Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя управления Шендрик Е.В.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Некрасовой Е.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик; Учреждение): Бурлаковой М.Б. (по доверенности от 20.02.2024 N 20/02/24-1),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЭТАЛЬ-МЕД" (далее - Заявитель): Комаровой А.И. (по доверенности от 01.01.2024 N 4),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика средств дезинфицирующих путем электронного аукциона (извещение N 0338200002224000242), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком осуществлена процедура определения поставщика средств дезинфицирующих (далее - Товар) путем электронного аукциона (извещение N 0338200002224000242) (далее - Закупка). Извещение (с изменениями) с приложением электронных документов размещено в единой информационной системе (далее также ЕИС) 06.06.2024. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 4 339 600,00 рублей.
14.06.2024 в Камчатское УФАС России поступила поданная 13.06.2024 через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, установил ряд требований к Товару, которые в совокупности указывают только на одного производителя - ООО "Бентус лаборатории", а именно:
- содержание этилового спирта не менее 70 % и не более 85%,
- дозирующая насадка (помповый дозатор) для локтевого диспенсера.
Кроме того, по мнению Заявителя, установление Заказчиком требования к Товару о наличии в его составе увлажняющих добавок, противоречит требованиям п. 3445 СанПин 3.3686-21.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее:
5) наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронный документ:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с частями 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о Закупке к поставке требуется Товар с кодами позиций по КТРУ 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000002.
В извещении о Закупке указаны дополнительные потребительские свойства Товара в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, с обоснованием необходимости использования такой информации.
Описание Товара содержит показатели, с указанием максимальных и минимальных значений и значения показателей, которые не могут изменяться, позволяющие определить соответствие закупаемого Товара требованиям Заказчика. При этом указания на товарные знаки в описании объекта закупки отсутствуют.
Так, Заказчику требуется Товар в том числе со следующими характеристиками:
1. Форма выпуска - жидкость;
Средство должно поставляться во флаконах с дозирующей насадкой (помповый дозатор), подходящих для локтевых диспенсеров;
В качестве действующих веществ средство содержит этиловый спирт, % - 70 и
72;
Средство содержит увлажняющие добавки, препятствующие иссушению кожи при частом применении (например глицерин).
2. Форма выпуска - гель;
Средство должно поставляться во флаконах с дозирующей насадкой (помповый дозатор), подходящих для локтевых диспенсеров;
В качестве действующих веществ средство содержит этиловый спирт, % - > 70 и 85;
Средство содержит увлажняющие добавки, препятствующие иссушению кожи при частом применении (например глицерин).
Заказчик в письме от 18.06.2024 пояснил следующее: "Все характеристики Товара, указанные в описании объекта закупки, обусловлены нормами Методических указаний МУ 3.5.1.3674-20 3.5.1. "Дезинфектология. Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи. Методические указания" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 14.12.2020) (далее - МУ).
Согласно МУ кожные антисептики выпускают в виде готовых к применению спиртовых или водных растворов, гелей, дезинфицирующих салфеток, жидких/пенных мыл с антимикробными свойствами.
Спиртосодержащие (без дополнительных антимикробных добавок) кожные антисептики имеют, как правило оптимальную эффективность при концентрации спиртов (по массе) этилового - не менее 70%.
Выбор кожного антисептика на основе спирта этилового обусловлен спецификой использования Товара в соответствии с деятельностью Учреждения.
А именно: методами лечения злокачественных новообразований является химиотерапия и лучевая терапия. Больные проходящие указанные методы терапии часто сталкиваются с негативными реакциями со стороны кожи - дерматологическими побочными эффектами. Выбор средств на основе спирта этилового позволяет снизить химическую нагрузку на пациентов, что способствует снижению дискомфорта, повышению психоэмоционального состояния и качества жизни пациентов.
Кроме того, в соответствии с пунктами 6.37-6,43 Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях, 2015 год, для определения потребности в спиртосодержащем кожном антисептике на основе спирта этилового был проведен предварительный отбор средств на индивидуальную переносимость медицинским персоналом.
В целях более экономичного использования кожного антисептика, с учетом специфики Учреждения закупается также Товар с формой выпуска - гель.
В наличии у Заказчика имеются локтевые дозаторы разного типа, в том числе с использованием флаконов диспенсопак с помповыми дозаторами. Кроме того, часть Товара будет использоваться без локтевых дозаторов, непосредственно через насадку (помповый дозатор) на столе врачей и на тележках медицинских инструментальных".
На заседание Комиссии Заказчик предоставил фотоматериалы вариантов использования помпового дозатора с локтевым диспенсером отличным от модели, указанной в жалобе.
Заказчик в письме от 18.06.2024 пояснил следующее: "согласно инструкциям по применению некоторых дезинфицирующих средств - кожных антисептиков, в состав данных средств входят в том числе функциональные добавки смягчающие кожу и данные средства предназначены для использования в качестве кожного антисептика для обработки операционных и инъекционных полей пациентов в лечебно-профилактических организациях (например: дезинфицирующее средство "СЕПТОЦИД Р ПЛЮС" (RU.77.99.37.002.Е.013686.05.11 от 11.05.2011, дезинфицирующих средств (кожный антисептик) "ОПТИМАДЕРМ" (RU.77.99.88.002.Е.000694.03.20 от 12.03.2020)".
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиками в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимо заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что поскольку спорные характеристики Товара отвечают потребностям Заказчика и установление данных характеристик необходимо с учетом специфики использования Товара, связанной с деятельностью Учреждения, описание объекта закупки не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком были предоставлены свидетельства о государственной регистрации требуемого к поставке Товара двух производителей: ООО "Бентус лаборатории" и ООО "Центр управления качеством больничной гигиены", с указанием о наличии у данных производителей лицензий на деятельность по производству, хранению и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (парфюмерно-косметическая продукция, дезинфицирующие средства).
Таким образом, довод жалобы необоснованный.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Е.В. Шендрик
Члены комиссии:
____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ Е.А. Некрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 июня 2024 г. N 041/06/106-271/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024