Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение МКУ "Управление строительства и капитального ремонта г. Артема" о включении сведений об ООО "Архистрой" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на благоустройство территорий в рамках реализации проектов инициативного бюджетирования по направлению "Молодежный бюджет" (проект "Территория для прогулки детей") Площадка для прогулки учащихся младшего школьного возраста на территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 22" с. Кневичи Артемовского городского округа (извещение N 0320300074524000002).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
09.02.2024 Заказчиком размещено извещение N 0320300074524000002 о проведении электронного аукциона на благоустройство территорий в рамках реализации проектов инициативного бюджетирования по направлению "Молодежный бюджет" (проект "Территория для прогулки детей") Площадка для прогулки учащихся младшего школьного возраста на территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 22" с. Кневичи Артемовского городского округа.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.02.2024 N ИЭА1 победителем было признано ООО "Архистрой".
04.03.2024 года между МКУ "Управление строительства и капитального ремонта г. Артема" (далее - Заказчик) и ООО "Архистрой" (далее - Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 5А/24 на благоустройство территорий в рамках реализации проектов инициативного бюджетирования по направлению "Молодежный бюджет" (проект "Территория для прогулки детей") Площадка для прогулки учащихся младшего школьного возраста на территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 22" с. Кневичи Артемовского городского округа (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы: Благоустройство территорий в рамках реализации проектов инициативного бюджетирования по направлению "Молодежный бюджет" (проект "Территория для прогулки детей") Площадка для прогулки учащихся младшего школьного возраста на территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 22" с. Кневичи Артемовского городского округа (далее по тексту "объект благоустройства", "работы") и сдать их результат Муниципальному заказчику.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта, работы по настоящему муниципальному контракту должны быть выполнены в установленный срок, в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 1 к настоящему муниципальному контракту):
- начало выполнения работ - 01.05.2024;
- окончание выполнения работ -30.05.2024 год.
В рамках осуществления технического надзора за ходом выполнения работ, Муниципальным заказчиком было неоднократно установлено, что Подрядчиком нарушен график производства работ в части начальных, конечных и промежуточных сроков выполнения работ, о чем составлены соответствующие акты осмотра от 07.05.2024, 13.05.2024, 31.05.2024.
Актами осмотра от 07.05.2024 и 13.05.2024 зафиксировано, что Подрядчик к работам на объекте не преступил, строительная техника и рабочий персонал отсутствуют. Ответственный представитель для координации и согласования с муниципальным заказчиком хода выполнения работ Подрядчиком не назначен. Подрядчик на телефонные звонки не отвечал, постоянное присутствие на объекте не обеспечил. Подрядчику было указано на необходимость наращивания темпов производства работ.
Начало выполнения подготовительных работ, согласно графика выполнения работ муниципального контракта с 01.05.2024, окончание выполнения подготовительных работ 10.05.2024.
В соответствии с графиком выполнения работ муниципального контракта, начало выполнение работ по установке оборудования (детского игрового комплекса) должно было быть выполнено с 11.05.2024, дата окончания работ 25.05.2024. Начало выполнения работ по наружному освещению с 26.05.2024, дата окончания работ 30.05.2024. К выполнению работ по установке оборудования (детского игрового комплекса), а также к выполнению работ по наружному освещению Подрядчик не преступил, что подтверждается актами осмотра от 13.05.2024 и 31.05.2024.
В связи с существенным нарушением условий контракта, в отсутствие объективных причин нарушения сроков выполнения работ Подрядчиком, Заказчиком были выставлены требования N 524 от 07.05.2024, N 551 от 14.05.2024, N 675 от 31.05.2024 об уплате штрафа, а также 31.05.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 13.1. Контракта, расторжение муниципального контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны муниципального контракта от исполнения муниципального контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
31.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
11.06.2024 - дата расторжения контракта.
Согласно пояснениям Общества, просрочка выполнения работ вызвана неблагоприятными погодными условиями в виде сильных ливневых дождей, тайфунов. При этом Подрядчик указывает, что не уклонялся от выполнения работ в связи с купленным оборудованием и материалов для исполнения Контракта.
Вместе с тем, документы, подтверждающие приобретение необходимых материалов и оборудования, и их применение при исполнении Контракта в адрес Комиссии Приморского УФАС России не представлены.
В подтверждение выполнения работ Обществом представлен Общий журнал выполнения работ, согласно которому с 01.05.2024 по 16.05.2024 включительно Подрядчиком не производились работы в связи с неблагоприятными погодными условиями.
17.05.2024 при выезде на объект сотрудником Подрядчика были обнаружены деревья, препятствующие проведению монтажных работ.
Вместе с тем, Подрядчик не был лишен возможности осмотреть объект ранее с момента заключения контракта и своевременно уведомить Заказчика о обстоятельствах, препятствующих выполнению работ. Доказательства обратного Обществом не представлны.
С 18.05.2024 по 24.05.2024 включительно Подрядчиком вновь не производились работы в связи с неблагоприятными погодными условиями.
С 25.05.2024 по 29.05.2024 Подрядчиком произведена разработка грунта; 30.05.2024, 31.05.2024 Подрядчиком выполнены работ по устройство прослойки из нетканого синтетического материала; 01.06.2024 - разработка грунта с перемещением до 10 м; 02.06.2024 - планировка площадей механизированным способом; 03.06.2024, 04.06.2024 - рытье ям вручную для установки оборудования; 05.06.2024, 06.06.2024 - установка закладных деталей; 07.06.2024, 08.06.2024 - устройство бетонной подготовки; 09.06.2024 - монтаж опорных конструкций.
При этом из представленных документов следует, что Подрядчиком не выполнены работы по устройству садового бордюра с креплением, высотой 150 мм, отсыпке из галечника, толщиной 20 см.
Кроме того, актом осмотра от 10.06.2024 Заказчиком установлено, что для отсыпки площадки Подрядчиком использован материал, не соответствующий условиям Контракта, оборудование МАФ не соответствует условиям Контракта.
Установление иного оборудования, не соответствующего техническому заданию по Контракту, подрядчиком, по существу, не отрицается.
Согласно пункту 5.1.1 Контракта, Подрядчик своими силами и средствами обязан получить ордер на проведение земляных работ до начала срока выполнения работ, установленного пунктом 3.1. настоящего Контракта. Подрядчик при нарушении сроков выполнения этапов работ, в том числе начальных, конечных и промежуточных, установленных графиком выполнения работ из-за отсутствия ордера, несет ответственность в соответствии с разделом 11 настоящего Контракта.
Доказательства своевременного получения соответствующего ордера для проведения работ на данном объекте не представлены. Выполнение работ без данного документа невозможно и является прямым нарушением условий Контракта и действующего законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В рассматриваемом случае ООО "Архистрой", являясь профессиональным участником рынка, знало (должно было знать) о возможных погодных условиях, поскольку подрядчику был известен регион выполнения работ и его климатические условия. Атмосферные осадки как прогнозируемое событие не относятся к природным явлениям стихийного характера и не могут рассматриваться в качестве обстоятельств непреодолимой силы. Подрядчик должен был осознавать как фактические риски, в том числе климатические, не завершения работ в указанный в контракте срок, так и правовые последствия этого.
Заключая контракт, ООО "Архистрой" добровольно приняло на себя обязательства по исполнению всех его условий, в том числе в части своевременного выполнения работ. Лицо, добровольно приняв на себя соответствующие обязательства, несет риск их неисполнения в соответствии с условиями обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 708 ГК РФ, указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Следует отметить, что на основании абзаца 3 части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта ООО "Архистрой" не устранило нарушений послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе, работы в полном объеме не выполнены, объект к приемке Заказчику не предъявлялся.
Указанные обстоятельства не свидетельствует о добросовестном поведении ООО "Архистрой".
Принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, участник закупки несет повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
ООО "Архистрой" подало заявку на участие в электронном аукционе, задекларировав согласие с условиями документации о проведении электронного аукциона, и, как следствие, заключило контракт, принимая на себя обязательства по его исполнению.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, ООО "Архистрой" не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при заключении контракта и его исполнении.
Рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому участник закупки, принимая решение о заключении государственного контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента заключения контракта до завершения своих обязательств по контракту.
В поведении участника закупки наличествуют признаки недобросовестности, так как ООО "Архистрой" не предприняло действий для надлежащего исполнения контракта в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.06. |
14.06. |
11.06. |
0 |
13.06. |
19.06. |
19.06. |
0 |
24.06. |
21.06. |
0 |
0 |
Включить сведения об ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АРХИСТРОЙ" (ИНН: 2700023247; ОГРН: 1232700020090; адрес: ул. Пригородная, д. 1/1, офис 16, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680014; генеральный директор/ учредитель: Алехин Сергей Александрович, ИНН 272385005105) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с момента размещения сведений об ООО "Архистрой" в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет", в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на благоустройство территорий в рамках реализации проектов инициативного бюджетирования по направлению "Молодежный бюджет" (проект "Территория для прогулки детей") Площадка для прогулки учащихся младшего школьного возраста на территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 22" с. Кневичи Артемовского городского округа (извещение N 0320300074524000002).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 19 июня 2024 г. N 25-214/04-2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024