Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 19 июня 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезнева Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Комитета дорожного хозяйства города Челябинска (далее - заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Яковлевой Ольге Владимировне (далее - ИП Яковлева О.В., участник закупки, проектировщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта N 23-102952 от 12.12.2023, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "23-102952 Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Ремонт улично-дорожной сети города Челябинска" (извещение N 0169300000123001818) (далее - запрос котировок, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Комитета дорожного хозяйства города Челябинска Прониной Марины Геннадьевны, Скрипник Александры Сергеевны, Стяжкина Олега Вениаминовича, действующих на основании доверенностей б/н от 10.01.2024, 03.06.2024, 04.06.2024;
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган) Красиной Натальи Александровны, действующего на основании доверенности N 00БП-000022 от 22.12.2023;
- в отсутствие ИП Яковлева О.В. Телеграмма, направленная в адрес индивидуального предпринимателя, вернулась с отметкой: "ПОДАННАЯ ВАМИ ТЕЛЕГРАММА 11/06 УЛ ВОРОВСКОГО 1-14 НЕ ДОСТАВЛЕНА, УКАЗАННОГО ИП НЕТ".
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 10.06.2024 поступило обращение Комитета дорожного хозяйства города Челябинска о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Яковлевой О.В. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта N 23-102952 от 12.12.2023, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "23-102952 Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Ремонт улично-дорожной сети города Челябинска" (извещение N 0169300000123001818) в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен запрос котировок в электронной форме путем размещения уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 29.11.2023 в 15:31 извещения о проведении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 687 843, 30 рублей.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0169300000123001818 от 07.12.2023.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 13,18 %.
Муниципальный контракт N 23-102952 заключен 12.12.2023.
Из обращения заказчика следует, что подрядчиком обязательства по контракту не выполнены. Данное обстоятельство явилось причиной принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.
Согласно статье 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В силу статье 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком (пункт 1 статьи 759 ГК РФ). Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика (пункт 2 статьи 759 ГК РФ).
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения.
Между Комитетом дорожного хозяйства города Челябинска и ИП Яковлевой О.В. 12.12.2023 заключен муниципальный контракт N 23-102952 (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Заказчик поручает, а проектировщик принимает на себя обязательства по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Ремонт улично-дорожной сети города Челябинска" (далее по тексту - документация).
В силу пункта 1.2 контракта работы по контракту выполняются в соответствии с утвержденным техническим заданием по разработке проектно-сметной документации (Приложение N 1 к контракту) (далее по тексту - Техническое задание).
Работы должны быть выполнены в полном объеме - 1 усл. ед. в соответствии с утвержденным Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), в сроки, установленные в п. 3.1. контракта (пункт 1.3 контракта).
Пунктом 1.4 контракта предусмотрено, что выполняемые работы должны соответствовать требованиям перечня нормативно-технической документации для выполнения работ (Приложение N 2 к техническому заданию).
В соответствии с пунктом 1.6 контракта результатом выполненной работы по контракту является проектно-сметная документация, в соответствии с утвержденным Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту).
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль проектировщика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов проектировщика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 2 333 333 рублей 33 копеек, НДС не облагается (пункт 2.1 контракт).
Срок выполнения работ по контракту: с даты заключения контракта до 01.03.2024 (пункт 3.1 контракт).
Согласно пункту 4.1 контракта при завершении работ проектировщик обязан в письменной форме известить заказчика о завершении и приложить к извещению оформленные в установленном порядке документы: - накладная (Приложение N 2 к контракту); - проектно-сметная документация, в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), откорректированная по замечаниям заказчика (при наличии замечаний). Состав, количество, носители, иные требования к предоставлению указанной документации установлены техническим заданием (Приложение N 1 к контракту).
Пунктом 4.2 контракта предусмотрено, что проектировщик в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления заказчику документов, указанных в п. 4.1. контракта, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени проектировщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать условия, предусмотренные пунктом 1 частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с установленным порядком взаимодействия сторон:
- каждая из сторон в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения контракта обязана предоставить другой стороне информацию о лицах, уполномоченных представлять ее интересы во взаимоотношениях с другой стороной в целях исполнения контракта, в том числе подписывать от ее имени документы, связанные с исполнением контракта (далее - представитель), с указанием в отношении каждого из таких лиц сведений о занимаемой должности, фамилии, имени и отчества (последнее - при наличии), а также контактном номере телефона. Стороны обязуются письменно в течение 5 (пяти) рабочих дней уведомлять друг друга об изменениях в составе представителей (в том числе об изменении или прекращений их полномочий) с приложением документов, подтверждающих полномочия данных лиц (пункт 5.1.1 контракта);
- представители проектировщика обязаны принимать участие в проводимых заказчиком совещаниях по обсуждению вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту, в случае неявки проектировщика на совещание, решение по повестке совещания будет учитываться заказчиком без мнения проектировщика и подлежит обязательному исполнению проектировщиком без замечаний. Проектировщик обязан представлять необходимую информацию на бумажном носителе и (или) в электронном виде в объеме, необходимом для проведения совещаний (пункт 5.1.3 контракта).
В силу пункта 5.2 контракта заказчик вправе:
- требовать от проектировщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков (дефектов) (пункт 5.2.1 контракта);
- требовать от проектировщика представления надлежащим образом оформленных документов, указанных в разделе 4 контракта (пункт 5.2.2 контракта).
Согласно пункту 5.5 контракта проектировщик обязан:
- принять на себя обязательства в соответствии с техническим заданием заказчика (Приложение N 1 к контракту) и в сроки, установленные контрактом осуществить разработку проектно-сметной документации по объекту: "Ремонт улично-дорожной сети города Челябинска" в соответствии с Техническим заданием Заказчика (Приложение N 1 к контракту) (пункт 5.5.1 контракта);
- в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта разработать и согласовать с заказчиком границы объекта. Заказчик рассматривает и согласовывает границы объекта в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения от проектировщика (пункт 5.5.2 контракта);
- выполнить все работы с надлежащим качеством в соответствии с требованиями контракта и сдать результат выполненных работ заказчику в срок установленный в п. 3.1. контракта (пункт 5.5.3 контракта);
- предоставлять заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании заказчика (пункт 5.5.8 контракта);
- в случае выявления отклонений проектных данных от фактических данных, стороны составляют акт о выявленных недостатках (далее - акт о недостатках), согласно которому проектировщик обязан их устранить в установленный актом о недостатках срок и повторно с сопроводительным письмом направить исправленную документацию либо ее часть на рассмотрение и утверждение заказчику (пункт 5.5.9 контракта);
- в случае выявления в процессе строительно-монтажных работ необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию, проектировщик за свой счет вносит необходимые изменения (пункт 5.5.10 контракта);
- получить необходимые, предусмотренные требованиями законодательства РФ, технические условия (решения), согласования на документацию в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) (пункт 5.5.11 контракта).
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта (пункт 8.1 контракта).
В соответствии с пунктом 8.2 контракта основания, по которым заказчик может инициировать расторжение контракта:
- нарушение проектировщиком сроков выполнения работ более чем на 10 дней (пункт 8.2.1 контракта);
- нарушение проектировщиком требований по качеству выполнения работ (пункт 8.2.2 контракта).
В соответствии с Приложением N 1 к контракту (Техническое задание) в основные требования к разработке проектной документации входит:
- уточнение при проектировании начала и конец участка проектирования;
- съемка объектов с примыкающими улицами, а также благоустройства (в том числе: тротуары, зеленые насаждения, газоны), обустройства (в том числе: дорожные знаки, перильное ограждение, барьерное ограждение, светофорные объекты), остановок общественного транспорта, искусственных сооружений с составлением абрисов в достаточной мере для выполнения работ;
- разработка рабочей документации на восстановление существующих остановочных и посадочных площадок, замену автопавильонов на автобусных остановках, устройство остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках;
- при необходимости предусмотреть дополнительные мероприятий указанные в приказе Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" с целью соблюдения требований действующего законодательства по обеспечению условий безопасности движения транспорта и пешеходов;
- согласование с отделом транспорта Администрации г. Челябинска расположение остановок общественного транспорта;
- запрос технических условий и проектирование их переустройства или защиты (необходимость определить проектом) при выявлении коммуникаций, попадающих в границы проезжей части;
- выделение этапов обосновать расчетами и экономической целесообразностью, при необходимости. Решение о выделении этапов проектирования, может быть принято заказчиком по согласованию в ходе проектирования объекта, в том числе по предложению проектировщика с предоставлением соответствующих обоснований, расчетов и оформление в форме дополнения к техническому заданию;
- при проектировании следует: -выполнить требования по обеспечению надежной, долговечной и бесперебойной эксплуатации проектируемой коммуникации, а также безопасности и плавности движения транспортных средств, безопасности для пешеходов и охране труда рабочих в период выполнения строительных работ; - принимать проектные решения, обеспечивающие экономное расходование материалов, экономию топливных и энергетических ресурсов, снижение стоимости и трудоемкости выполнения строительно-монтажных работ и эксплуатации; - предусмотреть простоту, удобство и высокие темпы монтажа конструкций, возможность широкой индустриализации строительства на базе современных средств комплексной механизации и автоматизации строительного производства, использования типовых решений, применения сборных конструкций, деталей и материалов, отвечающих стандартам и техническим условиям.
Кроме того, определен состав рабочей документации на объект и установлено, что необходимо сформировать комплект документации на каждый объект проектирования отдельно, согласно составу рабочей документации.
А также заказчик установил особые требования проектирования, требования к сдаче результатов работ, особые условия.
Так, например, проектировщик обязан передать заказчику рабочую и сметную документацию в полном объеме в соответствии с техническим заданием - в 3-х экземплярах в переплетенном виде, сложенную по формату А4, а также в электронном виде (на одной флэш-карте или оптическом носителе в форматах pdf и word, DWG с возможностью редактирования в строгом соответствии с печатными экземплярами) на каждый объект. Фотоматериал должен быть четкий, при увеличении до 100% и иметь формат JPG, PNG, разрешение фотоматериала не менее 300 dpi, в количестве не менее 10 штук на каждый объект. Бумажные экземпляры должны полностью передавать цветопередачу с электронного вида (пункт 15 Технического задания).
Проектировщик и (или) его полномочный представитель обязан по приглашению заказчика принимать участие в совещаниях, проводимых заказчиком, для обсуждения вопросов, связанных с выполнением работ на объекте. В случае неявки проектировщика на совещание, решение по повестке совещания будет учитываться заказчиком без мнения проектировщика и подлежит обязательному исполнению проектировщиком без замечаний. _ Результатом выполненных работ признается:
1. Рабочая и сметная документация, выполненные в соответствии с техническим заданием. 2. Передача результата выполненных работ в соответствии с техническим заданием (пункт 19 Технического задания).
Приложением N 1 к Техническому заданию является месторасположение объектов (N; участок; наименование остановочного пункта (для новых - варианты наименований); направление): 1) Артиллерийская ул. - Юридический институт - на юг; 2) Артиллерийская ул. - улица Потёмкина-на юг; 3) Российская ул., 53/1 - Плавательный бассейн - на север; 4) Российская ул., 40 - Плавательный бассейн - на юг; 5) Российская ул., 49 - дворец спорта ЧЭМК - на север; 6) Российская ул., 36 - Дворец спорта ЧЭМК - на юг; 7) Победы пр-т - Магазин "Юрюзань" -на восток; 8) напротив Университетской Набережной, 123а стр.1 - многофункциональный центр - на север; 9) Университетская Набережная, 66а/2 - Чичерина -на запад; 10) напротив Университетской набережной, 103 - Чичерина - на восток; 11) напротив Университетской набережной, 97 - улица 40-летия Победы - на восток; 12) Университетская Набережная, 61 - Наркома Малышева - на восток.
В материалах дела представлена переписка между заказчиком и индивидуальным предпринимателем по вопросам исполнения контракта.
Письмом от 18.12.2023 N 037-01-05/17835 Комитет дорожного хозяйства города Челябинска сообщил ИП Яковлевой О.В. о назначенном ответственном лице по контракту со стороны заказчика, попросил еженедельно направлять информацию о ходе выполнения контракта.
В письме от 31.01.2024 N 23-1029/01 проектировщик уведомил заказчика о том, что с начала действия контракта невозможно выполнить съемку и геодезические работы, "так как в местах, подлежащих съемке и проектированию, снежные завалы", попросил продлить сроки действия контракта.
Комитет дорожного хозяйства города Челябинска письмом от 13.02.2024 N 037-01-05/2083 отказал ИП Яковлевой О.В. в продлении сроков выполнения работ, указав, что "с целью выполнения съемки объектов с примыкающими улицами, а также благоустройства (в том числе: тротуары, зеленые насаждения, газоны), обустройства (в том числе: дорожные знаки, перильное ограждение, барьерное ограждение, светофорные объекты), остановок общественного транспорта, искусственных сооружений с составлением абрисов в достаточной мере для выполнения работ необходимо самостоятельно подготовить территорию в границах производства работ и выполнить вышеуказанные мероприятия с целью исполнения муниципальных контрактов".
Заказчик в письме от 06.03.2024 N 037-01-05/3599 уведомил проектировщика о том, что по состоянию на 06.03.2024 ИП Яковлева О.В. не представил проектную документацию в полном объеме, чем нарушил пункт 3.1 контракта, затребовал в срок до 11.03.2024 предоставить информацию об исполнении контракта, а также представить проектную документацию в полном объеме.
Требование, претензия от 28.03.2024 N 037-01-05/5054 указывает на нарушение проектировщиком сроков исполнения обязательств по контракту, установлен срок выполнения работ и предоставления результатов до 01.04.2024.
Заказчиком в материалы дела представлены поступившие от проектировщика файлы, представляющие собой "схемы устройства остановок".
Важно отметить, что такие файлы не сформированы с использованием единой информационной системы, не подписаны через ЕИС, следовательно, указанные действия индивидуального предпринимателя невозможно рассматривать как результат исполнения обязательств по контракту.
Письмом от 28.05.2024 N 037-01-05/8191 заказчик направил проектировщику решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято Комитетом дорожного хозяйства города Челябинска, а также сформировано с использованием единой информационной системы 28.05.2024.
Дата расторжения контракта определена заказчиком как 10.06.2024, информация о расторжении контракта опубликована заказчиком в ЕИС 10.06.2024.
Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.
При этом, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что материалами дела подтверждается неисполнение подрядчиком обязательств по контракту.
Следовательно, основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически подтверждаются материалами дела (представленными документами и информацией).
Необходимо отметить, что в силу пункта 1 статьи 719 ГК РФ предусмотрено право подрядчика на приостановку работ, в соответствии с которой подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, не предоставление материалов, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 719 ГК РФ, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 719 ГК РФ).
Факт выполнения подрядчиком работ, соответствующих условиям заключенного контракта, совершения действий, направленных на сдачу работ, в том числе размещения и направления посредством единой информационной системы заказчику документа о приемке в какой-либо части, не нашла подтверждение на заседании Комиссии (электронные документы об исполнении контракта в ЕИС отсутствуют). Доказательств совершения действий, направленных на исполнение обязательств по контракту, в материалы дела ИП Яковлевой О.В. также не представлено.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
С учетом характера правовых последствий включения индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
Частью 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением о закупке, снизил цену контракта на 13,18 %.
ИП Яковлевой О.В. нарушены условия контракта N 23-102952 от 12.12.2023, подрядчик работы в соответствии с условиями контракта не выполнил, результат выполнения работ не достигнут.
Действия ИП Яковлевой О.В. явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность Комитета дорожного хозяйства в спроектированных остановочных пунктах не удовлетворена, проектно-сметная документация по объекту: "Ремонт улично-дорожной сети города Челябинска" не разработана.
Подтверждения невозможности индивидуальным предпринимателем выполнить требуемые работы в установленные контрактом сроки в материалы дела не представлено.
Из представленных заказчиком в материалы дела информации и документов, пояснений следует, что проектировщик своевременно к исполнению обязательств по контракту не приступил, информацию о лицах, уполномоченных представлять интересы во взаимоотношениях с другой стороной в целях исполнения контракта также не представлен, обязательства в соответствии с положениями контракта не исполнил, работы разработке проектно-сметной документации не выполнил, действия, направленные на сдачу работ, в том числе размещение и направление посредством единой информационной системы заказчику документа о приемке в какой-либо части, не совершил. Более того, Комиссия антимонопольного органа не располагает документами, которые подтверждали бы выполнение работ в соответствии с условиями контракта, что свидетельствует о существенности нарушения условий контракта.
Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) определены случаи, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр. Однако в рассматриваемой закупке указанные обстоятельства отсутствуют.
Индивидуальный предприниматель не исполнил условия контракта.
Следовательно, в действиях ИП Яковлевой О.В. содержатся признаки недобросовестного поведения, являющегося основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА*:
Включить сведения, представленные Комитетом дорожного хозяйства города Челябинска об Индивидуальном предпринимателе Яковлевой Ольге Владимировне (ИНН 745106156386), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 июня 2024 г. N 074/10/104-1268/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024