Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. председателя Комиссии: |
Кучеевой А.С. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Албычаковой А.Р. - специалиста 1 разряда, |
|
Никитиной И.Г. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителей заказчика ГАУЗ "Альметьевская ММБ" - Бритовой М.А., Кассировой Н.Е. (по доверенности), в отсутствии представителя заявителя ООО "Фарм-СТ", о месте и времени рассмотрения жалобы, извещенного надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "Фарм-СТ" (вх. 6044/ж от 06.06.2024 г., ЕИС от 05.06.2024 г.) на действия заказчика - ГАУЗ "Альметьевская ММБ" при проведении электронного аукциона N 1011500002224000088 на предмет: "Поставка лабораторных реагентов (к гематологическому анализатору МЕК 6500К) для ГАУЗ "АММБ" на 2024 г.";
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N 1011500002224000088 на предмет: "Поставка лабораторных реагентов (к гематологическому анализатору МЕК 6500К) для ГАУЗ "АММБ" на 2024 г." размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 29.05.2024 г.
Суть жалобы: по мнению заявителя, при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя, позиции заказчика и изучения документации приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неправомерности установления требования к химическому составу.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
Объектом закупки является "лабораторные реагенты (к гематологическому анализатору МЕК 6500К".
Согласно представленным доводам заявителя, указанный в описании объекта закупки состав реагентов идентичен составу оригинальных реагентов МЕК производства Nihon Kohden, Япония.
Также согласно доводам заявителя, установление требования к химическому составу ведет к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Согласно представленным письменным пояснениям заказчика следует, что в соответствии с инструкциями по применению к анализатору Nihon Kohden при эксплуатации измерительного лабораторного оборудования специалисты КДЛ всегда обязаны работать строго по руководству по эксплуатации анализаторов, в том числе использовать сертифицированные реагенты, рекомендуемые производителем.
Также из представленных пояснений заказчика, в руководстве оператора к анализатору МЕК 6500 прописаны требования к использованию только реагентов Nihon Kohden, в противном случа6е точность результатов измерений не гарантируется, а неподходящая концентрация реагентов может привести к повреждению оборудования.
ГАУЗ "АММБ" представил Комиссии Татарстанского УФАС России сертификат и предупреждение от производителя анализатора Nihon Kohden Europe GmbH, также была представлена инструкция по применению реагентов для автоматических гематологических анализаторов МЕК.
Проанализировав данную инструкцию и сертификат производителя, Комиссия Татарстанского УФАС России установила следующее, производителем подтверждается необходимость использования оригинальных, реагентов строго производства Nihon Kohden, также было установлено, что никакие реагенты, произведенные другими компаниями, не проходили испытания и не были допущены к использованию с гематологическими анализаторами МЕК Nihon Kohden.
Таким образом, Комиссия отмечает, что заказчик установил требования к закупаемому товару, исходя из своей потребности, из назначения закупаемого товара.
Заказчик поясняет, что ГАУЗ "АММБ" является многопрофильным межрайонным медицинским учреждением, которое осуществляет оказание медицинской помощи всему юго-востоку Республики Татарстан. В медицинскую организацию поступают тяжелые экстренные пациенты кардиологического, травматологического, нейрохирургического, кардиохирургического профилей для оказания экстренной медицинской помощи в сложных клинических случаях, при которых важна точная безошибочная диагностика, и исправность оборудования для выдачи незамедлительного точного результата.
Кроме того, из выводов, изложенных в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А45-33748/2022, следует, что использование аналогов медицинских изделий без учета мнения производителя медицинского изделия, совместно с которым предполагается его эксплуатация, является недопустимым, не отвечает требованиями эффективности и безопасности использования медицинского изделия.
Заказчику при формировании описания объекта закупки надлежит соблюсти не только принцип обеспечения конкуренции, но и принцип эффективности закупки.
При этом принцип эффективности закупки, в рассматриваемом случае, может быть соблюден только при закупке заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности заказчика.
При этом действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность жалобы, не предоставил, таким образом Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 1011500002224000088 на предмет: "Поставка лабораторных реагентов (к гематологическому анализатору МЕК 6500К) для ГАУЗ "АММБ" на 2024 г.", Комиссией Татарстанского УФАС России выявлено следующее.
На основании части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе, при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о контрактной системе, Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статье 45 настоящего федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно части 18 статьи 44 закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участникам закупок, являющимися иностранными лицами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2023 г. N 579 "Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами" (далее - Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 N 579) определены особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками, являющимися иностранными лицами.
Данное Постановление вступило в силу с 1 июня 2023 г.
В извещении о проведении электронного аукциона от 29.05.2024 г. установлен следующий порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии: "Обеспечение заявки предоставляется в виде независимой гарантии или путем внесения на счет денежных средств. Способ обеспечения определяется участником закупки самостоятельно. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, Перечень которых установлен Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р. Независимая гарантия должна отвечать требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок. Участник закупки для подачи заявки выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в ЕИС".
Извещение о проведении закупки N1011500002224000088 размещено 29.05.2024 г., установлено обеспечение заявки в размере 4 798,60 рублей, однако заказчик не применил Постановление правительства N579.
Заказчиком установлен ненадлежащий порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, положения данного порядка не содержат особенности, установленные Постановлением Правительства N 579.
Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 16 части 1 статьи 42, части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 10.04.2023 N 579, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме не установлен порядок предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками, являющимися иностранными лицами.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу заявителя ООО "Фарм-СТ" (ИНН:2636801680) (вх. N 6044/ж от 06.06.2024 г., ЕИС от 05.06.2024 г.) на действия заказчика - ГАУЗ "Альметьевская межрайонная многопрофильная больница" при проведении электронного аукциона N 1011500002224000088 на предмет: "Поставка лабораторных реагентов (к гематологическому анализатору МЕК 6500К) для ГАУЗ "АММБ" на 2024 г.", необоснованной.
2.Признать заказчика ГАУЗ "Альметьевская межрайонная многопрофильная больница" нарушившим требования пункта 16 части 1 статьи 42, части 18 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 10.04.2023 N 579.
3.Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя Комиссии: |
А.С. Кучеева |
Члены Комиссии: |
А.Р. Албычакова
И.Г. Никитина |
Исп. Албычакова А.Р.
тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 13 июня 2024 г. N 016/06/33-804/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024