рассмотрев по видеоконференции жалобу заявителя ООО "Аника" (вх. N6092/ж от 07.06.2024, ЕИС от 06.06.2024 г.) на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" при проведении закупки N 0311100002624000075 на предмет: Оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию помещений и инженерных систем, включающих в себя инженерно-техническое и санитарно-гигиеническое содержание помещений зданий КНИТУ-КАИ,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0311100002624000075 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 20.05.2024 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 996 695,28 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, изучения документации открытого конкурса приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о неверном формирования в один лот объект закупки и установления Постановления Правительства РФ N2571 для двух различных вида работ и услуг.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Согласно письменным пояснениям заказчика, в состав услуг, оказываемых в рамках закупки, входит в частности: комплексная уборка внутренних помещений, генеральная уборка нежилых помещений с мебелью и предметами интерьера, мойка окон с внутренней стороны, уборка и содержание в надлежащем санитарном и техническом состоянии прилегающих территорий при этом исходя из расчета начальной (максимальной) цены контракта, совокупная стоимость данных услуг составляет 20 160 017,28 рублей, следовательно, Заказчиком в извещении установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 36 Приложения к Постановлению N2571.
В рамках данной закупочной процедуры осуществляется закупка комплекса услуг, при этом цена услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту составляет менее миллиона рублей, в то время как цена услуг по уборке зданий составляет большую часть от начальной (максимальной) цены контракта, в связи с чем дополнительные требования к участникам закупки в отношении данных видов работ (услуг) (техническое обслуживание и текущий ремонт) не подлежит установлению.
В ходе анализа сведений, размещенных в извещении и проверке документации, Комиссия Татарстанского УФАС России установила, что в извещении о проведении закупки был установлен код ОКПД2 81.29.1 "Услуги по чистке и уборке прочие" и код ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные".
В описании объекта закупки извещения, Заказчиком установлены в том числе услуги, как по санитарно-гигиеническому содержанию внутренних помещений - 22 100,0 м и уборке прилегающей территории - 31 759,0 м
так и по инженерно-техническому обслуживанию индивидуальных тепловых пунктов.
В соответствии с позицией 14 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупок согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению, а именно для работы, услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений устанавливаются следующие дополнительные требования:
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений;
- цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно позиции 36 раздела VI приложения к Постановлению N 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Позиции 14 раздела II и 36 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию помещений и инженерных систем, включающих в себя инженерно-техническое и санитарно-гигиеническое содержание помещений зданий КНИТУ-КАИ.
Так, НМЦК в рассматриваемой закупке по инженерно-техническому обслуживанию индивидуальных тепловых пунктов установлена в размере 336 012,00 руб., что не превышает порог, предусмотренный пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Так, НМЦК в рассматриваемой закупке по санитарно-гигиеническому содержанию внутренних помещений - 22 100,0 м и уборке прилегающей территории установлена в размере 20 160 017,28 руб., что превышает порог, предусмотренный пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае установление в извещении дополнительных требований к участникам закупки согласно позиции 36 раздела VI приложения к Постановлению N 2571 применимо, так как установленное НМЦК касательно услуги по чистке и уборке прочие превышает 1 млн. рублей.
Также исходя из представленных пояснений представителя Заказчика, из описания объекта закупки однозначно следует, что оказанию подлежит именно комплекс услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию помещений и инженерных систем, включающих в себя инженерно-техническое и санитарно-гигиеническое содержание помещений зданий, то есть комплексное обслуживание в том смысле, который придан этим услугам. Закупка комплексных услуг инженерно-техническое и санитарно-гигиеническое обслуживание, предусмотрено в отношении одних и тех же помещений, оборудования, принадлежащих Заказчику, что является целесообразным и экономически обоснованным для хозяйствующего субъекта, что не вызывает необходимости в проведение закупки отдельными лотами в отношении каждой отдельной услуги.
Таким образом, услуги, включенные в объект закупки, имеют общее функциональное назначение и выполняются для достижения единой цели по комплексному обслуживанию помещений Заказчика.
Таким образом, Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки по поз. 36 Постановление Правительства РФ N2571.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
2. Касательно довода заявителя о выборе заказчиком неверного способа закупки.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Часть 6 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
По смыслу ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
Согласно письменным пояснениям заказчика выбранные ОКПД 2 не включены в Перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
ОКПД 2 - 81.29.11 (Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации), 81.22.11 (Услуги по мытью окон), 81.21.10 (Услуги по общей уборке зданий), которые содержатся в Перечне Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, не могут являться самостоятельным объектом закупки, так как данные услуги входят в состав комплекса услуг. В данном случае не могут применяться для определения поставщика, так как не включают весь комплекс услуг, необходимый КНИТУ-КАИ, а именно услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию здания, включающему инженерно-техническое и санитарно-гигиеническое содержание помещений, оборудования и прилегающей территории.
Комиссия Татарстанского УФАС России в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме установила, объектом закупки является оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию помещений и инженерных систем, включающих в себя инженерно-техническое и санитарно-гигиеническое содержание помещений зданий КНИТУ-КАИ.
Заказчик установил код ОКПД2 81.29.1 "Услуги по чистке и уборке прочие", ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные", код ОКПД2 71.20.13.000 "Услуги в области испытаний, исследований и анализа целостных механических и электрических систем".
Выбранные Заказчиком коды ОКПД2 не включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Таким образом, Заказчик вправе осуществить определение исполнителя указанных услуг путем проведения открытого конкурса в электронной форме с учетом требований Закона о контрактной системе.
Довод жалобы не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя ООО "Аника" (вх. N6092/ж от 07.06.2024, ЕИС от 06.06.2024 г.) на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" при проведении закупки N 0311100002624000075 на предмет: Оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию помещений и инженерных систем, включающих в себя инженерно-техническое и санитарно-гигиеническое содержание помещений зданий КНИТУ-КАИ необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
Л.А. Акперова |
|
Р.В. Минигалиева |
Исп.: Минигалиева Р.В. Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 13 июня 2024 г. N 016/06/42-778/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024