Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ФГБУ "Федеральный центр мозга и нейротехнологий ФМБА": Власенко М.А. (доверенность N(05)25-104/2 от 28.12.2023), а также в присутствии уполномоченных представителей ИП Котик К.Н.: Витыка Н.И. (доверенность N17-06 от 17.06.2024), Обрывченко Д.В. (доверенность N18-06 от 18.06.2024), рассмотрев обращение ФГБУ "Федеральный центр мозга и нейротехнологий ФМБА" о включении сведений об ИП Котик К.Н. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБУ "Федеральный центр мозга и нейротехнологий ФМБА" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Котик К.Н. (далее - Исполнитель) в реестр 2024-28354 2 недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий 4 для отделения РХДиЛ в 2024 году (реестровый N0373400007724000400). 06.05.2024 между Заказчиком и ИП Котик К.Н. заключен государственный контракт N0373400007724000400ФФОМС (реестровый N1772843475024000368) на поставку медицинских изделий 4 для отделения РХДиЛ в 2024 году (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 28.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ИП Котик К.Н. существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 28.05.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии 2024-28354 3 Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком на условиях, предусмотренных п. 1.3 Контракта, в течение 10 (десяти) дней с даты получения Заявки от Заказчика до 31 августа 2024 года. Представитель Заказчика пояснил, что Исполнитель не выполнил свои обязательства по Контракту. 08.05.2024 Заказчик в адрес Исполнителю направил заявку (Заказ N00АП-000591) с указанием позиций из Контракта, поставка которых необходима Заказчику. Товар должен был быть поставлен по 18.05.2024.
Исполнителем товар не был поставлен. 20.05.2024 Заказчик в адрес Исполнителя посредством Единой информационной системы направил претензию с требованием уплатить пени за неисполнение заявки на поставку товара (Заказ N00АП-000591).
Исполнитель штраф не уплатил, на связь с Заказчиком не вышел. 28.05.2024 Заказчик в адрес Исполнителя посредством Единой информационной системы направил повторную претензию с требованием уплатить пени за неисполнение заявки на поставку товара (Заказ N00АП-000591). 16.05.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил заявку (Заказ N00АП-000639) с указанием позиций из Контракта, поставка которых необходима Заказчику. Товар должен был быть поставлен по 26.05.2024 года. Исполнителем Товар не был поставлен. 28.05.2024 Заказчик в адрес Исполнителя посредством Единой информационной системы направил повторную претензию с требованием уплатить пени за неисполнение заявки на поставку товара (Заказ N00АП-000639).
Обязательства по контракту Исполнителем не выполнены и не могли быть выполнены в приемлемый для Заказчика срок. Представитель Исполнителя пояснил, что у Исполнителя отсутствовало намерение уклоняться от выполнения обязательств по Контракту. Исполнитель нарушил сроки поставки товара по не зависящим от него причинам. 08.05.2024 Заказчик направил в адрес Исполнителя заявку N00АП-000591 о поставке товара (электронное письмо Заказчика от 08.05.2024), которой была предусмотрена поставка Интродьюсера Glidesheath Slender с гидрофильным покрытием в наборах (в количестве 100 шт.) со сроком поставки до 20.05.2024. 16.05.2024 Заказчик направил в адрес Исполнителя заявку N00АП-000639 о поставке товара (электронное письмо Заказчика от 16.05.2024), которой была предусмотрена поставка Интродьюсера Glidesheath Slender с гидрофильным покрытием в наборах (в количестве 100 шт.) со сроком поставки до 27.05.2024.
Представитель Исполнителя также указал, что общая стоимость товара, указанного в заявках, составила 743 200,00 рублей (99% от максимального значения цены Контракта - 750 000,00 рублей). Не смотря на то что Заказчик должен был направлять заявки по Контракту до 31.08.2024, он заказал практически весь товар по Контракту с 08.05.2024 по 16.05.2024 (Контракт был заключен 06.05.2024).
При этом заявки содержали требование поставить товар только по одному из восьми пунктов спецификации. Исполнитель не поставил Заказчику товар по заявке до вступления Решения в силу по не зависящим от него причинам в связи с изменением сроков исполнения обязательств контрагентами Исполнителя. К моменту заключения Контракта Исполнитель уже заключил договоры о поставке товара, указанного в нем:
- ООО "АйболитМедСервис" (товар Интродьюсер Prelude, п.п. 1, 6 спецификации) 2024-28354 4 - договор от 21.12.2023 N 120/23;
- ООО "ПрофМед" (товар - Интродьюсер внутрисосудистый в наборе, п. 2 спецификации) - договор от 21.12.2023 N 24;
- ООО "Вектор-Юг" (товар Интродьюсер внутрисосудистый в наборе, п.п. 3, 4, 5 спецификации) - договор от 01.12.2023 N28/23;
- ООО "Кинани" (товар Интродьюсер Glidesheath Slender с гидрофильным покрытием в наборах, п.п. 7, 8 спецификации) - договор от 14.01.2024 N 01-07/24;
- ООО "АкадемМедТех" (товар Интродьюсер Glidesheath Slender с гидрофильным покрытием в наборах, п.п. 7, 8 спецификации) - договор поставки от 29.02.2024 N21-2024-П14;
- ООО "Медикор (товар Интродьюсер Glidesheath Slender с гидрофильным покрытием в наборах, п.п. 7, 8 спецификации) - договор от 29.01.2024 N 29/01/24.
До подачи заявки на участие в закупочной процедуре Исполнитеьл обратился к вышеуказанным поставщикам указанного в Контракте товара с просьбой сообщить о готовности поставить этот товар в срок, предусмотренный Контрактом. При этом поставщики указанного в Контракте товара подтвердили готовность поставить данный товар Исполнителю в предусмотренный Контрактом срок. 23.04.2024 Исполнитель обратился к официальным дистрибьюторам продукции "Терумо Корпорейшн" (Япония) с просьбой подтвердить готовность поставить Исполнителю для последующей поставки Заказчику товар "Интродьюсер Glidesheath Slender с гидрофильным покрытием в наборах" (производитель "Терумо Корпорейшн", Япония, регистрационное удостоверение от 21.12.2018 N РЗН 2018/7962) с характеристиками, указанными в документации об аукционе, в течение 10 дней со дня получения заказа (письма Исполнителя от 23.04.2024 N19, от 23.04.2024 N20, от 23.04.2024 N21).
В ответ на указанные запросы дистрибьюторы подтвердили готовность поставить товар Поставщику в необходимый срок (письмо ООО "АкадемМедТех" от 23.04.2024 N72/ДП-2024, письмо ООО "Кинани" от 23.04.2024 N08, письмо ООО "Медикор" от 24.04.2024 N129).
После заключения Контракта и получения заявки N00АП-000591 Исполнитель обратился к указанному в ней дистрибьютору товара (ООО "Кинани") с просьбой поставить данный товар в указанный в Контракте срок (письмо Исполнителя от 08.05.2024 N32). 13.05.2024 ООО "Кинани" подтвердило Исполнителю готовность поставить указанный в заявке N00АП-000591 товар в течение 10 дней (письмо ООО "Кинани" от 13.05.2024 N13).
После получения заявки N00АП-000639 Исполнитель обратился к указанному в ней дистрибьютору товара (ООО "Кинани") с просьбой поставить данный товар в указанный в Контракте срок (письмо Поставщика от 16.05.2024 N40). 17.05.2024 ООО "Кинани" уведомило Исполнителя об увеличении срока поставки указанного в заявке N00АП-000591 до 01.07.2024 товара (письмо ООО "Кинани" от 17.05.2024 N21).
Дополнительно представитель ООО "Кинани" в ходе переговоров с Исполнителем сообщал, что срок поставки товара производства "Терумо Корпорейшн" (Япония), в том числе товара Интродьюсер Glidesheath Slender с гидрофильным покрытием в наборах, существенно увеличился по независящим от него причинам в связи с нарушениям логистических цепочек перевозки товара при его ввозе в Россию, затруднениями при проведении банками платежей за него и его перевозку. 2024-28354 5 21.05.2024 Заказчик направил в адрес Исполнителя претензию об уплате пени за нарушение срока поставки товара по заявке N00АП-000591.
Исполнитель дополнительно обратился к другим дистрибьюторам товара, указанного в заявках. 22.05.2024 Исполнитель обратился к ООО "АкадемМедТех" с просьбой поставить указанный в заявках товар в указанный в Контракте срок (письмо Исполнителя от 22.05.2024 N42), 30.05.2024 - к ООО "Медикор" (письмо Исполнителя от 30.05.2024 N50). 28.05.2024 Заказчик повторно в адрес Исполнителя направил претензию об уплате пени за нарушение срока поставки товара по заявке N00АП-000591. 28.05.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил претензию об уплате пени за нарушение срока поставки товара по заявке N00АП-000639.
После принятия Заказчиком Решения 29.05.2024 Исполнитель уведомил Заказчика о существенном увеличении срока поставки указанного в заявках товара по независящим от него причинам (письмо Исполнителя от 29.05.2024 N43).
Также с целью своевременного обеспечения потребности Заказчика в товаре для оказания медицинской помощи гражданам Исполнитель предложил Заказчику заказать не указанный в заявках, но предусмотренный Контрактом товар. Вместе с тем, Исполнителем не было получено подтверждение Заказчика на предложение Исполнителя. 29.05.2024 Исполнитель оплатил пеню за нарушение срока поставки товара по заявкам N00АП-000591, N00АП-000639 полностью (платежные поручения от 29.05.2024 N159, от 29.05.2024 N158). 31.05.2024 Заказчик повторно в адрес Исполнителя направил претензию об уплате пени за нарушение срока поставки товара по заявке N00АП-000639 (письмо Заказчика от 30.05.2024 Исх(05)11-615). 31.05.2023 ООО "Медикор" сообщило Исполнителю о том, что срок поставки товара "Интродьюсер Glidesheath Slender с гидрофильным покрытием в наборах" увеличен и составляет не менее двух месяцев в связи с введенными санкциями странами Европейского Союза в отношении Российской Федерации (письмо ООО "Медикор" от 31.05.2024 N142). 31.05.2024 Исполнитель с целью своевременного обеспечения потребности Заказчика в товаре для оказания медицинской помощи гражданам предложил Заказчику принять в качестве пожертвования товар c характеристиками близкими к характеристикам товара, указанного в Контракте:
- "Интродьюсер Glidesheath Slender с гидрофильным покрытием в наборах, 6Frx10cm S 0.021' GW 21Gx35mm MNd" (производитель "Терумо Корпорейшн" (Япония), регистрационное удостоверение от 21.12.2018 N РЗН 2018/7962) в количестве 20 шт.;
- "Интродьюсер RADIFOCUS INTRODUCER II, Mcoat 6Frx16см S 0.021' GW 21Gx35mm" (производитель "Терумо Корпорейшн" (Япония), регистрационное удостоверение от 19.09.2022 N РЗН 2016/4786) в количестве 10 шт. (письмо Поставщика от 31.05.2024 N 45).
Вместе с тем, Заказчик не ответил на предложение Исполнителя. 03.06.2024 ООО "АкадемМедТех" уведомило Исполнителя о том, что сроки поставок товара "Интродьюсер Glidesheath Slender с гидрофильным покрытием в наборах" не могут быть определены в связи с переходом на новую логистическую систему (письмо ООО "АкадемМедТех" от 16.05.2024 N99/ДП-2024). 05.06.2024 Исполнитель повторно уведомил Заказчика о существенном увеличении срока поставки товара, указанного в заявках, с учетом дополнительной информации, полученной от дистрибьюторов данного товара (письмо Поставщика от 05.06.2024 N47).
Также Исполнитель повторно предложил Заказчику заказать не указанный в заявках, но 2024-28354 6 предусмотренный Контрактом товар. Вместе с тем, Заказчик не ответил на предложение Исполнителя.
Таким образом, представитель Исполнителя отметил, Исполнитель не поставил Заказчику товар по заявкам по не зависящим от него причинам в связи с изменением сроков исполнения обязательств контрагентами Исполнителя, о чем Исполнитель узнал только после получения заявок. При этом Исполнитель принимал все возможные меры, направленные на поставку Заказчику указанного в заявках товара в предусмотренный Контрактом срок. Исполнитель неоднократно предлагал Заказчику заменить указанный в заявках товар на товар, характеристики которого являются улучшенными по сравнению с характеристиками указанного в заявках товара. 29.05.2024 с целью обеспечения надлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по Контракту, а также своевременного обеспечения потребности Заказчика в товаре для оказания медицинской помощи гражданам, руководствуясь ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе, Исполнитель предложил Заказчику заменить указанный в заявках товар, на товар, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с техническими и функциональными характеристиками (потребительскими свойствами) товара, указанного Заявке, а именно "Интродьюсер Glidesheath Slender с гидрофильным покрытием в наборах", 6Frx10cm S 0.021' GW 21Gx35mm MNd (производитель "Терумо Корпорейшн", Япония, регистрационное удостоверение от 21.12.2018 N РЗН 2018/7962) (письмо Поставщика от 29.05.2024 N43).
Дополнительно Исполнитель указал обоснование наличия таких характеристик. Вместе с тем, Заказчик не ответил на предложение Исполнителя. 05.06.2024 Исполнитель предложил Заказчику заменить товар, указанный в заявках, на "Инструменты для катетеризации сосудов, в наборах: I. Набор Introducer": (производитель "ЭсСиДабл-ю Медикас ЛТД", Китай, регистрационное удостоверение от 09.07.2020 N ФСЗ 2010/07031) (письмо Поставщика от 05.06.2024 N47).
Дополнительно Исполнитель указал обоснование наличия таких характеристик. Вместе с тем, Заказчик не ответил на предложение Исполнителя. Ознакомившись с пояснениями и представленными к материалам дела документами и сведениями, Комиссия Управления пришла к выводу о свершении Исполнителем всех необходимых действий, направленных на исполнение Контракта, на достижение тех целей и результатов, которые были установлены в Контракте. Дополнительно Комиссия Управления считает необходимым отметить, что для поставки товара в срок до конкретной даты одной партией Заказчику было необходимо прописать указанные условия в Контракте. Тогда, заключая данный контракт, Исполнитель мог бы планировать поставку всего объема товара до конкретной даты. Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает поставщиков и исполнителей в момент подачи заявки на участие иметь весь товар в наличии. Вышеуказанная позиция отражена в решении Арбитражного суда г. Москвы 14.11.2022 NА40-181214/22-94-1362.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. 2024-28354 7 Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-28354 8
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФГБУ "Федеральный центр мозга и нейротехнологий ФМБА" во включении сведений в отношении ИП Котик К.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков С.Р. Гаришин Исп. Поляков И.А. 2024-28354
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2024 г. N 077/10/104-8030/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024