Резолютивная часть решения оглашена 18 июня 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 июня 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии: заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены:
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова Т.А.,
в присутствии представителя муниципального бюджетного учреждения "Дирекция городских дорог" (далее - Заказчик) - ,
в отсутствие представителей АО "Дорожное эксплуатационное предприятие N52" (далее -АО "ДЭП N52", Общество, Подрядчик), уведомленного надлежащим образом,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 29.05.2024 от исполнения контракта от 19.06.2023 N0164300039023000005_200948 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Уварово - Ивановка - Моздок" - подъезд к с. Берёзовка Уваровского района Тамбовской области, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение администрации Уваровского муниципального округа Тамбовской области (вх. от 11.06.2024 N4202-ЭП/24) о направлении сведений об АО "Дорожное эксплуатационное предприятие N52" (392526, Тамбовская обл., г. Тамбов, зона промышленная, д.64, ИНН 6820030349) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 29.05.2024 от исполнения контракта от 19.06.2023 N0164300039023000005_200948 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Уварово - Ивановка - Моздок" - подъезд к с. Берёзовка Уваровского района Тамбовской области, в связи с нарушением условий контракта.
Представители АО "Дорожное эксплуатационное предприятие N52" не участвовали в заседании, в связи с чем устные пояснения не представлены. Кроме того, Обществом не представлены в Тамбовское УФАС России какие-либо письменные пояснения, документы, доказательства в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения вышеуказанного контракта, заключенного с АО "ДЭП N52", заслушав представителя Заказчика, рассмотрев представленные материалы, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, пришла к следующему
По итогам электронного аукциона N0164300039023000005 Заказчик 19.06.2023 заключил с Подрядчиком муниципальный контракт N0164300039023000005_200948 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Уварово - Ивановка - Моздок" - подъезд к с. Берёзовка Уваровского района Тамбовской области на сумму 23 418 018,67 рублей (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 контракта: "Предмет контракта: выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Уварово - Ивановка - Моздок" - подъезд к с. Берёзовка Уваровского района Тамбовской области (далее - Работы)".
Согласно п. 1.2 контракта: "Заказчик поручает выполнение Работ, указанных в пункте 1.1. настоящего Контракта, обязуется принять выполненные Работы и обеспечить их оплату в размерах и формах, предусмотренных настоящим Контрактом и законодательством Российской Федерации.
Подрядчик принимает на себя обязательства по ремонту автомобильной дороги "Уварово - Ивановка - Моздок" - подъезд к с. Берёзовка Уваровского района Тамбовской области, на условиях, в порядке и в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с Проектной документацией на "Ремонт автомобильной дороги "Уварово - Ивановка - Моздок" - подъезд к с. Берёзовка Уваровского района Тамбовской области" (Приложение N1 к Контракту) (далее - Проектная документация), Графиком выполнения работ по объекту (Приложение N2 к Контракту)".
Пунктом 4.2 контракта установлено следующее:
"Сроки выполнения Работ:
начало Работ - с даты заключения контракта;
окончание Работ - 01 октября 2023 года.
Срок начала выполнения подрядных Работ по Объекту, срок окончания выполнения подрядных Работ по Объекту (конечный срок), промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов строительно-монтажных работ и иных предусмотренных Контрактом работ определены Графиком выполнения работ по объекту (Приложение N 2 к Контракту)".
Согласно пояснениям представителя Заказчика, на 06.09.2023 со стороны АО "Дорожное эксплуатационное предприятие N52" не было предпринято никаких действий по исполнению вышеуказанного контракта. 7 сентября 2023 года в адрес АО "Дорожное эксплуатационное предприятие N52" Заказчиком было направлено письмо-предостережение о возможном одностороннем расторжении Контракта в случае отсутствия работ на объекте. Работы АО "ДЭП N52" были начаты 19 сентября 2023 года. Работы выполнялись настолько медленно, что окончание их выполнения в климатически благоприятных условиях для данного вида работ становилось невозможным.
15 ноября 2023 года администрацией Уваровского района Тамбовской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 15.11.2023, а также направлено в адрес АО "ДЭП N52" заказным письмом по юридическому адресу, указанному в контракте.
АО "Дорожное эксплуатационное предприятие N52" 24.11.2023 в адрес администрации Уваровского района Тамбовской области было направлено ходатайство о переносе срока выполнения работ по контракту на весенний период для сохранения качества результата работ. Также подрядчиком была представлена новая независимая гарантия N1404280 от 24.11.2023 в качестве обеспечения исполнения Контракта сроком действия до 30.06.2024.
На основании вышеизложенного, 27.11.2023 администрация Уваровского района Тамбовской области приняла решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В марте 2024 года администрацией Уваровского муниципального округа были попытки связаться с АО "Дорожное эксплуатационное предприятие N52" для заключения дополнительного соглашения в связи с преобразованием администрации Уваровского района Тамбовской области в администрацию Уваровского муниципального округа Тамбовской области. Ответы по электронной почте не поступали, контактные телефоны, указанные при заключении Контракта, не отвечали.
01 апреля 2024 года в адрес АО "Дорожное эксплуатационное предприятие N52" направлено письмо с уведомлением о необходимости заключения дополнительного соглашения по муниципальному контракту на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Уварово - Ивановка - Моздок" - подъезд к с. Берёзовка Уваровского района Тамбовской области N0164300039023000005_200948 от 19.06.2023 г. Уведомление направлено заказным письмом на юридический адрес согласно выписке из ЕГРЮЛ.
18 апреля 2024 года между сторонами заключено дополнительное соглашение Nl к рассматриваемому контракту в связи с преобразованием администрации Уваровского района Тамбовской области в администрацию Уваровского муниципального округа Тамбовской области.
При наступлении благоприятных климатических условий работы на объекте так и не были продолжены.
22 мая 2024 года в адрес АО "Дорожное эксплуатационное предприятие N52" направлено письмо-предостережение о возможном одностороннем расторжении Контракта в случае отсутствия работ на объекте.
Однако со стороны АО "ДЭП N52" не было предпринято никаких действий для возобновления ремонтных работ на объекте. Ответа на вышеуказанное письмо не последовало.
По состоянию на 29.05.2024 обязательства Подрядчика по муниципальному контракту от 19.06.2023 N0164300039023000005_200948 не выполнены в полном объеме. Просрочка исполнения своих обязательств Подрядчиком на 29.05.2024 составила 241 день.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
Согласно п. 13.1 контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и контрактом".
Согласно п. 13.3 контракта: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных пунктами 5.3.9. и 5.3.10. настоящего Контракта".
Пунктами 5.3.9 и 5.3.10 контракта установлено следующее: "[Заказчик обязуется:]
5.3.9. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным, отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, уведомив об этом подрядчика в порядке, установленном контрактом.
5.3.10. Если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить устранение недостатков другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков. О назначении срока для устранения недостатков заказчик обязан уведомить подрядчика в течение 3 дней со дня его назначения в порядке, установленном контрактом".
29.05.2024 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.06.2023 N0164300039023000005_200948, заключенного с АО "ДЭП N52", в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий контракта.
В соответствии с ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком 29.05.2024 и получено АО "ДЭП N52".
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока Общество не выполнило работы в полном объеме по контракту в соответствии с его условиями, указанное решение вступило в законную силу 11.06.2024.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об АО "ДЭП N52" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у АО "ДЭП N52" каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Кроме того, неисполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Подрядчик по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения контракта.
Доказательств того, что АО "ДЭП N52" предпринимало действия по надлежащему исполнению своих обязательств по контракту в полном объеме в установленный срок в материалы дела не представлено.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе и заключенному контракту выполнение работ должно выполняться в соответствии с графиком выполнения работ по объекту, Подрядчик согласился со всеми его условиями и сроки выполнения работ были изначально известны Обществу.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае Заказчик лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях АО "ДЭП N52" недобросовестное поведение, выраженное в неисполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила Комиссия Тамбовского УФАС России:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения Подрядчиком условий контракта;
- Подрядчиком не представлена информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе информация об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На руководствуясь ст. 95, ст. 104 Закона о контрактной системе и пунктом 15 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные администрацией Уваровского муниципального округа Тамбовской области в отношении акционерного общества "Дорожное эксплуатационное предприятие N 52" (392526, Тамбовская область, г. Тамбов, зона промышленная, д.64, ИНН 6820030349, КПП 680401001), его генерального директора включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении акционерного общества "Дорожное эксплуатационное предприятие N52", его генерального директора в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении акционерного общества "Дорожное эксплуатационное предприятие N52", его генерального директора из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии
Члены комиссии |
В.В. Иванов
К.Д. Трушинская
К.А. Телкова |
Исп.Трушинская К.Д.
тел.(4752) 71-36-00 вн.068-108
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 июня 2024 г. N 068/10/104-392/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024