Резолютивная часть решения оглашена 13 июня 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено 18 июня 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в присутствии представителя муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Ивановская детская школа искусств Уваровского муниципального округа" (далее - Заказчик, МБОУ ДО "Ивановская детская школа искусств Уваровского муниципального округа") - ...,
в отсутствие представителей ООО "Конструкция" (далее - Общество, Подрядчик),
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 22.05.2024 от исполнения муниципального контракта N0164200003022000358_199699 от 30.03.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних сетей и отделки помещений, а также капитальный ремонт кровли здания Ивановской детской музыкальной школы, расположенной по адресу: Тамбовская область, Уваровский район, д. Ивановка, ул. Рахманинова, д. 2 (внутренние сети и отделка помещений), и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Ивановская детская школа искусств Уваровского муниципального округа" (вх. от 05.06.2024 N4097/24) о направлении сведений об ООО "Конструкция" (392000, Тамбовская обл.,г. Тамбов, б-р Строителей, д. 6 А помещ. 12,13, 14, 15, ИНН 6829136413) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 22.05.2024 от исполнения муниципального контракта N0164200003022000358_199699 от 30.03.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних сетей и отделки помещений, а также капитальный ремонт кровли здания Ивановской детской музыкальной школы, расположенной по адресу: Тамбовская область, Уваровский район, д. Ивановка, ул. Рахманинова, д. 2 (внутренние сети и отделка помещений).
ООО "Конструкция" явку своих представителей на заседание не обеспечило, письменные пояснения по рассматриваемой ситуации и доказательства не возможности исполнения контракта в установленный срок Обществом не представлены.
Рассмотрение дела проводилось 10.06.2024, продолжилось 13.06.2024 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своих полномочий в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа от исполнения контракта от N0164200003022000358_199699 от 30.03.2022, рассмотрев представленные Заказчиком материалы, а также документы закупки, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N0164200003022000358 между МБОУ ДО "Ивановская детская школа искусств Уваровского муниципального округа" и ООО "Конструкция" 30.03.2022 заключен муниципальный контракт N0164200003022000358_199699 на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних сетей и отделки помещений, а также капитальный ремонт кровли здания Ивановской детской музыкальной школы, расположенной по адресу: Тамбовская область, Уваровский район, д. Ивановка, ул. Рахманинова, д. 2 (внутренние сети и отделка помещений), на сумму 18 169 196,00 рублей (далее - Контракт).
Пунктом 1.1 контракта установлено следующее: "Предмет контракта: выполнение работ по капитальному ремонту внутренних сетей и отделки помещений, а также капитальный ремонт кровли здания Ивановской детской музыкальной школы, расположенной по адресу: Тамбовская область, Уваровский район, д.Ивановка, ул. Рахманинова, д. 2 (внутренние сети и отделка помещений) (далее - Работы, объект)".
Пунктом 1.2 контракта установлено, что подрядчик обязуется выполнить и передать заказчику работы на условиях, предусмотренных контрактом, в соответствии с проектной документацией на "Капитальный ремонт внутренних сетей и отделки помещений, а также капитальный ремонт кровли здания Ивановской детской музыкальной школы, расположенной по адресу: Тамбовская область, Уваровский район, д. Ивановка, ул. Рахманинова, д. 2" (Приложение N1 к Контракту) (далее - Проектная документация), ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) (Приложение N2 к Контракту), графиком выполнения строительно-монтажных работ по объекту (Приложение N5 к Контракту), техническим заданием (Приложение N7 к Контракту), извещением об осуществлении закупки, заявкой на участие в закупке подрядчика, а заказчик обязуется принять и оплатить их.
Согласно пункту 4.2 контракта, сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 31 августа 2022 года.
Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ по объекту (Приложение N5 к контракту) работы по объекту выполняются в 5 этапов в установленные сроки.
Обязательства сторон установлены в разделе 5 контракта.
05.04.2022 между МБОУ ДО "Ивановская детская школа искусств Уваровского муниципального округа" и ООО "Капиталстрой" заключен договор N108/22 на осуществление услуг строительного контроля по объекту "Капитальный ремонт внутренних сетей и отделки помещений, а также капитальный ремонт кровли здания Ивановской детской музыкальной школы, расположенной по адресу: Тамбовская область, Уваровский район, д. Ивановка, ул. Рахманинова, д. 2 (внутренние сети и отделка помещений)".
Во исполнение условий контракта 13.05.2022 Заказчиком выплачен Подрядчику аванс в размере 147 890,06 руб. (платежное поручение от 13.05.2022 N111174).
07.09.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо, согласно которому Подрядчиком выполнено только 25% от общего объема работ, в связи с чем, Заказчик требовал завершить до 01.10.2022 все строительные и монтажные работы второго этажа.
14.11.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика требования об уплате неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательства, а именно: N35 на сумму 19 518,68 руб., N36 на сумму 45 522,89 руб., N37 на сумму 16 622,83 руб., N38 на сумму 95 232,91 руб.
Вышеуказанные требования были оплачены Подрядчиком 21.12.2022 (платежное поручение N1221 на сумму 19 518,68 руб., N1220 на сумму 45 522,89 руб., N1219 на сумму 16 622,83 руб., N1218 на сумму 95 232,91 руб).
В связи с нарушением Обществом условий контракта, Заказчик 22.05.2024 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.1 контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона о контрактной системе.
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Подрядчиком 22.05.2024.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока Общество не устранило нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем указанное решение вступило в законную силу 03.06.2024.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Установлено, что работы по контракту выполнялись Подрядчиком с нарушением сроков, что подтверждается письмами Заказчика об устранении нарушений, направленными в адрес Подрядчика. Согласно письменным пояснениям Заказчика, Обществом не исполнены следующие обязательства по контракту: работы по штукатурке потолков, работы по утилизации мусора, пуско-наладочные работы автоматической пожарной сигнализации.
Доказательства возникновения у ООО "Конструкция" каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Кроме того, неисполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Подрядчик по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения контракта.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе и заключенному муниципальному контракту должны выполняться в соответствии с условиями, сроками и проектно-сметной документации. Подписав контракт, Подрядчик согласился со всеми его условиями, которые были изначально известны Обществу.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Заказчик при заключении муниципального контракта рассчитывал на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних сетей и отделки помещений, а также капитальный ремонт кровли здания Ивановской детской музыкальной школы, расположенной по адресу: Тамбовская область, Уваровский район, д. Ивановка, ул. Рахманинова, д. 2 (внутренние сети и отделка помещений), однако, Общество не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Объективных доказательств невозможности исполнения контракта в полном объеме не представлено.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Конструкция" недобросовестное поведение, выраженное в бездействии по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного муниципального контракта N0164200003022000358_199699 от 30.03.2022.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила комиссия Тамбовского УФАС России:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- Подрядчиком не представлена информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России не было представлено ни одного документального подтверждения того, что в установленный 10-дневный срок Подрядчиком принимались какие-либо меры для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Руководствуясь статьей 95, статьей 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования "Ивановская детская школа искусств Уваровского муниципального округа" в отношении ООО "Конструкция" (392000, Тамбовская обл.,г. Тамбов, б-р Строителей, д. 6 А помещ. 12,13, 14, 15, ИНН 6829136413), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Конструкция" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении ООО "Конструкция" из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии В.В. Иванов
Члены комиссии Н.Е. Козлова
К.А. Телкова
Исп. Телкова К.А.
8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 июня 2024 г. N 068/10/104-372/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024