На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Комиссия Карельского УФАС России (далее - Комиссия) в составе: Заместителя председателя Комиссии - Грущаковой Г.А.; членов комиссии: Суханова М.С.; Лайдинен О.В., без участия представителей администрации Беломорского муниципального округа, Колхоза "Беломор" (заявлены ходатайства о рассмотрении сведений в их отсутствие), рассмотрев сведения, представленные администрацией Беломорского муниципального округа (далее - Заказчик, Администрация) (вх. от 11.06.2024 N3522/24), о признании поставщика (подрядчика, исполнителя) Рыболовецкого колхоза "Беломор" (ИНН 1011007070) (далее - участник закупки, Колхоз "Беломор") недобросовестным, вследствие признания уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по зимнему и летнему содержанию автодорог на территории с.Нюхча Беломорского муниципального округа в 2024 году (извещение N9800600003424000017), и включении его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
10.06.2024 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru , далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 9800600003424000017 на выполнение работ по зимнему и летнему содержанию автодорог на территории с. Нюхча Беломорского муниципального округа в 2024 году. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 593 997,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.04.2024 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронная процедура признана несостоявшейся, контракт заключается с участником закупки с идентификационным номером заявки - 155 (Колхоз "Беломор").
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и части 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частью 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 17.04.2024 Заказчиком сформирован и размещен в единой информационной системе проект муниципального контракта. Регламентированный срок подписания участником закупки проекта контракта истекал 24.04.2024.
Колхозом "Беломор" в установленный срок проект контракта подписан не был, соответственно, денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта на счет Заказчика внесены не были. Вместе с тем, как установлено Комиссией Карельского УФАС России, согласно данным раздела "Журнал событий" "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 10.06.2024 NППУ20 1" размещен Заказчиком в ЕИС 10.06.2024, с нарушением законодательно установленного срока - (срок размещения протокола об уклонении составил 29 рабочих дней). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр формируется по форме согласно приложению N 1 к Правилам и направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона, заказчиком. Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность Заказчика направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через два рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей. Следовательно, участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в закупке, обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия и сроки, должен надлежащим образом оценить свои трудовые и финансовые ресурсы (в том числе для того, чтобы обеспечить исполнение контракта), а также осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае уклонения от заключения контракта в дальнейшем. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа. Из пункта 13 Правил следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено, что:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований, без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Из представленного участником закупки в адрес Заказчика ходатайства (исх. от 13.06.2024 N1-7/61) следует, что 10.04.2024 председателем правления Титовым В.В. было написано заявление на увольнение с 16.04.2024, новым председателем правления избран Клопов С.С., проживающий в г. Мурманске. По словам Колхоза "Беломор", ввиду территориальной удаленности от места работы, отсутствия опыта участия в электронных процедурах, продолжительного оформления новой ЭЦП, внесения изменений в ЕГРЮЛ и в документы на обслуживание в ПАО Сбербанк, возможность совершать банковские операции, в том числе перечисление обеспечения исполнения контракта, появилась лишь 17.05.2024, о чем Заказчик был проинформирован по электронной почте 20.05.2024.
С письмом от 28.05.2024 (исх. N01-4423/12) Администрация обратилась в адрес АО "Сбербанк-АСТ" с просьбой предоставить техническую возможность Колхозу "Беломор" подписать муниципальный контракт, однако Заказчику было отказано по причине значительного нарушения регламентированного срока для его подписания. 29.05.2024 Колхозом "Беломор" предоставлено обеспечение исполнения контракта на сумму 29 699, 85 рублей (платежное поручение от 29.05.2024 N98), однако техническая возможность подписания контракта на площадке АО "Сбербанк-АСТ" у него отсутствовала. В дополнительной информации к обращению и в письменных пояснениях (вх. от 19.06.2024 N 3667-ЭП/24) Администрация просила также учесть тот факт, что Колхоз "Беломор" является единственным предприятием, расположенным на территории выполнения предусмотренных контрактом работ, с которым прежде аналогичные контракты заключались по мере необходимости, без проведения электронных процедур. Как отмечает Заказчик, Колхоз "Беломор" добросовестно исполнял обязательства по контракту, без претензий от прежнего заказчика и жителей села (до 01.01.2024 Сумпосадского сельского поселения). Из пояснений Администрации также следует, что после пропуска участником закупки срока подписания контракта по объективным причинам, Заказчик всячески оказывал ему содействие в поиске выхода из сложившейся ситуации, велись переписка и телефонные переговоры, в связи с чем, как установлено Комиссией, Администрация, в нарушение пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в законодательно установленный срок (25.04.2024) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта не разместила. Вместе с тем, при указанных обстоятельствах Администрация просила Карельское УФАС России не вносить сведения в отношении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и выдать разрешение на заключение с ним контракта.
Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что Колхоз "Беломор" не имел намерения уклоняться от заключения контракта, предпринял все возможные меры для исполнения обязательств по результатам проведения электронной процедуры, невозможность подписания контракта в установленный срок была обусловлена отсутствием опыта его участия в электронных процедурах и организационно- техническими проблемами. Кроме того, участником закупки, при появлении возможности, было перечислено на счет Заказчика обеспечение исполнения контракта, обе стороны выразили заинтересованность и готовность в заключении контракта. Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную принудительную меру, при осуществлении которой затрагиваются конституционные права и свободы, а также права и законные интересы, как самого предпринимателя, так и других лиц. В данном случае, с учетом нарушения Заказчиком установленных законодательством о контрактной системе требований к признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, у Комиссии нет объективных оснований для признания действий Колхоза "Беломор" заведомо недобросовестными, направленными на срыв закупки, и включении его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. При этом, учитывая социальную значимости объекта закупки и ходатайства Заказчика и участника закупки, направленные в адрес Карельского УФАС России о переводе рассматриваемого контракта на этап его заключения между сторонами, Комиссия считает целесообразным выдачу Заказчику и электронной площадке предписания об обеспечении технической возможности подписания контракта на выполнение работ по зимнему и летнему содержанию автодорог на территории с.Нюхча Беломорского муниципального округа в 2024 году (извещение N9800600003424000017).
На основании изложенного, проведя проверку поступивших сведений в соответствии частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, исследовав в совокупности все обстоятельства дела, Комиссия Карельского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении Рыболовецкого колхоза "Беломор" (ИНН 1011007070) в Реестр не включать.
2. Выдать Заказчику и электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" предписание на совершение действий, направленных на подписание контракта на выполнение работ по зимнему и летнему содержанию автодорог на территории с.Нюхча Беломорского муниципального округа в 2024 году (извещение N9800600003424000017) с Колхозом "Беломор".
3. В случае, если в последующих закупках Колхоз "Беломор" не подпишет контракт в установленный законом срок по аналогичным причинам, Комиссия будет расценивать его поведение как недобросовестное.
4. В действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы рассмотрения сведений в отношении Рыболовецкого колхоза "Беломор" должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке. Заместитель председателя Комиссии Г.А. Грущакова Члены Комиссии М.С. Суханов О.В. Лайдинен
2024-2142
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 18 июня 2024 г. N 010/06/104-331/2024 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - электронная торговая площадка - обеспечение исполнения контракта - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024