рассмотрев жалобу ИП Пономарева И.Д. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "НИИ-ККБ N1" МЗ КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Кассеты и биопсийные прокладки для патологоанатомического отделения)" (извещение N 0818500000824004114) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования в "Описании объекта закупки" установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым с доводами не согласны. "Описание объекта закупки" составлено в соответствии с потребностью Заказчика и соблюдением Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
05.06.2024 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Кассеты и биопсийные прокладки для патологоанатомического отделения)" (извещение N 0818500000824004114). Заказчик - ГБУЗ "НИИ-ККБ N1" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 422 760,00 руб.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Из содержания пункта 6 Правил следует, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Заявитель считает, что указанные обоснования дополнительных требований не соответствует пункту 6 Правил.
Вместе с тем законодательство не устанавливает требования к форме или содержанию обоснования необходимости использования в описании объекта закупки дополнительной информации, по отношению к описанию, содержащемуся в каталоге товаров, работ, услуг.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым Заказчик обосновал дополнительные характеристики.
В частности, уменьшение количества отверстий способствует замедлению процесса инфильтрации парафина, что негативно сказывается на качестве исследуемого образца при использовании стандартного протокола проводки, используемого в лаборатории. Наличие дополнительных отверстий на гистологических кассетах способствует лучшей циркуляции реагентов в процессе лабораторной пробоподготовки и способствует улучшению качества диагностического материала без риска потери материала.
Устройство крышки-язычок трапециевидной формы требуются для ориентации кассеты наклонной поверхностью к оператору. Учитывая, что патологоанатомическим отделением выполняется значительный объем исследований, такое требование позволяет легко различать и идентифицировать разные виды кассет на этапах гистологической обработки, хранения и архивирования материала, а также снижает риски допущения ошибок при идентификации исследуемых материалов.
Потребительское свойство товара - это свойства товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей. Таким образом, указанные в описании объекта закупки заказчиком характеристики о расположении и количестве отверстий относятся к дополнительным потребительским свойствам.
В результате мониторинг рынка медицинских изделий выявлен, как минимум, товар двух производителей, соответствующих установленным в описания объекта закупки характеристикам, в том числе:
1. "Кассеты гистологические HistoSafe по ТУ 32.50.50-034-51560189-2017". Производитель ООО "Орион", Россия, Регистрационное удостоверение РЗН 2039/8146 от 21.02.2019 г.;
2. "Гистологическая и биопсийная кассета с интегрированной или съемной крышкой по ТУ 32.50.50-008-48072026-2023". Производитель ООО "Компания Совтех", Россия, Регистрационное удостоверение РЗН 2024/22458 от 22.04.2024 г.
Заявитель в жалобе указывает, что для второй позиции, наиболее подходящим является позиция КТРУ 32.50.50.000-00000528.
В соответствии с пунктом 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Гистологические кассеты предназначены для удержания образцов тканей, подлежащих гистологическому исследованию в процессе проводки и заливки, создания парафинового блока, обработки, встраивания, секционирования и хранения материала в специализированных лабораториях и центрах, больницах и научно-исследовательских учреждениях.
Гистологическому исследованию подлежат любые ткани, получаемые при диагностических или лечебных манипуляциях (операциях): эндоскопические биопсии пункционные, толстоигольные биопсии, трепанобиопсии. аспирационные биопсии, инцизионные биопсии, операционные биопсии, операционный материал, соскобы. самопроизвольно отделившиеся фрагменты тканей, ткани, полученные при родах и абортах.
Для проводки тканей следует выбирать соответствующий тип кассет, чтобы избегать множество артефактов и ошибок при гистологическом исследовании. Пренебрежение этим в ряде случаев, может стать причиной диагностических ошибок.
Потеря гистологического материала повлечет ненадлежащее оказание медицинской помощи, а именно анализ на гистологию является основой дифференцирования онкологических заболеваний от неонкологических.
В начале процедуры необходимо правильно выбрать размер кассеты. Если выбрана слишком большая кассета, есть риск того, что ориентация ткани сместится, либо в слишком маленькую кассету ткань может не поместится. Для проводки ткани следует выбирать соответствующий тип кассет, чтобы избегать дополнительной деформации, сдавления или утраты образцов. Не следует исходить из принципа "один размер кассет подходит для любых образцов".
Позиция КТРУ 32.50.50.000-00000528 описывает иной товар, отличный от того, который требуется Заказчику.
Вместе с тем, Техническое задание составлено согласно требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. В "Описании объекта закупки" указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Все технические параметры, указанные в техническом задании, являются существенными и обоснованы потребностями Заказчика.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Согласно протоколу N0818500000824004114-ЭА подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.06.2024 г. на участие подано две заявки, снижение цены составило 24,4%. Заказчик получил предложения от разных производителей.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Пономарева И.Д. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000824004114).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 июня 2024 г. N 582/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024