Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 21 июня 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Брокер Групп" (далее - ООО "Брокер Групп", заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки о проведении электронного аукциона на выполнение работ по организации благоустройства территории, ограниченной ул. Октябрьской, ул. Красноармейской, ул. им. А.Н. Иванова, Набережной реки Уй, и обеспечение безопасности на объектах водно- зеленого каркаса в г. Троицке Челябинской области (извещение N 0169300008224000283), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Управления по капитальному строительству Администрации города Троицка (далее - Заказчик): Барсовой Н.В., действующей на основании доверенности N 11 от 07.06.2024;
- представителя Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка (далее - Уполномоченный орган): Швецовой Е.Г., действующей на основании доверенности N 2647 от 17.06.2024;
- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.06.2024 поступила жалоба ООО "Брокер Групп" на положения извещения об осуществлении закупки о проведении электронного аукциона на выполнение работ по организации благоустройства территории, ограниченной ул. Октябрьской, ул. Красноармейской, ул. им. А.Н. Иванова, Набережной реки Уй, и обеспечение безопасности на объектах водно- зеленого каркаса в г. Троицке Челябинской области (извещение N 0169300008224000283) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 04.06.2024 в 15:52.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 000 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 13.06.2024 09:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0169300008224000283 от 13.06.2024, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Заявитель считает не соответствующим законодательству о контрактной системе установление в извещении о проведении закупки Дополнительные требования в соответствии с пунктом 9 требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Дополнительные требования), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571), предусматривающим наличие у участника закупки опыта выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, поскольку НМЦК по аукциону не превышает 5 000 000, 00 рублей.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы, в которых согласился с доводами жалобы Заявителя, указав, что установление Дополнительных требований допущено вследствие технической ошибки.
Уполномоченный орган поддержал доводы Заказчика.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 12 части 1статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Из указанного следует, что в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, с учетом специфики объекта закупки в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 и подпунктом "н" пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
При этом, частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Дополнительных требований подтверждением наличия опыта по выполнению работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, является наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, согласно абзацу 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 Дополнительных требований применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
НМЦК по аукциону составляет сумму 5 млн. рублей.
В этой связи, установление Дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, предусмотренных пунктом 9 Приложения к Постановлению N 2571, с учетом того, что НМЦК не превышает 5 млн. рублей, не соответствует части 6 статьи 31, пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, абзацу 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
При этом, Комиссия отмечает, что Заявитель не подавал заявку на участие в аукционе, что свидетельствует об отсутствии его материально-правовой заинтересованности в участии в закупке.
Более того, из сведений, размещенных в ЕИС в реестре контрактов, а также в реестре договоров, заключаемых по Закону N 223-ФЗ, не следует наличия опыта Заявителя по исполнению государственных, муниципальных контрактов, а также договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.
Вместе с тем, пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.
В этой связи, принимая во внимание обращение Заказчика (вх. N 9604-ЭП/24 от 19.06.2024) с пояснением о текущей потребности Заказчика в немедленном выполнении работ, являющихся объектом закупки, с учетом их сезонного характера, а также ввиду соответствия единственного участника аукциона установленным Дополнительным требованиям, Комиссия считает целесообразным не выдавать обязательное для исполнения предписание по данной закупке.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Брокер Групп" на положения извещения об осуществлении закупки о проведении электронного аукциона на выполнение работ по организации благоустройства территории, ограниченной ул. Октябрьской, ул. Красноармейской, ул. им. А.Н. Иванова, Набережной реки Уй, и обеспечение безопасности на объектах водно- зеленого каркаса в г. Троицке Челябинской области (извещение N 0169300008224000283) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, абзаца 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе заказчику, уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июня 2024 г. N 074/06/105-1288/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024