Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (вх. N 12228/24 от 11.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Государственного унитарного предприятие Луганской Народной Республики "Новоайдарское лесоохотничье хозяйство" (ГУП ЛНР "Новоайдарское ЛОХ"), исполнителе по контракту N 58/к/402 от 19.10.2023 г. на поставку твердого топлива (дров топливных) для нужд Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2024 году (ИКЗ N 231667033496266700100104030010220244) в части соблюдения требований ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а также, проведя внеплановую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 09:30 в присутствие представителей:
- заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" - *, *,
- в отсутствие представителей заинтересованного лица ГУП ЛНР "Новоайдарское ЛОХ", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (вх. N 12228/24 от 11.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ГУП ЛНР "Новоайдарское ЛОХ", исполнителе по контракту N 58/к/402 от 19.10.2023 г. на поставку твердого топлива (дров топливных) для нужд Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2024 году (ИКЗ N 231667033496266700100104030010220244).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Контракт N 58/к/402 от 19.10.2023 г. на поставку твердого топлива (дров топливных) для нужд Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2024 году был подписан сторонами в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 19.10.2023 г.
В соответствии с п. 2.1. контракта N 58/к/402 от 19.10.2023 г. поставщик обязуется в установленный Контрактом срок поставить Заказчику твердое топливо (дрова топливные), в количестве, комплектности, объему, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным Контрактом и нормативно-технической документации на Товар, путем его передачи Грузополучателю.
Пунктом 3.2. контракта N 58/к/402 от 19.10.2023 г. определены обязанности поставщика, а именно: Поставщик обязан:
3.2.1. в установленный Контрактом срок поставить Заказчику Товар в количестве, комплектности, объему, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным Контрактом и нормативно-технической документации на Товар, путем его передачи Грузополучателю;
3.2.3. обеспечить соответствие Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и Контрактом;
3.2.4. обеспечить устранение недостатков и дефектов, выявленных при сдаче-приемке Товара и в течение гарантийного срока, за свой счет;
3.2.5. предоставлять по требованию Заказчика отчетную документацию и материалы, подтверждающие исполнение обязательств в соответствии с Контрактом, а также иную информацию о ходе поставке Товара;
3.2.6. обеспечить отдельный учет затрат, связанных с исполнением Контракта, в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 годаN 47;
3.2.7. обеспечить допуск Заказчика в организацию Поставщика (соисполнителя (третьих лиц), заключивших договор (договоры) с Поставщиком) и условия для осуществления Заказчиком контроля за исполнением Контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;
3.2.8. исполнять иные обязательства, предусмотренные Контрактом и законодательством Российской Федерации
Цена Контракта составляет 8 000 000 (Восемь миллионов) рублей 00 копеек, НДС3 не облагается (п. 4.1. контракта N 58/к/402 от 19.10.2023 г.).
Разделом 5 контракта N 58/к/402 от 19.10.2023 г. установлены требования к товару, а именно:
5.1. Поставляемый Товар по своему качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иным требованиям, предъявляемым Заказчиком к Товару, должен соответствовать требованиям Контракта, ГОСТ, ТУ.
5.2. Технические характеристики Товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) Товара, требования к размерам, упаковке Товара и иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого Товара потребностям Заказчика, ГОСТ, ТУ, которым должен соответствовать Товар, установлены в Приложении N 3 к Контракту "Наименование и описание Товара (Техническое задание)".
Согласно п. 6.1. контракта N 58/к/402 от 19.10.2023 г. доставка Товара до места поставки осуществляется видом транспорта по выбору Поставщика. Во время доставки Товара Поставщик должен обеспечить качество и безопасность Товара посредством выполнения требований Контракта, ГОСТ, ТУ, в том числе регламентирующих условия перевозки Товара, и требований Заказчика. Все расходы по доставке Товара до места поставки несет Поставщик.
Исходя из представленной информации и документов представителем Заказчика, Комиссией установлено, что срок поставки товара установлен с 09.01.2024 г. в течение 60 (шестидесяти) рабочих дней. Таким образом, последним днем исполнения обязательств (поставки Товара) является 03.04.2024 г. Объем поставки Товара по Контракту - 2 000 м3, объем фактически поставленного Товара - 0 м3. Сумма исполненных обязательств по Контракту составляет 0 (Ноль) рублей 00 копеек. Сумма неисполненных обязательств по Контракту составляет 8 000 000 (Восемь миллионов) рублей 00 копеек.
Согласно письменным пояснениям заинтересованного лица, на территории ЛНР проводится специальная военная операция сопровождающееся частыми обстрелами территорий Новоайдарского лесоохотничьего хозяйства, а именно лесничеств, в которых производится заготовка древесины в частности Трехизбенского и Славяносербского лесничеств, а также временно нет возможности в заготовке древесины в связи с заминированностью территорий данных лесничеств. Большой преградой также стали погодные условия: высокая температура окружающей среды с большими ветрами, а также обстрелами способствуют возгоранию лесных насаждений и как следствие невозможность своевременно выполнить обязательства по контракту в срок.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 13.4. контракта N 58/к/402 от 19.10.2023 г. расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 13.05.2024 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом) (ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
15.05.2024 г. Заказчик направил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ГУП ЛНР "Новоайдарское ЛОХ".
30.05.2024 г. Заказчиком получено подтверждение о получении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления считается 30.05.2024 г.
Таким образом, требования ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 11.06.2024 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (ч. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности контрольного органа в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без всесторонней соответствующей оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание заинтересованного лица недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений об подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая пояснения заинтересованного лица, Комиссия полагает, что включение сведений об ГУП ЛНР "Новоайдарское ЛОХ" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств по контракту, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ГУП ЛНР "Новоайдарское ЛОХ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 июня 2024 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024