Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Медика", в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Красноярская районная больница" Мотыленко Ирины Юрьевны (доверенность N748 от 06.06.2024 года) и Дусбаевой Гульнары Серековны (доверенность N30АА1041677 от 18.11.2020 года), в отсутствие представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок", на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также на основании информации Общества с ограниченной ответственностью "Медика", провела внеплановую проверку государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Красноярская районная больница" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" на предмет соблюдения ими требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку медицинского оборудования (Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов) (номер закупки 0825500000724001820), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 04.06.2024 года поступила информация Общества с ограниченной ответственностью "Медика" (далее - ООО "Медика", Заявитель) о нарушении государственным заказчиком - Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Астраханской области "Красноярская районная больница" (далее также - ГБУЗ АО "Красноярская РБ", Заказчик) и уполномоченным органом - Государственным казенным учреждением Астраханской области "Региональный центр организации закупок" (далее - ГКУ АО "РЦОЗ", Уполномоченный орган) требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку медицинского оборудования (Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов) (номер закупки 0825500000724001820) (далее - аукцион).
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 17.06.2024 года в 14 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа в Управлении по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505.
Заявитель и Уполномоченный орган участие своих представителей в проведении внеплановой проверки не обеспечили, в назначенное время к интернет-видеоконференции не подключились.
Представители Заказчика приняли участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 17.06.2024 года на 18.06.2024 года в 15 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа.
Заявитель и Уполномоченный орган участие своих представителей в проведении внеплановой проверки не обеспечили, в назначенное время к интернет-видеоконференции не подключились.
Представители Заказчика приняли участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия рассмотрела указанную информацию, а также документы, предоставленные Заказчиком, провела внеплановую проверку и установила следующее.
27.05.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку медицинского оборудования (Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов) (номер закупки 0825500000724001820) (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 320 250,00 рублей.
Из информации Заявителя следует, что определенной Заказчиком совокупности характеристик объекта закупки соответствует товар только одного производителя - "Детро Хелскеа Кимья Санайи А.Ш.", Турция.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе регламентировано, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из совокупного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 20.09.2021 NПИ/79427/21, законодательству и судебной практике, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.
При этом, Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств, что предъявляемым им к товару требованиям описания объекта закупки отвечает товар иных производителей.
Следовательно, в извещении в нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлены такие значения характеристик требуемого к поставке товара, совокупности которых соответствует товар только одного производителя, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с заключением контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ГБУЗ АО "Красноярская РБ" и ГКУ АО "РЦОЗ" нарушившими часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку медицинского оборудования (Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов) (номер закупки 0825500000724001820).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Е.М. Балтыкова
Члены Комиссии Р.Р. Умерова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 июня 2024 г. N 030/10/99-646/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024