Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члены Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ФГБОУ ЦМС Минпросвещения России: Г.И. Ефимовой (дов. N 20 от 14.06.2024), Н.О. Карабинской (дов. N 20 от 14.06.2024), в отсутствии представителей ООО "Стильный Элемент", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Стильный Элемент" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ЦМС Минпросвещения России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению, доставке и сборке мебели по индивидуальному заказу для общежития (Закупка N0333100006324000027) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-28490 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - комиссия Заказчика) при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям извещения об осуществления закупки и Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.06.2024 NИЭА1 заявка Заявителя (идентификационный номер 116740166) отклонена на следующем основании: "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Участник не предоставил конкретные показатели характеристик поставляемого товара, указанные в п.6 Приложения N2 к Контракту - Порядок оказания услуг по изготовлению мебели в рамках программы развития филиала МШ "Интердом им. Е.Д. Стасовой" ФГБОУ "ЦМС Министерства просвещения РФ" на период до 2024 года.
Согласно файла "Понятия и определения, используемые заказчиком в описании объекта закупки", являющимся приложением к извещению о проведении электронного аукциона в составе заявки на участие в конкурентной закупке, Участник указывает характеристики предлагаемого к поставке товара, в том числе поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых услуг, соответствующие показателям (наименованию, значению и единице измерения характеристики), установленным в Описании объекта закупки (Техническое задание) - Приложение N 1 к Контракту, являющемся его неотъемлемой частью и порядком оказания услуг в рамках программы развития Филиала МШ "Интердом им. Е.Д. Стасовой" ФГБОУ "ЦМС Министерства просвещения РФ" на период до 2024 года - Приложение N2 к Контракту, являющемся его неотъемлемой частью в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ".
В файле "приложение N1 к контакту Описание объекта закупки (техническое задание)" в столбце "Значение характеристики" указано, что "Услуга оказывается в соответствии с порядком оказания услуг в рамках программы развития Филиала МШ "Интердом им. Е.Д.Стасовой" ФГБОУ "ЦМС Министерства просвещения РФ" на период до 2024 года (Приложение N2 к проекту контракта)".
Таким образом Участник должен был поставить конкретные показатели характеристик из Приложения N2 в файле "Проект Контракта" и прикрепить их к заявке.".
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. 2024-28490 3 В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей,а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Требованиям к составу и содержанию заявки, инструкции по подаче и заполнению заявки к извещению о проведении аукциона в электронной форме для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе, предложение участника закупки в отношении объекта закупки, п.2.1: "Характеристики предлагаемого участником закупки товара (в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Данная информация должна быть указана в отношении установленных в описании объекта закупки характеристик товаров, работ, услуг с учетом положений, указанных в извещении об осуществлении закупки. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком". Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, предметом закупки является оказание услуг по изготовлению, доставке и сборке мебели по индивидуальному заказу для общежития, описанные по коду ОКПД2 31.01.99.000 "Услуги по производству мебели для офисов и предприятий торговли отдельные, выполняемые субподрядчиком".В структурированной форме извещения в графе "Характеристики товара, работы, услуги" определено "Услуга оказывается в соответствии с порядком оказания услуг в рамках программы развития Филиала МШ "Интердом им.Е.Д.Стасовой" ФГБОУ "ЦМС Министерства просвещения РФ" на период до 2024 года (Приложение N2 к проекту контракта, являющемся его неотъемлемой частью)" (например, для "услуга по изготовлению дивана 1-местного").
При этом установлено, что Приложение N2 к проекту контракта, являющемся его неотъемлемой частью, устанавливает порядок оказания услуг по изготовлению мебели, в том числе требования к изготавливаемой продукции. 2024-28490 4 Исходя из изложенного следует, что в данной закупочной процедуре не осуществляется закупка товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а закупаются услуги по изготовлению товаров, ввиду чего презюмируется, что у участника закупки отсутствует обязанность по предоставлению конкретных характеристик, исходя из содержания п.2.1 Требований к составу и содержанию заявки.
Согласно пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно документу, размещенному в составе извещения об осуществлении закупки "Понятия и определения, используемые заказчиком в описании объекта закупки (1)" определено: "В составе заявки на участие в конкурентной закупке, участник указывает характеристики предлагаемого к поставке товара, в том числе поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых услуг, соответствующие показателям (наименованию, значению и единице измерения характеристики), установленным в Описании объекта закупки (Техническое задание) - Приложение N 1 к Контракту, являющемся его неотъемлемой частью и порядком оказания услуг в рамках программы развития Филиала МШ "Интердом им. Е.Д. Стасовой" ФГБОУ "ЦМС Министерства просвещения РФ" на период до 2024 года - Приложение N2 к Контракту, являющемся его неотъемлемой частью в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В случае, если информация и сведения в иных документах в составе заявки участника закупки отличаются от значений характеристик, заполненных таким участником в структурированной форме заявки (в соответствии с регламентом электронной торговой площадки), такая информация и сведения не являются указанием значений характеристик в отношении объекта закупки". При этом представитель Заказчика отмечает, что предложение участника закупки по изготовлению мебели не соответствует требованиям извещения, так как является предложением с неопределенными, неконкретными характеристиками, что недопустимо, ввиду чего заявка Заявителя признана несоответствующей.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что извещение об осуществлении закупки не содержит требований по указанию конкретных характеристик товаров, в том числе инструкции по указанию 2024-28490 5 конкретных характеристик предлагаемого участником закупки товара, правил чтения слов и символов, ввиду чего в составе заявки Заявителем представлен товар без указания конкретных характеристик, поскольку характеристики требуемой мебели в структурированной форме извещения о закупке заказчиком не определены и не указаны. В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о признании заявки соответствующей извещение об осуществлении закупки должно содержать в себе четкие, исчерпывающие требования. Наличие же любых равновесных противоречий, возникающих при работе с извещением об осуществлении закупки, является следствием действий Заказчика, а, следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника закупки).
Таким образом, ввиду отсутствия каких-либо указаний на то, что по заявленным Заказчиком характеристикам необходимо указывать конкретные значения установленных характеристик, а также в отсутствие инструкции по чтению отдельных слов и символов, использованных при описании объекта закупки, представленные в составе заявки значения характеристик товаров не противоречат положениям извещения о проведении закупки.
В силу пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о 2024-28490 6 контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, решение комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя, по основанию указанному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2023 NИЗК1, является неправомерным и нарушает положения пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее. Комиссия Управления отмечает, что формирование требований к составу заявки на участие в закупке в различных частях документов, размещенных в составе извещения влечет за собой ограничение количества участников закупки и препятствует корректному формированию заявки на участие в закупке. Как установлено выше, в силу п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержит Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, устанавливающие исчерпывающий перечень документов, которые должны быть в составе заявки на участие закупке. Вместе с тем Заказчиком размещен дополнительный файл, не предусмотренный положениями п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, в котором определены дополнительные требования к составу заявки, в частности 2024-28490 7 определяющие в соответствии с какими положениями документов к извещению об осуществлении закупки участником закупки должны быть представлены конкретные значение характеристик изготавливаемых товаров. При этом данный файл поименован Заказчиком как "Понятия и определения, используемые заказчиком в описании объекта закупки (1)", что не соотносится с содержанием указанного документа и подтверждает размещение документов Заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки, вводящих в заблуждение и препятствующий корректному формированию заявки на участие в закупке, что повлекло за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Более того Комиссия Управления также отмечает, что при описании объекта закупки в извещении указан перечень услуг по производству мебели, например, в структурированной форме установлено: В то время как в электронном документе "Приложение 2 к Проекту Контракта" указаны требования объекту закупки, например: п.1 "услуга по изготовлению дивана 1-местного: Секция дивана должна быть в виде прямоугольника, один торец которого должен быть радиусной формы, а второй торец должен иметь внутренний радиус. Ширина
70,5 см и
73 см, ширина между радиусами в середине секции
60,5 см и
63 см, глубина от 56 см и
58,5 см, высота
48,5 см и <51 см. Материал: должен быть велюр. Цвет: должен быть по согласованию с заказчиком. Каркас должен быть выполнен из массива хвойного бруса толщиной
30х30 мм; березового бруса толщиной
50х50 мм (для силовых элементов) и березовой фанеры толщиной
12 мм; должен быть полностью обтянут тканью. Каркас должен включать в себя сиденье на цельном основании. Опоры должно быть
4 шт. Материал опор: должны быть изготовлены из пластика черного цвета для предотвращения повреждений напольного покрытия. Соединения деталей каркаса должны быть выполнены с применением мебельных скоб. Для изготовления мягких элементов должен использоваться синтетический пенополиуретан (поролон) различных степеней жесткости с дополнительным термо и влагозащитным слоем из синтепона, толщиной
3 см и
8 см. Упаковка: должен быть полиэтилен, и пятислойный картон на основе целлюлозного сырья марки (П-32) с бурым поверхностным слоем".
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, 2024-28490 8 информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно.
Таким образом, с учетом пояснений Заказчика о необходимости предоставления участниками закупки характеристик товаров, которые должны быть изготовлены, то во исполнение требований п.5 ч.1 ст.42 Закона о 2024-28490 9 контрактной системе, Правил пользования КТРУ, Заказчику надлежало отразить в извещении характеристики необходимых для изготовления товаров в разделе "Характеристики товара, работы, услуги" с указанием в соответствующих графах наименования характеристик, значения характеристик, единицы измерения характеристик, а также инструкцию по заполнению характеристик в заявке, что в настоящем случае не осуществлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-28490 10
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Стильный Элемент" на действия комиссии ФГБОУ ЦМС Минпросвещения России обоснованной.
2.Признать в действиях комиссии ФГБОУ ЦМС Минпросвещения России нарушение пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова Члены Комиссии: Е.Д. Мартьянова А.И. Рахматуллаев Исп.Рахматуллаев А.И. тел.+7 495 784 75 05 2024-28490
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июня 2024 г. N 077/06/106-8190/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024