Резолютивная часть решения оглашена 14.06.2024
В полном объеме решение изготовлено 19.06.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Вечкановой Е.А. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку инструментов колющих (шприцов медицинских) (изв. N 0369300020424000018), при дистанционном участии:
- представителей ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 1 г. Магнитогорск" (далее - заказчик) Спеко М.А., Мамалиги Ю.В., действующих на основании доверенности от 25.09.2023;
- представителя ИП Вечкановой Е.А. (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель) Черновой Е.А., действующего на основании доверенности от 11.06.2024,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 07.06.2024 поступила жалоба ИП Вечкановой Е.А. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку инструментов колющих (шприцов медицинских) (изв. N 0369300020424000018) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 30.05.2024 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 404,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 07.06.2024 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в описании объекта закупки указана дополнительная информация о характеристиках закупаемых товаров, не предусмотренная соответствующими позициями каталога товаров, работ, услуг. При этом, в описании объекта закупки отсутствует обоснование необходимости использования такой информации, что не соответствует законодательству о контрактной системе.
2. По позиции 3 описания объекта закупки заказчику требуется шприц инсулиновый/убираемая игла. Тогда как, в соответствии с ГОСТом ISO 8537-2011 данный шприц разрешено использовать исключительно для инъекций инсулина.
3. По позиции 3 описания объекта закупки, размещенного в составе извещения, указан объем шприца 1-2 мл*. В соответствии с примечанием "*" в приоритете заказчика объем 1 мл.
Однако в извещении, сформированном посредством единой информационной системы, указан объем закупаемого шприца > 1 и 2 кубический сантиметр;^миллилитр, что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет определить потребность заказчика.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Извещение об осуществлении закупки, описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также с учетом потребности заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки и т. д.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
1.1. В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, и т.д.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком в рамках рассматриваемого аукциона осуществляется закупка шприцов инсулиновых/убираемая игла (код позиции КТРУ 32.50.13.110-03188), шприцов общего назначения (код позиции КТРУ 32.50.13.110-00004568), шприцов общего назначения (код позиции КТРУ 32.50.13.110-00004565).
Помимо характеристик, содержащихся в данных позициях каталога товаров, работ, услуг, заказчиком в описании объекта закупки указана дополнительная информация о характеристиках закупаемых товаров (например, смазка внутренней и наружной поверхности иглы: силоксановая; состав: цилиндр, поршень, уплотнитель (резиновая манжета), на поршне, игла; тип: стерильный, одноразовый, инсулиновый и т.д.).
В качестве обоснования необходимости использования такой информации заказчиком указано "потребность".
В данном случае, в извещении формально содержится обоснование необходимости использования дополнительной информации о характеристиках закупаемых товаров, не предусмотренной соответствующими позициями каталога товаров, работ, услуг. Однако такое обоснование не раскрывает объективную потребность заказчика в части наличия у закупаемых товаров дополнительных функциональных свойств, не предусмотренных позициями каталога товаров, работ, услуг, что, в свою очередь, не соответствует пункту 1 части 2 статьи 42, пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункту 6 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
1.2. Относительно довода заявителя о том, что инсулиновый шприц разрешено использовать исключительно для инъекций инсулина представители заказчика пояснили, что ни в ГОСТе ISO 8537-2011, ни в иных нормативных актах не содержится запрета на использование шприца для инсулина в иных целях. Инсулиновый шприц широко применяется в различных областях медицины. Так, конструктивные и качественные особенности шприца позволяют максимально атравматично, комфортно, плавно и безболезненно проводить медицинские манипуляции, точно контролируя дозировку.
Представитель заявителя на заседании Комиссии настаивал на том, что в соответствии с разделом 1 "Область применения" ГОСТа ISO 8537-2011 инъекционные стерильные шприцы однократного применения с иглами или без игл для инсулина предназначены исключительно для инъекций инсулина.
1.3. Относительно наличия в извещении, сформированном посредством единой информационной системы, и в описании объекта закупки, размещенном в составе извещения, неоднозначной информации об объеме инсулинового шприца Комиссия отмечает следующее.
Заказчиком в единой информационной системе размещено извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее информацию об объеме закупаемого инсулинового шприца: > 1 и 2 Кубический сантиметр;^миллилитр.
При этом, в составе извещения об осуществлении закупки содержится электронный документ, содержащий описание объекта закупки (приложение N 1 к извещению).
В соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к извещению) объем шприца должен составлять 1-2 мл*.
В соответствии с примечанием "*" в приоритете заказчика объем 1 мл.
В данном случае, в извещении об осуществлении закупки, сформированном заказчиком с использованием единой информационной системы, и в описании объекта закупки, размещенном в составе извещения, содержится противоречивая информация об объеме инсулинового шприца, что, в свою очередь, не позволяет определить потребность заказчика и заполнить заявку на участие в закупке.
Так, исходя из документов, представленных заказчиком в материалы дела, на участие в закупке подано две заявки. Участник закупки с идентификационным номером 116735416 в заявке указал объем инсулинового шприца 1 Кубический сантиметр;^миллилитр, что не соответствует значениям, содержащимся в извещении, сформированном с использованием единой информационной системы (> 1 и 2 Кубический сантиметр;^миллилитр). Участник закупки с идентификационным номером 116738750 указал в заявке объем шприца 1,10 Кубический сантиметр;^миллилитр. Однако в представленных участником закупки регистрационных удостоверениях на предлагаемые медицинские изделия отсутствует информация о шприцах объемом 1,10 Кубический сантиметр;^миллилитр. В связи с указанными обстоятельствами, заявки участников закупки подлежат отклонению.
С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях комиссии по осуществлению закупок, заказчика выявлены следующие нарушения:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1, пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
- члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
- заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно материалам дела датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке является 07.06.2024, датой подведения итогов определения поставщика - 11.06.2024. Следовательно, заявки участников закупки должны быть рассмотрены, а заказчиком сформирован протокол подведения итогов определения поставщика не позднее 11.06.2024.
Однако по состоянию на дату заседания Комиссии антимонопольного органа (14.06.2024) заявки участников закупки не рассмотрены комиссией по осуществлению закупок, протокол подведения итогов определения поставщика не сформирован заказчиком, что является нарушением подпункта "а" пункта 1, пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Вечкановой Е.А. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку инструментов колющих (шприцов медицинских) (изв. N 0369300020424000018) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях комиссии по осуществлению закупок, заказчика нарушение подпункта "а" пункта 1, пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июня 2024 г. N 074/06/106-1264/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024