 от 06.06.2024, выданной ПАО "БАНК УРАЛСИБ" (представлена в материалах дела).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания 2024-28539 3 такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. 13.06.2024 Заказчиком в единой информационной системе размещен протокол о признании Победителя уклонившимся от заключения контракта по итогам Аукциона на основании ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе. Комиссия Управления отмечает, что представленная Победителем независимая гарантия не свидетельствует о намеренном недобросовестном уклонении Победителя от заключения государственного контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном уклонении от заключения государственного контракта. Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее. 1.
Как следует из протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта вышеуказанная независимая гарантия не была принята Заказчиком, поскольку в указанной гарантии указаны ошибочные реквизиты телефона и адрес электронной почты Заказчика. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее - Постановление N1005) утверждены:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе (далее - Дополнительные требования);
- перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
- форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
- правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта. 2024-28539 4 В соответствии с типовой формой независимой гарантии, утвержденной Постановлением N 1005, независимая гарантия должна в том числе содержать номер телефона, адрес электронной почты бенефициара. Вместе с тем в представленной Победителем в качестве обеспечения исполнения Контракта независимой гарантии некорректно указан номер телефона, а также адрес электронной почты Заказчика, что не соответствует требованиям Извещения.
Таким образом, вышеуказанные действия ПАО "Банк Уралсиб" нарушают ст. 45 Закона о контрактной системе. 2.
Как следует из протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта вышеуказанная независимая гарантия не была принята Заказчиком, поскольку она не содержит обязательство возместить убытки, понесенные Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств по Контракту. Комиссией Управления установлено, что согласно п. 20.2 Информационной карты независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства Гаранта выплатить Бенефициару сумму Гарантии или ее часть, а именно:
- обязательство уплатить сумму неустойки (штрафа, пеней) предусмотренных контрактом;
- обязательство возместить убытки, понесенные Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по Контракту;
- обязательство уплатить сумму в размере авансового платежа (если выплата авансового платежа предусмотрена условиями контракта) при условии если бенефициаром предъявлено требование о возврате авансового платежа принципалу и оно им не выполнено. Понятие убытков определено п. 2 ст. 15 ГК РФ, в частности: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Проект государственного контракта является неотъемлемой частью извещения о проведении закупки, и согласно п. 9.4 проекта государственного контракта обеспечение исполнения Контракта распространяется на случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по Контракту, неуплаты Исполнителем неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных Контрактом, а также убытков, понесенных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств по Контракту. Вместе с тем п. 1 независимой гарантии содержит положение: "Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств, 2024-28539 5 предусмотренных контрактом, заключенным (заключаемым) с бенефициаром, включающих в том числе обязательства принципала по уплате неустоек (штрафов, пеней)". Исходя из п. 1 независимой гарантии данная гарантия обеспечивает исполнение принципалом всех его обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным (заключаемым) с бенефициаром.
Таким образом, совокупность вышеуказанных условий закупки позволяет сделать вывод о том, что п. 1 независимой гарантии, содержащий указание на обеспечение исполнение принципалом всех его обязательств, предусмотренных контрактом, включает также обязательство по уплате убытков, понесенных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по Контракту.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе при принятии Заказчиком решения об отказе от заключения контракта по указанному основанию. 3.
Как следует из протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта вышеуказанная независимая гарантия не была принята Заказчиком, поскольку она не содержит обязательство уплатить сумму в размере авансового платежа (если выплата авансового платежа предусмотрена условиями контракта); обязательства ограничиваются суммой независимой гарантии. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что п. 20.2 Информационной карты предусмотрено независимая гарантия должна содержать обязательство уплатить сумму в размере авансового платежа (если выплата авансового платежа предусмотрена условиями контракта) при условии если бенефициаром предъявлено требование о возврате авансового платежа принципалу и оно им не выполнено На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что аванс условиями контракта не предусмотрен.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе при принятии Заказчиком решения об отказе от заключения контракта по указанному основанию.
4. Как следует из протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта вышеуказанная независимая гарантия не была принята Заказчиком, поскольку она не содержит положения о том, что обязательства гаранта перед бенефициаром ограничивается суммой гарантии, а также, что ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия.
В соответствии со ст. 377 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничено уплатой суммы, на которую выдана гарантия, а также ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства по гарантии не ограничена суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное. Комиссия Управления отмечает, что из положений п. 1, 3, 10 независимой гарантии следует, что гарантия предусматривает условие о том, что обязательства гаранта перед бенефициаром ограничивается суммой гарантии.
Также из п. 12 независимой гарантии следует, что гарантия предусматривает условие о том, что ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается 2024-28539 6 суммой, на которую выдана гарантия.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе при принятии Заказчиком решения об отказе от заключения контракта по указанному основанию. Рассмотрев представленные документы и сведения, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления,
Р Е Ш И Л А
:
1. Отказать ГКУ Дирекция ДОНМ во включении информации об ИП Моисеева О.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Выявить в действиях ГКУ Дирекция ДОНМ нарушение ст. 51 Закона о контрактной системе, в действиях ПАО "Банк Уралсиб" нарушения ст. 45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Банку предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Спирякова Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко К.В. Змиевская Исп.Давыденко Е.Ю. 2024-28539
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 июня 2024 г. N 077/10/104-8019/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024