Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц связи), при участии представителей: ООО "СТРОИТЕЛЬСТВО И БЛАГОУСТРОЙСТВО": В.А. Порхунова (по доверенности от 13.06.2024 N4), Администрации городского округа Троицк в г. Москве: Ю.А. Порхунова (по доверенности от 14.06.2024 N02.01-43-103), ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы": А.Н. Смирнова (доверенность от 20.12.2022 NТЦ-15-109/22), В.Н. Галиакберову (доверенность от 14.06.2024 02.01-43-102), рассмотрев жалобы ООО "СТРОИТЕЛЬСТВО И БЛАГОУСТРОЙСТВО" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Троицк в г. Москве (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по ремонту АБП и плиточного покрытия в рамках благоустройства территории 2024-28674 2 городского округа Троицк в городе Москве; выполнение работ по ремонту и устройству покрытий спортивных площадок в городском округе Троицк в городе Москве (Закупки NN 0148300006824000027; 0148300006824000028) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов. По результатам рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе жалоб Заявитель указывает, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика неправомерно не принят опыт Заявителя по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке. Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий комиссии по осуществлению закупок Заказчика в части применения установленного в извещениях порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной 2024-28674 3 системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей, при этом вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "р" п.1, пп "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно пп."р" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. П.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе. Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение). 2024-28674 4 Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе. Комиссией Управления определено, что согласно извещениям о проведении открытых конкурсов в электронной форме от 5.05.2024 N0148300006824000027; 17.05.2024 N0148300006824000028 Заказчиком установлены, в том числе следующий порядок оценки заявок по детализирующим показателям "Общая цена исполненных участником закупки договоров": "Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки договоров (оценивается суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях):
1. предмет договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
2. перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта - исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
3. к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек 2024-28674 5 (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
4. последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
5. к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; При проведении открытого конкурса в электронной форме документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов".
Согласно ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссией Управления представитель Заявителя пояснил, что комиссией по осуществлению Заказчика неправомерно не принят к учету ряд представленных в составе заявок участника закупки договоров, соответствующий требованиям установленных в извещениях порядком оценки.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения 2024-28674 6 жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе заявок участника закупки ООО "Строительство и Благоустройство" представлена информация о договорах на сумму 20 793 975,93 руб. (27 договоров), однако 19 договоров не соответствовали требованиям порядков оценки, поскольку не представлены в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Так, информация по договорам была представлена не в полном объеме, что противоречит установленным порядкам оценки, например:
1)Контракт N0373200041520000935 представлен в формате Word, отсутствует дата заключения контракта, отсутствует протокол электронных подписей;
2)Контракт N 0373200041520000915 - документ представлен в формате Word, отсутствует дата заключения контракта; отсутствует протокол электронных подписей;
3)Контракт N 0373200041519001738 50699 - документ представлен в формате Word; отсутствует дата заключения контракта; отсутствует протокол электронных подписей. Вместе с этим представитель Заказчика указывает, что электронные образы документов - это документы на бумажном носителе, преобразованные в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов. Электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
Таким образом, представитель Заказчика отмечает, что у комиссии Заказчика имелись основания для непринятия опыта Заявителя к учету. Не согласившись с позицией представителя Заказчика представитель Заявителя пояснил, что указанные документы (договоры, документы исполнения и иные документы, составленные при исполнении договоров) подтверждают исполнение по государственным контрактам, которые размещены в свободном доступе в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
У Заказчика имелась возможность проверки представленных документов в Единой информационной системе в сфере закупок. На участие в закупках в целях подтверждения опыта, представлены к оценке исключительно государственные контракты. Представленные участником закупки контракты подтверждали наличие необходимого опыта у участника закупки, ввиду чего на момент рассмотрения заявки в ЕИС размещены акты выполненных работ и контракты имеют статус в ЕИС "Исполнение завершено". 2024-28674 7 Комиссия Управления отмечает, что представленные в составе заявок спорные контракты на момент подачи заявки наличествуют в реестре контрактов в Единой информационной системе в полном объеме, в том числе размещены акты выполненных работ, и представлены в составе заявок Заявителя в том же виде и формате, что позволяет комиссии Заказчика удостовериться в наличии опыта у участника закупок как действительного и учесть при оценке заявок.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении конкурсной комиссией Заказчика ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе при оценке заявок Заявителя, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в доводах жалобы Заявитель указывает на недостоверность сведений, представленных в составе заявки Победителя, с учетом установленных в извещениях порядка оценки по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров", поскольку, по мнению Заявителя, участником закупки могут быть представлены договоры на общую сумму, значительно превышающую сумму, указанную Федеральной налоговой службой в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru/), в отношении суммарной выручки участника за 2019-2023 годы, в связи с чем просит провести Комиссию Управления осуществить проверку действий комиссии Заказчика в части признания такой заявки соответствующей. В ходе заседания Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, при оценке и принятии решении о признании заявки соответствующей требованиям извещения комиссия Заказчика руководствуется информацией и документами, располагаемыми на момент рассмотрения заявок, при этом в данном случае у Заказчика отсутствовали документы и сведения, подтверждающие недостоверность представленных победителем сведений, ввиду чего у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали правовые основания к отклонению заявки такого участника. Комиссия Управления считает необходимым отметить, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7). Как следует из материалов дела, поданная участником закупки заявка требованиям извещения об осуществлении закупки соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в них сведений в контексте ч.5 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются) у комиссии Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал. 2024-28674 8 Кроме того, положения Закона о контрактной системе не содержат указание на обязанность закупочной комиссии Заказчика осуществлять проверку достоверности представленных в составе заявки сведений.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления отмечает, что данный довод не находит своего подтверждения, оснований для проведения внеплановой проверки в отсутствие информации, подтверждающей наличие недостоверности сведений в составе заявки победителя, не имеется. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобы ООО "СТРОИТЕЛЬСТВО И БЛАГОУСТРОЙСТВО" на действия комиссии Администрации городского округа Троицк в г. Москве обоснованными 2.Признать в действиях комиссии Заказчика ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий: Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Н.А. Узкий Э.З. Гугава Исп.Гугава Э.З. тел.495-784-75-05 вн. 2024-28674
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июня 2024 г. N 077/06/106-7907/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024