Резолютивная часть объявлена 17.06.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.06.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Молостов С.М.-Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Мацола А.А.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
от Заказчика - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "РОСТ" (ИНН: 4324008737; ОГРН: 1174350010977) от 11.06.2024
N5734/24, на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является Выполнение работ по актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и разработке топливно-энергетического баланса города Югорска (извещение N 0187300005824000184) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "РОСТ" (ИНН: 4324008737; ОГРН: 1174350010977) от 11.06.2024 N5734/24, на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является Выполнение работ по актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и разработке топливно-энергетического баланса города Югорска (извещение N 0187300005824000184).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
1. Отсутствие в аукционной документации требования к участникам о предоставлении в
составе заявки копии собственной действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную УФСБ РФ - неправомерно, т. к.нарушает действующее законодательство.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Кроме того, Использование при проведении работ схемы водоснабжения обусловлено требованиями Постановления правительства РФ N 154 от 22 февраля 2012 г. (В последней редакции) по пункту N 4 - состав разделов схемы теплоснабжения "Утверждаемая часть" подпункт н) раздел 13 "Синхронизация схемы теплоснабжения со схемой газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетики, а также со схемой водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, города федерального значения".
Также использование данных, содержащихся в Схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования, является обязательным при проработке в рамках актуализации схемы теплоснабжения вопроса, открытого и закрытого водоразборов из системы теплоснабжения в соответствии с пунктом 24. Глава 1 "Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения".
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Однако в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Закона о лицензировании положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности, связанной с защитой государственной тайны.
Вместе с тем, деятельность, связанная с защитой государственной тайны регулируется положениями Закона Российской Федерации от 21.07.119 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (далее - Постановление N333).
В преамбуле Закона о государственной тайне указано, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
На основании статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.
В статье 10 Закона о государственной тайне указано, что должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.
Пунктом 2 статьи 4 Закона о государственной тайне установлено, что перечень сведений, отнесенных к государственной тайне утверждает Президент Российской Федерации.
Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (далее - Перечень).
На основании пункта 42.1 указанного перечня сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих отнесены к государственной тайне.
При этом в силу пункта 6 примечаний к перечню при перечислении сведений через запятую или союз "или" к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности.
Из изложенного следует, что к государственной тайне Указом Президента N 1203 отнесены:
- сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек;
- сведения, раскрывающие схемы железнодорожных узлов;
- расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Согласно письму Минэкономразвития от 29.06.2015 г. N Д23и-3004 "О перечне сведений, подлежащих засекречиванию" топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, а также другие виды картографической продукции подлежат засекречиванию в случае, если указанные карты и планы, в том числе топографические карты масштаба 1:50 000 и крупнее, содержат сведения, подпадающие под действие пунктов раздела 3.4 "Геопространственные сведения по территории Земли" Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2008 г. N01, в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 25 июля 2014 г. N456-дсп.
Пунктом 3.4.1 Приказа Минэкономразвития России от 17 марта 2008 г. N01, в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 25 июля 2014 г. N456-дсп к сведениям, подлежащим засекречиванию, относит сведения и продукцию (топографические карты, планы, полученные на основе данных космических съемок), раскрывающие геопространственную информацию о режимных объектах, инфраструктуре и экономике, оборонно-промышленных комплексах.
В состав сведений, подлежащих засекречиванию, включены, сведения, содержащиеся на топографических картах, планах, фотокартах масштабов 1:50000 и крупнее (в том числе масштаба 1:500, 1:2000, 1:5000) в государственной, местной системах координат (пункт 3.4.9. Приказа Минэкономразвития России от 17.03.2008 г. N01, в редакции приказа Министерства экономического развития от 25.07.2014 N 456-ДСП).
На основании пункта 7 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 N782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются документы территориального планирования, опорные и адресные планы, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, а также сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов.
Генеральный план городского округа содержит, согласно пункта 3 статьи 23 Градостроительного кодекса положение о территориальном планировании, карту размещения объектов местного значения, параметры функциональных зон, объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, а также месторасположение существующих объектов местного значения. В Техническом задании так же указывается на то, что исходными данными для изготовления схемы является генеральный план поселения.
На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории генплана показываются существующие головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация и т.д.
Головными сооружениями признаются сооружения, являющиеся источником энергообеспечения застройки, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источников и стоят в "голове" - начале водопроводной сети. Любой водопровод обязательно содержит в себе головное сооружение и сеть.
Согласно извещению N 0187300005824000184 предметом закупки является Выполнение работ по актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и разработке топливно-энергетического баланса города Югорска.
Согласно описанию объекта закупки требуются следующие работы:
1.4 |
Содержание работы |
Часть 1 Актуализация схемы теплоснабжения города Югорска до 2036 года в составе следующих документов: 1. Схема теплоснабжения (утверждаемая часть); 2. Схема теплоснабжения (обосновывающие материалы); 3. Электронная модель системы теплоснабжения муниципального образования. Часть 2 Актуализация схемы водоснабжения и водоотведения города Югорска в составе следующих документов: 1. Глава "Схема водоснабжения" 2. Глава "Схема водоотведения" 3. Электронная модель систем водоснабжения и водоотведения Часть 3 Разработка топливно-энергетического баланса города Югорска в составе следующих документов: 1. "Отчетный топливно-энергетический баланс города Югорска за 2023 год и целевой прогнозный до 2028 года". Часть 4 Актуализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Югорска до 2036 года в составе следующих документов: 1. Том 1 "Программный документ" 2. Том 2 "Обосновывающие материалы". |
1.5 |
Состав работ |
1. Состав работ по Части 1 приведен в приложении 1 к техническому заданию; 2. Состав работ по Части 2 приведен в приложении 2 к техническому заданию; 3. Состав работ по Части 3 приведен в приложении 3 к техническому заданию; 4. Состав работ по Части 4 приведен в приложении 4 к техническому заданию; |
2. Заключительные положения | ||
2.1 |
Сбор исходных данных |
Сбор исходных данных осуществляется Исполнителем. Исполнитель подготавливает перечень исходных данных, а также направляет запросы во все необходимые организации и органы местного самоуправления, проводит визуальное и инструментальное обследование. |
2.2 |
Срок выполнения работы |
Общий срок выполнения работ: - начало: с даты заключения муниципального контракта; - окончание: 15.09.2024. Промежуточные сроки: - актуализация схемы теплоснабжения: с даты заключения муниципального контракта по 25.06.2024; - актуализация схемы водоснабжения и водоотведения: с даты заключения муниципального контракта по 15.07.2024; - разработка топливно-энергетического баланса города Югорска: с даты заключения муниципального контракта по 15.08.2024; - актуализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Югорска: с даты заключения муниципального контракта по 15.09.2024. |
Из изложенного следует, что актуализация схем водоснабжения и водоотведения, как содержащее сведения о головном сооружении водопровода, должно производится с соблюдением требований о сохранении государственной тайны.
Вместе с тем, из анализа закупки следует, Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии вышеуказанной лицензии.
Приведенные выше обстоятельства в своей совокупности позволили Комиссии Управления прийти к выводу о том, что Заказчиком допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание.
Жалоба ООО "РОСТ" (ИНН: 4324008737; ОГРН: 1174350010977) от 11.06.2024 N5734/24 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РОСТ" (ИНН: 4324008737; ОГРН: 1174350010977) от 11.06.2024 N5734/24, на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является Выполнение работ по актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и разработке топливно-энергетического баланса города Югорска (извещение N 0187300005824000184) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: С.М. Молостов
А.А. Мацола
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 июня 2024 г. N 086/06/31-954/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024