На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Комиссия Карельского УФАС России (далее - Комиссия) в составе: Заместителя председателя Комиссии - Грущаковой Г.А.; членов комиссии: Суханова М.С., Лайдинен О.В., при участии представителей: ГБУЗ "Республиканская больница им. В.А. Баранова" - Канючковой Ю.А. (копия доверенности в материалах дела) в режиме видео-конференц-связи; ООО "Диетгрупп" - Шлямина И.В. (копия доверенности в материалах дела) в очном режиме,
УСТАНОВИЛА:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" (далее - ГБУЗ "РБ", Заказчик) представило в Карельское УФАС России сведения в отношении ООО "Диетгрупп" (ИНН 1001273771) (далее - Исполнитель, Общество) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) были представлены:
- сведения в отношении ООО "Диетгрупп" (ИНН 1001273771), 185002, г.Петрозаводск, Лососинское шоссе, д. 8, помещ. пищеблока; runafood@gmail.com;
- сведения об открытом конкурсе в электронной форме (извещение N0306500000322000552), Заказчик - ГБУЗ "Республиканская больница им. В.А. Баранова", объект закупки - оказание услуг по организации питания пациентов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова", адрес электронной торговой площадки РТС-тендер - http://www.rts- tender.ru.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта
установила
следующее. 07.10.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания пациентов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" (извещение N 0306500000322000552).
Начальная максимальная цена контракта - 111 125 300,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.10.2022 NИЭОК1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано 3 (три) заявки участников. Победителем электронного конкурса признан участник закупки с идентификационным номером 112803184, предложивший цену контракта 89 755 050,00 рублей. 11.11.2022 между ГБУЗ "РБ" и ООО "Диетгрупп" был заключен государственный контракт N 552-3 на оказание услуг по организации питания пациентов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" (далее - контракт) (реестровый номер контракта 2100133412822000602).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 контракта его предметом является оказание Исполнителем услуг (далее также "услуги") по организации питания пациентов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" для нужд Заказчика. Заказчик поручает, а Исполнитель в счет оговоренной в статье 4 контракта стоимости услуг принимает на себя обязательства по оказанию услуг по организации питания пациентов для нужд Заказчика в соответствии с контрактом, в том числе с Описанием объекта закупки (далее также "Техническое задание"), являющимся неотъемлемой частью контракта (Приложение N1 к контракту).
В соответствии с пунктом 2.1.1 контракта Исполнитель обязуется оказать услуги Заказчику в сроки и в соответствии с требованиями и условиями контракта. Пунктом 2.3.4 контракта предусмотрено право Исполнителя привлечь для выполнения контракта соисполнителей с предварительным уведомлением Заказчика.
В силу пункта 3.1 контракта Исполнитель оказывает Заказчику услуги, предусмотренные контрактом, в сроки и в соответствии с требованиями и условиями контракта.
Согласно пункту 8.1 контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, в одностороннем порядке или в соответствии с решением суда по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации. Контракт может быть расторгнут по иным основаниям, предусмотренными действующим законодательством (пункт 8.3 контракта). Пунктом 8.4 контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. В случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, такое расторжение осуществляется в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "а" пункта 8.4 контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель и (или) оказываемые услуги перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона N 44-ФЗ и (или) оказываемым услугам. Аналогичная обязанность Заказчика закреплена в подпункте "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе. Так, в силу пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участником закупки может быть юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Статьей 19.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением. Из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.05.2024 (б/н) следует, что в ходе исполнения контракта установлен факт привлечения ООО "Диетгрупп" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ (дата вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания 03.05.2024).
Таким образом, ООО "Диетгрупп" перестало соответствовать единым требованиям, установленным в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, следовательно, контракт подлежал расторжению Заказчиком в одностороннем порядке вне зависимости от стадии его исполнения. Обращениями от 27.04.2024 N 54 и от 08.05.2024 N 53 ООО "Диетгрупп" просило рассмотреть возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон, однако, по словам Заказчика, в силу вышеуказанных норм права у ГБУЗ "РБ" отсутствовали правовые основания расторгнуть контракт в испрашиваемой форме, более того в силу прямого указания в подпункте "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан был отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.05.2024 N1 размещено Заказчиком и получено Исполнителем в ЕИС 21.05.2024.
Соответственно, решение вступило в силу, контракт считается расторгнутым с 03.06.2024.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность Заказчика направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через два рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи. Заказчиком в установленный срок в адрес Карельского УФАС России направлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, и зарегистрирована Управлением 06.06.2024 (вх. N 3441/24).
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В силу положений пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N1078), уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Абзацем 3 подпункта "а" пункта 15 Правил N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований, без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во вред другому лицу. На заседании Комиссии Карельского УФАС России и в своих письменных пояснениях (вх. от 11.06.2024) представитель ООО "Диетгрупп" с основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, указанного Заказчиком (пункт 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), не согласился, при этом сообщил, что основания для признания Общества недобросовестным отсутствуют. Комиссия полагает необходимым отметить, что заключенный между ГБУЗ "РБ" и ООО "Диетгрупп" контракт по своей правовой природе относится к договорам возмездного оказания услуг. Возможность расторжения договора возмездного оказания услуг в одностороннем порядке предусмотрена статьей 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу части 1 которой заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Из совокупного толкования частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, статей 450, 782 ГК РФ следует, что основанием для одностороннего расторжения государственного контракта на возмездное оказание услуг является существенное нарушение одной из сторон своих обязательств по этому контракту в случае, если возможность такого расторжения была предусмотрена государственным контрактом и заказчиком возмещены исполнителю фактически понесенные им расходы.
Как указано выше, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято Заказчиком в связи с привлечением ООО "Диетгрупп" к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ. Указание на существенное нарушение Обществом условий контракта применительно к положениям ГК РФ в решении отсутствует. Кроме того, согласно пункту 3 Правил N1078 обращение формируется по форме согласно приложению N 1 указанных Правил и направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчиком либо уполномоченным органом или уполномоченным учреждением, наделенными полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N1078 в разделе 1 приложения N1 к Правилам указывается код, установленный для случая направления обращения и принимающий следующие значения: 1 - уклонение участника закупки от заключения контракта; 2 - расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; 3 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; 4 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссией установлено, что при формировании обращения Заказчиком указан код 3 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, что, как указано выше, не явилось основанием для принятия соответствующего решения.
На основании вышеизложенного, проведя проверку поступивших сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, исследовав в совокупности все обстоятельства дела, Комиссия Карельского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Диетгрупп" (ИНН 1001273771, адрес: 185002, г.Петрозаводск, Лососинское шоссе, д. 8, помещ. пищеблока) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о закупках настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке. Заместитель председателя Комиссии Г.А. Грущакова Члены Комиссии М.С. Суханов О.В. Лайдинен
2024-2110
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 13 июня 2024 г. N 010/06/104-322/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - участники закупок - исполнитель - государственное бюджетное учреждение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024