Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей заказчика: Деревцовой М.А. (доверенность N б/н от 09.01.2024); Падериной А.Ю. (доверенность N б/н от 09.01.2024); представителей заявителя: Караева Н.С. (доверенность N б/н от 10.06.2024), 2 Спылаева Д.О. (доверенность N б/н от 10.06.2024), Фоминой Е.С. (доверенность N б/н от 10.06.2024); представителя уполномоченного органа: Пестряковой О.Л. (доверенность N 22 от 01.04.2024), рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, приказом Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N 19/23, в дистанционном режиме жалобу Индивидуального предпринимателя Металиченко Ирины Михайловны (далее - Заявитель) и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России 05.06.2024 поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Металиченко Ирины Михайловны, согласно которой заказчиком при проведении запроса котировок в электронной форме: "Ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов (Система ультразвуковой визуализации сердечно сосудистой системы) для обеспечения нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Поликлиника N 6"" (извещение N 0163200000324003453) были допущены нарушения Закона, которые выразились в установлении характеристик к закупаемому товару, совокупности которых соответствует товар единственного производителя (при этом в жалобе не конкретизировано наименование такого производителя); в нарушение требований Закона при описании объекта закупки неверно определен код КТРУ. Государственным заказчиком по данному запросу котировок в электронной форме является Министерство здравоохранения Смоленской области (далее - Заказчик), уполномоченным органом - Главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы. Заказчик представил письменные возражения по существу жалобы, с доводами жалобы не согласился. На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, Комиссия
установила
следующее. 30.05.2024 уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено Извещение N 0163200000324003453 о проведении запроса котировок в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 196 341,40 руб. (далее - НМЦК).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.06.2024 NИЗК1 на участие в запросе котировок в электронной форме 3 была подана 1 (одна) заявка участника закупки, которая была признана соответствующей требованиям Извещения и участник закупки получил право заключить государственный контракт.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования), утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Согласно пункту 2 Правил формирования под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с Правилами.
Согласно пункту 12 Правил формирования код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 19 Правил формирования в позиции каталога в соответствии со статьей 33 Закона может включаться дополнительная информация о конкретных товарах, работах, услугах, в том числе информация о характеристиках таких товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, 4 ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Указанная информация формируется в том числе производителями и (или) поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Основания и порядок формирования и включения такой информации в каталог определяются уполномоченным органом по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона. При проведении предусмотренных Законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона соответственно.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик в случаях, предусмотренных Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, 5 требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14 Закона федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 данной статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных 6 государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Меры стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878).
Согласно части 4 статьи 14 Закона федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 данной статьи. Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н). Объектом спорной закупки является поставка ультразвукового аппарата для исследования сердца и сосудов (Система ультразвуковой визуализации сердечно сосудистой системы) для обеспечения нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Поликлиника N 6" (код позиции КТРУ: 26.60.12.132 00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы"; включен в каталог 18.03.2019, обязателен к применению с 01.07.2019).
Описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к Извещению (далее - Техническое задание). В Техническом задании указаны требования к техническим, качественным характеристикам (функциональным характеристикам) требуемого к поставке товара - система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы. Товарный знак в описании объекта закупки не указан.
В соответствии с Извещением Заказчиком были установлены условия и ограничения допуска продукции в соответствии с требованиями Постановления N 878 и Приказом N 126н.
Согласно сведениям, размещенным в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сайте единой информационной системы в 7 сфере закупок код КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" применяется при осуществлении закупок оборудования по номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 192070 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" со следующим назначением: "Комплект работающих от сети (сети переменного тока) изделий, разработанных для проведения экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур визуализации сердца и кровеносных сосудов (эндосонографии или эндоскопии). Включает систему программного обеспечения, которая поддерживает целый ряд статистических исследований и специфических кардиологических исследований в режиме реального времени для диагностирования анатомических дефектов сердца, определения характеристик потока крови и функциональных/анатомических проблем, ассоциированных с инфарктом миокарда. Генерирует ультразвуковые импульсы, направляет их в область воздействия, определяет ультразвуковое эхо и обрабатывает полученную информацию для вывода на дисплей статистических или динамических двух- или трехмерных (3-D) изображений". При этом в позиции кода КТРУ 26.60.12.132-00000011 отсутствуют функциональные характеристики товара (обязательные (рекомендуемые)), которые заказчики вправе установить при формировании описания объекта закупки, что позволяет заказчикам самостоятельно определять технические характеристики, закупаемого товара, но в рамках функционального назначения оборудования, соответствующего указанному коду КТРУ. Следовательно, Заказчик при описании объекта закупки должен был учитывать требования статьи 33 Закона. Комиссией также установлено, что коды КТРУ, на которые ссылается Заявитель ("Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" 26.60.12.132 00000036 и 26.60.12.132-00000037), были включены в каталог 05.12.2022; обязательны к применению с 01.03.2023.
Согласно описанию по классификатору в отношении вышеуказанных кодов позиции КТРУ, закупаемое в рамках кодов оборудование должно иметь следующее назначение "Стационарный или передвижной (например, на колесах) комплект изделий, разработанных для сбора, отображения и анализа ультразвуковых изображений во время целого ряда экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур ультразвуковой визуализации (эндосонографии или эндоскопии) (например, для ультразвуковой визуализации во время кардиологических, родовспомогательных и гинекологических, эндоскопических процедур, исследований молочной железы, простаты, сосудов, хирургии внутренних нарушений). Состоит из работающего от сети (сети переменного тока) блока для обработки данных с интегрированным программным обеспечением и монитором. Обычно представляет собой мобильное устройство, которое может поддерживать целый ряд датчиков и систем программного обеспечения; могут быть включены ультразвуковые датчики". В разделе "Описание товара, работы услуги" вышеуказанных позиций КТРУ содержатся обязательные и дополнительные технические, качественные, функциональные характеристики товара, которые Заказчиком должны быть установлены при описании объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охраной здоровья граждан является система мер политического, экономического, правового, социального, научного, 8 медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Качеством медицинской помощи является совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона установлено, что данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, закупка оборудования в рамках контракта обусловлена спецификой работы лечебно-профилактических учреждений и потребностям Заказчика. Закупаемое оборудование ("Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы") предполагается использовать в лечебно профилактических учреждениях с целью проведения определенного перечня исследований, которые позволяют в кратчайшие сроки провести диагностику пациентов. Закупка универсального оборудования (которое предлагается Заявителем приобрести по позициям кодов КТРУ 26.60.12.132-00000036 и 26.60.12.132-00000037) не отвечает его потребностям. Установлено, что закупка оборудования ("Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы") осуществляется Заказчиком в рамках регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения в Смоленской области" (далее - Региональная программа).
Согласно приложению N 8 к Региональной программе для ОГБУЗ "Поликлиника N 6" запланирована покупка ультразвукового аппарата для исследования сердца и сосудов. Комиссией Управления установлено, что код КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" не противоречит потребностям Заказчика и функциональным назначением закупаемого оборудования; данный код КТРУ не исключен из каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сайте единой информационной системы в сфере закупок, что свидетельствует о возможности его применения при осуществлении закупок; описание объекта спорной закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона. При этом, контрольный орган в сфере закупок не наделен полномочиями по определению потребности Заказчика, а именно по вопросу того, какая позиция КТРУ в большей или меньшей степени будет удовлетворять его потребность, ввиду чего, Комиссии не представляется возможным установить, что используемый в данной закупочной процедуре код позиции КТРУ является менее оптимальным для удовлетворения потребности Заказчика в закупаемом товаре. Кроме того, из представленных документов следует, что техническим 9 характеристикам требуемого к поставке оборудования соответствует товар разных производителей:
- система ультразвуковая производства GE LOGIQ Р9;
- система ультразвуковая производства SIUI Apogee;
- система ультразвуковая диагностическая Afflniti производства Philips.
Комиссия Управления отмечает, что основной целью осуществления закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе является приобретение качественных товаров (работ, услуг), характеристики и потребительские свойства которых отвечают действительным потребностям заказчика При этом Заявитель в жалобе не представил доказательств неправомерности установления спорных требований, а также о невозможности поставить необходимый Заказчику товар с указанными в Извещении характеристиками.
Таким образом, жалоба Заявителя признается необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Металиченко Ирины Михайловны на положения Извещения государственного заказчика - Министерства здравоохранения Смоленской области, уполномоченного органа - Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы при проведении запроса котировок в электронной форме: "Ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов (Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы) для обеспечения нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Поликлиника N 6"" (извещение N 0163200000324003453) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии:
2024-2653
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 13 июня 2024 г. N 067/06/33-355/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024