На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении управления ЖКХ администрации МО город-курорт Геленджик при проведении закупки по п. 4) ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе N 7707637 (ИКЗ 24 32304040400230401001 0048 000 0000 243) на оказание услуг по комплексу финансово-технических контрольных мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения точного соблюдения определяемых проектом стоимости, сроков, объёмов и качества производимых работ и строительных материалов: Капитальный ремонт зеленых насаждений Кабардинского сельского округа на 2024 год), в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение ИП Медведева О.В., в котором указывает, что Заказчиком в извещении о проведении закупки неправомерно установлены требования к участникам закупки.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.05.2024 года на официальном сайте https://krd-market.rts-tender.ru размещена закупка N 7707637 (ИКЗ 24 32304040400230401001 0048 000 0000 243) на оказание услуг по комплексу финансово-технических контрольных мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения точного соблюдения, определяемых проектом стоимости, сроков, объёмов и качества производимых работ и строительных материалов: Капитальный ремонт зеленых насаждений Кабардинского сельского округа на 2024 год).
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 993,66 руб.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1) частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п.1 "Технического задания" установлены "Обязанности исполнителя":
"- ежедневно находиться на контролируемом объекте в период с 09.00 до 17.00 (с понедельника по пятницу), ежедневно предоставлять Заказчику информацию о проделанной работе в виде отчета с приложением фотоматериала.
- иметь соответствующие допуски, которые дают право осуществлять строительный контроль за выполнением работ в соответствии с законодательством РФ;
- для осуществления строительного контроля на Объекте Исполнитель обязан иметь в штате специалистов по специальности "Землеустройство; Лесное хозяйство";
-на этапе подачи заявки предоставить свидетельство о квалификации 7 уровня (специалист по организации строительства)".
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно позиции ФАС России:
В письме Минстроя России от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 "Об осуществлении строительного контроля саморегулируемыми организациями, выполняющими функции технического заказчика" указано:
"Исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса.
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 Кодекса.
В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера".
Таким образом, установленные в п.1 "Технического задания" требования к Исполнителю нарушают п. 1) ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 15, ч.22, ч.23 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика - управления ЖКХ администрации МО город-курорт Геленджик установлено нарушение п. 1) ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику - управлению ЖКХ администрации МО город-курорт Геленджик выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 июня 2024 г. N 023/06/93-2937/2024 (ключевые темы: саморегулируемые организации - строительный контроль - функции технического заказчика - капитальный ремонт - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024