Резолютивная часть решения оглашена "18" июня 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "21" июня 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителя муниципального бюджетного учреждения "Дирекция благоустройства и озеленения" (далее - МБУ "Дирекция благоустройства", Заказчик) - ///.,
в отсутствие представителя ООО "Вершина Строй Сервис" (далее Общество, Подрядчик),
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от исполнения контракта от 12.09.2023 N0164200001923002852_53068, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение муниципального бюджетного учреждения "Дирекция благоустройства и озеленения" (вх. от 10.06.2024 N4178/24) о направлении сведений об ООО "Вершина Строй Сервис" (392021, г. Тамбов, ул. Клубная, д. 1, литер А, помещ. 33, ИНН 6829143700) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 28.05.2024 от исполнения контракта от 12.09.2023 N0164200001923002852_53068 на выполнение работ по благоустройству общественной территории в районе многоквартирного дома N24Г по ул. Бастионная (2 этап), в связи с нарушением условий контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 12.09.2023 N0164200001923002852_53068, заключенного с ООО "Вершина Строй Сервис", заслушав представителей сторон, рассмотрев представленные материалы, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, пришла к следующему
По итогам электронного аукциона N 0164200001923002852 между Заказчиком и Подрядчиком 12.09.2023 заключен контракт N0164200001923002852_53068 на выполнение работ по благоустройству общественной территории в районе многоквартирного дома N24Г по ул. Бастионная (2 этап)
Согласно п. 1.1 контракта: "1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству общественной территории в районе многоквартирного дома N24Г по ул. Бастионная (2 этап) (далее - Работы), в соответствии техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Работы в соответствии с положениями настоящего Контракта, извещением об осуществлении закупки, заявкой (окончательным предложением) Подрядчика (участника закупки)".
Пунктом 4.3 контракта установлено следующее: "4.3. Дата окончания работ (31 октября 2023), определяемая исходя из пункта 4.2.1 настоящего Контракта, является исходной для определения имущественных санкций в случае нарушения сроков выполнения работ".
26.09.2023, 27.09.2023, 28.09.2023, 29.09.2023, 03.10.2023 Заказчик письменно уведомил Подрядчика о необходимости приступить к выполнению работ.
30.10.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо (исх. N01-14/2398-23), в котором указал, что Подрядчик не исполнил свои обязательства, установленные в пунктах 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10 контракта.
31.10.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо (исх. N01-13/1616-23), в котором указал, что Подрядчик не исполнил свои обязательства, установленные в пунктах 5.1.8, 5.1.10 контракта. На указанное письмо Подрядчик 03.11.2023 сообщил, что паспорт объекта будет подготовлен в ближайшее время, также им заключен договор аренды и монтажа видео камер.
01.11.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо (исх. N01-01-13/1625-23), в котором указал, что Подрядчик в установленный контрактом срок не исполнил свои обязательства по благоустройству дворовой территории.
02.11.2023 и 03.11.2023 Подрядчик письменно сообщил Заказчику, что работы им выполняются. Подрядчик указал, что Заказчиком неоднократно корректировалась схема расположения спортивной площадки и 26.10.2023 было принято решение о переносе площадки в сторону от уже разработанного основания проектного места нахождения площадки более чем на 6 метров. Подрядчик сообщил о противоречиях в пунктах 2 и 72 технического задания, а также попросил Заказчика внести изменения в контракт в части увеличения срока выполнения работ и представления актуального разметочного плана (схемы) выполнения работ.
Заказчик в материалы настоящего дела представил переписку с Подрядчиком, в соответствии с которой план размещения спортивной площадки был направлен Подрядчику 26.10.2023, 27.10.2023.
02.11.2023 Заказчик обратился к Подрядчику с просьбой о представлении уточненного графика выполнения работ (письмо исх. N01-13/1632-23).
14.11.2023 Заказчик письменно потребовал от Подрядчика немедленно приступить к работам (письмо исх. N 01-13/1716-23).
14.11.2023 Подрядчик обратился к Заказчику с просьбой представить проектную и рабочую документацию на весь объект, согласованную схему расположения площадки для выполнения работ; представить план инженерных коммуникаций, расположенных в зоне объекта благоустройства; внести изменения в техническое задание.
14.11.2023 и 15.11.2023 Заказчик письменно потребовал от Подрядчика немедленно приступить к работам
20.11.2023 Подрядчик сообщил о приостановке работ ввиду плохих погодных условий, а также просил ответить на его письма от 30.10.2023, 31.10.2023, 03.11.2023.
04.12.2023 Подрядчик обратился к Заказчику с просьбой о согласовании объема бетона для строительных работ при устройстве строительной площадки.
13.12.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о невозможности выполнения работ, предусмотренных п.п. 20, 21, 23 ведомости объемов работ, из-за погодных условий.
18.12.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о необходимости приемки работ, предусмотренных п.п. 9-18 ведомости объемов работ, а также указал, что 19.12.2023 планирует начать монтаж ограждения спортивной площадки и спортивного оборудования. Также Подрядчик потребовал от Заказчика представить схему расположения ограждения спортивной площадки.
22.12.2023 Заказчик отказал Подрядчику в освидетельствовании данных работ.
29.12.2023 Подрядчик уведомил Заказчика, что выполнить работы по укладке резинового покрытия сможет не ранее 15.01.2024, так как подрядная организация, с которой у него заключен договор, может произвести работы в указанный срок.
09.04.2024 Заказчик сообщил Подрядчику, что им не выполняются обязательства, определенные в п.п. 5.1.7 и 5.1.12 контракта, и потребовал приступить к их исполнению.
04.06.2024 Подрядчик уведомил Заказчика, что в период с 22.12.2023 по 09.04.2023 работы на объекте были приостановлены ввиду неблагоприятных погодных условий. В период с 20.04.2024 по 01.6.2024 Подрядчиком были удалены асфальтобетонное покрытие, подстилающий слой в виде щебня, геотекстиля и песка, а также вновь были выполнены работы, предусмотренные пунктами 9-15 ведомости объемов работ. Подрядчик попросил Заказчика прибыть в период с 05.06 по 07.06.2024 для приемки выполненных работ.
Заказчик письмом от 06.06.2024 отказал Подрядчику в освидетельствовании выполненных работ.
10.06.2024 Подрядчик сообщил Заказчику об устранении замечаний, указанных в письме от 06.06.2024, и попросил прибыть на объект для приемки выполненных работ.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.2 контракта установлено: "Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, в порядке, установленном ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
28.05.2024 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с невыполнением ООО "Вершина Строй Сервис" обязательств по контракту.
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 28.05.2024.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Подрядчику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе вступило в законную силу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Вершина Строй Сервис" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
При рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган, не может ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения победителем тех или иных нормативных требований без выяснения всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с Законом о контрактной системе.
Антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Проанализировав материалы дела в совокупности и системной взаимосвязи, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, поскольку Поставщиком предпринимались меры для исполнения условий контракта, в том числе в срок после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия Тамбовского УФАС России полагает, что включение сведений в отношении ООО "Вершина Строй Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные муниципальным бюджетным учреждением "Дирекция благоустройства и озеленения" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вершина Строй Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Руководитель комиссии |
В.В. Иванов |
|
|
Члены комиссии Н.Е. Козлова
К.Д. Трушинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 июня 2024 г. N 068/10/104-384/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024