Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в составе: председатель Комиссии: Ключникова П.Д. - временно исполняющий обязанности руководителя управления, члены Комиссии: Винницкая П.Д. - заместитель начальника отдела контроля закупок Быков К.О. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, при участии посредством видеоконференц-связи представителей: ГКУ Тверской области "Центр занятости населения Тверской области" (далее - Заказчик): Плицыной А.М. (по доверенности); Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган): Дорофеева П.В. (по доверенности); ИП Дударева Максима Борисовича (далее - Исполнитель, ИП, Поставщик), рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, (далее - Порядок N 1078), обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информацию о Исполнителе, а также проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком 2 законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проверку соблюдения Заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в Реестр,
УСТАНОВИЛА:
1. 13.03.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению безработных граждан (извещение 13.03.2024 N 0136500001124001097); начальная (максимальная) цена контракта составила 126 000,00 рублей (далее - Аукцион).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2024 NИЭА1, подано 5 заявок на участие в закупке, признаны соответствующими требованиям, победителем определен Исполнитель. 05.04.2024 заключен контракт N 36ЦЗ/2024 на оказание услуг по профессиональному обучению безработных граждан (реестровый номер контракта 2690303967324000064); с ценой контракта 68 740,00 руб. (далее - Контракт). 08.05.2024 Заказчик обратился в Тверское УФАС России с заявлением о включении информации об Исполнителе в Реестр в связи с односторонним расторжением контракта по причине существенного нарушения поставщиком (подрядчиком. исполнителем) условий контракта. Исполнитель с решением не согласен, представил письменные пояснения по факту ненадлежащего исполнения условий контракта. 2.
Комиссия, изучив собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 раздела 2.2. Информация и документы об участнике закупки направляемые (по состоянию на дату и время их направления) заказчику, уполномоченному органу участником закупки:
4) Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона:
- выписка из реестра лицензий, выданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на осуществление образовательной деятельности с указанием в приложении вида образования: Вид образования: профессиональное обучение. Данные требования не применяется к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно (ч.2 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 г. N273-ФЗ ''Об образовании в Российской Федерации' ) или - документ, содержащий сведения о регистрационном номере и дате предоставления лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием в приложении вида образования: Вид образования: профессиональное обучение. Данные требования не применяется к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно (ч.2 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 г. N273-ФЗ ''Об образовании в Российской Федерации' ). Пунктом 1.5 Контракта установлено, что Исполнитель обязан оказать услуги по профессиональному обучению безработных граждан по программе переподготовки "Специалист 3 по маникюру", согласно описанию объекта закупки (техническому заданию), являющимся приложением N 1 к Контракту. Срок оказания услуг, согласно пункту 3.1 Контракта, с даты заключения контракта по 01.12.2024.
В соответствии с пунктом 4.2.7 Контракта Исполнитель обязуется провести итоговую аттестацию граждан и выдать им соответствующий документ (документы) о полученной квалификации в день окончания обучения. Гражданам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, в сроки, определенные Исполнителем по согласованию с Заказчиком, обеспечить повторное прохождение итоговой аттестации без дополнительной оплаты Заказчиком повторного проведения итоговой аттестации.
В силу подпункта "б" пункта 11.6.1.1 Контракта основанием расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по инициативе Заказчика, если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении Исполнителя Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии оказываемых услуг требованиям, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило стать ему победителем определения Исполнителя. Как пояснил Заказчик, Исполнитель нарушил подпункт "б" пункта 11.6.1.1 Контракта.
Согласно пояснениям Заказчика, то, что Победитель согласился на те условия которые были прописаны в извещении и приложениях к нему, а потом уведомил Заказчика о невозможности исполнить по мнению Заказчика является недостоверными сведениями. Вместе с тем, указанные вывод не может быть принят комиссией, так как заказчиком не представлены доказательства того, какие сведения, документы представленные Победителем при подаче заявки на участие представлены Победителем как недостоверные. Кроме того, необходимо отметить, что в силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково"). Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования) регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Согласно части 1 статьи 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу части 2 статьи 91 Закона об образовании соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона об образовании индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. Частью 3 статьи 32 Закона об образовании Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным 4 общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Как следует из части 3 статьи 60 Закона об образовании лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В пункте 1 части 10 статьи 60 Закона об образовании предусмотрено, что повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. Из указанных норм следует, что только организация, осуществляющая образовательную деятельность, по результатам итоговой аттестации может выдать документы об образовании и (или) о квалификации. С учетом изложенного, индивидуальный предприниматель не вправе выдавать документы об образовании и (или) о квалификации в силу части 3 статьи 60 Закона об образовании. Более того, в силу частей 1, 3 статьи 32, части 2 статьи 90 Закона об образовании индивидуальный предприниматель вправе осуществлять образовательную деятельность непосредственно без лицензии и только по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Что подтверждается ответом Рособрнадзора N Ду-5040/08-5135 на запрос, который был направлен Победителем в в целях исполнения контракта в адрес Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзор) о возможности реализации образовательных программ профессионального обучения индивидуальным предпринимателем непосредственно без лицензии на образовательную деятельность.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0136500001124001097 объектом закупки является оказание услуг по профессиональному обучению безработных граждан. Из Технического задания и положений государственного контракта следует, что заказчику необходимо профессиональное обучение по программе переподготовки, кроме того согласно пункту контракта 4.2.7 Контракта Исполнитель обязуется провести итоговую аттестацию граждан и выдать им соответствующий документ (документы) о полученной квалификации в день окончания обучения. Гражданам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, в сроки, определенные Исполнителем по согласованию с Заказчиком, обеспечить повторное прохождение итоговой аттестации без дополнительной оплаты Заказчиком повторного проведения итоговой аттестации.
Таким образом Заказчик неправомерно
установил
требование о том, что выписку из реестра лицензий или документ содержащий сведения о регистрационном номере и дате предоставления лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием в приложении вида образования Вид образования: профессиональное обучение, не применяется к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно (ч.2 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 г. N273-ФЗ ''Об образовании в Российской Федерации' ). Вместе с тем, необходимо отметить, что на момент подачи заявки на участие в Аукционе, Победитель соответствовал тем, требованиям, которые
установил
Заказчик.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить 5 не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Представитель заказчика указал на заседании Комиссии, что Исполнителем представлены недостоверные сведения о своем соответствии и (или) соответствии оказываемых услуг требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило стать ему победителем. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Заказчик на заседании Комиссии не представил доказательств представления недостоверных сведений. 3.
Осуществив проверку соблюдения Заказчиком порядка расторжения в одностороннем порядке Контракта, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия нарушений не выявила. Так, 24.04.2024 в связи с предоставлением ИП недостоверных сведений , Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое размещено на официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления является 24.04.2024; датой вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 07.05.2024. 4.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, 6 подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. При этом Комиссия отмечает, что включение в Реестр является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. Одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На заседании Комиссии установлено, что установленные неправомерно Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению" (подпункт 4 пункта 2.2) условия, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не позволяют исполнить обязательства по спорному Контракту Победителю, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Вышеуказанное нарушение влечет административную ответственность по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Кроме того, Учитывая изложенное, Комиссией установлено, что у Заказчика отсутствовали основания для принятия Решения, поскольку Победитель не перестал соответствовать требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, а действия Заказчика установившего требования с нарушением действующего законодательства не позволили Победителю исполнить контракт.
Таким образом, действия Заказчика, принявшего Решение в отсутствие оснований, нарушают часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, вышеуказанными Правилами, пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Сведения, предоставленные в отношении ИП Дударева Максима Борисовича (355045, 7 край. Ставропольский, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.32, кв.21, ИНН 591113625655) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ и части 6 статьи 7.32 КоАП РФ. Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Председатель Комиссии: Е.В. Ключникова
Члены Комиссии: П.Д. Винницкая К.О. Быков Исп.Быков К.О. тел.8(4822) 34-24-31, вн. 069-125
2024-4474
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 20 мая 2024 г. N 069/10/104-526/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024