Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Заказчика - представителя по доверенности,
От Исполнителя - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи обращение Заказчика - Департамента коммунального хозяйства и транспорта Администрации Ямальского района о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения муниципального контракта N 0190300000423001452 от 22.01.2024 на проектные работы, включающие перечень мероприятий по реконструкции, модернизации и (или) новому строительству водопроводных сетей, цена контракта 2 964 636,26 (извещение N 0190300000423001452) с ООО "Резинатехинвест", и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.05.2024 (далее - решение Заказчика).
Из решения Заказчика следует, что 22.01.2024 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 0190300000423001452 от 22.01.2024 на проектные работы, включающие перечень мероприятий по реконструкции, модернизации и (или) новому строительству водопроводных сетей.
Пунктом 1.4. Контракта предусмотрен срок выполнения работ с момента заключения контракта по 30 марта 2024.
Согласно пункту 3.1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), согласно условиям настоящего контракта, в срок, установленный п. 1.4. контракта, а также законными и обоснованными указаниями Заказчика в процессе выполнения работ, не представляющими собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
В нарушение указанных условий по состоянию на 27 мая 2024 Подрядчиком не выполнены условия контракта.
В связи с вышеизложенным, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 13.06.2024 N ЕГ/1898/24, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-396/2024 из которых следует, что основания для включения информации о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют, по следующим причинам:
В соответствии с пунктом 1.1. и 1.2. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению проектных работ, включающих перечень мероприятий по реконструкции, модернизации и (или) новому строительству водопроводных сетей (далее - работы). Подрядчик выполняет работы, указанные в пункте 1.1., в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), собственными силами и средствами, с применением своих инструментов, конструкций, с использованием своего оборудования, из своих материалов, в соответствии с условиями настоящего контракта. Заказчик обязуется принять надлежаще выполненные работы и оплатить их выполнение в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно п. 1.4. Контракта срок его исполнения - с момента заключения контракта по 30 апреля 2024 года.
Пропуск срока сдачи работ по контракту действительно имеет место, но его причиной явилась не недобросовестность Подрядчика, а затягивание многочисленных согласований со стороны Заказчика, предусмотренных как самим контрактом, так и непосредственной необходимостью для успешного выполнения работ.
Так, согласно п. 19 Технического задания к контракту в рамках исполнения 1 этапа исполнения контракта Подрядчик предоставляет Заказчику технический отчет по результатам предпроектного обследования зданий и сооружений, расположенных на территории с. Яр-Сале Ямальского района, принадлежащих Администрации Ямальского района и эксплуатируемых АО "Ямалкоммунэнерго". В дальнейшем, по результатам его рассмотрения, подразумевается, что от заказчика поступит уведомление согласовании отчета и продолжении дальнейших работ с его учетом.
В рамках исполнения договора Подрядчиком в полном объеме выполнен первый этап работ - указанный отчет 18.03.2024 направлен в адрес Заказчика, однако какого-либо ответа на него не последовало.
В этот же день 18.03.2024 в адрес Заказчика был направлен запрос исх. N 20, в котором было указано на необходимость предоставления пожарной характеристики района выполнения работ, содержащую сведения:
1) Количество людей, проживающих в с. Яр-Сале;
2) Характер застройки, максимальная высота зданий;
3) Список зданий по классу пожарной опасности.
Надлежащее выполнение работ по контракту без данных сведений не представлялось возможным, т.к. предметом контракта являются работы в области водопроводных сетей, в ходе которых необходимо учитывать указанные сведения, ввиду использования водопроводной сети при тушении пожаров.
Срок ответа на запрос заключённым контрактом прямо не предусмотрен, однако с учетом общего срока исполнения контракта, очевидно, что согласование должно быть произведено Заказчиком в скорейший, разумный срок.
Продолжить работы без данной информации Подрядчик возможности не имел. Ввиду того, что в разумный срок необходимая информация не поступила, запрос был направлен повторно, однако пожарная характеристика района выполнения работ была представлена Заказчику лишь 03.05.2024, т.е. уже за сроком выполнения работ по контракту, что и вызвало задержку выполнения работ.
Несмотря на объективно существующие вышеуказанные затруднения 27.05.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения данного контракта. (Размещено в ЕИС 28.05.2024)
В рамках ликвидации возможных нарушений Подрядчиком осуществлен выезд к месту проведения работ, работы выполнены в полном объеме, документы о выполнении загружены в ЕИС 07.06.2024, т.е. в пределах десятидневного срока, регламентированного ст. 95 Закона о контрактной системе.
В дальнейшем от Заказчика поступили некоторые замечания, которые были исправлены 09.06.2024, и направлены Заказчику. Какого-либо мотивированного отказа от Заказчика не поступало.
Возможность исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту поставлена в прямую зависимость от выполнения Заказчиком его встречных обязательств.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 3.4.5. Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
22.01.2024 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 0190300000423001452.
27.05.2024 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 10.06.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам:
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России изучив документы, имеющиеся в материалах дела, оценив поведение ООО "Резинатехинвест" на предмет добросовестности/недобросовестности и фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к следующим выводам:
Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установлены полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, по ведению данного реестра.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции (пункт 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Следовательно, решение вопроса о включении (отказе во включении) сведений в реестр недобросовестных поставщиков не является предметом усмотрения уполномоченного органа, ведение данного реестра должно обеспечивать реализацию вышеуказанного публичного интереса.
Таким образом, при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Противоположный подход к толкованию положений Закона о контрактной системе носит формальный характер, противоречит публично-правовым целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, позволяя поставщикам, сорвавшим выполнение государственного (муниципального) контракта, сохранять право на участие в закупочных процедурах, ставя под угрозу удовлетворение государственных (муниципальных) нужд, затрудняя формирование должной конкурентной среды.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Частью 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в существенном нарушении им условий контракта.
Из представленных документов и указанных выше сведений не усматривается наличие прямого умысла Подрядчика, направленного на уклонение от исполнения контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с указанным отсутствуют достаточные основания полагать, что Поставщик допустил виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Подрядчиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "Резинатехинвест" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
У Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Подрядчик совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта также не представлены.
Из материалов дела следует, что Подрядчиком выполнен первый этап работы, был предоставлен технический отчет по результатам предпроектного обследования.
Заказчик был уведомлён о необходимости предоставить информацию для дальнейшего выполнения обязательств по контракту. Однако эти меры так и не были приняты Заказчиком.
Подрядчик должным образом информировал заказчика обо всех обстоятельствах, затрудняющих выполнение работ.
Во избежание нарушений условий контракта, в десятидневный срок, регламентированный ст. 95 Закона о контрактной системе, Подрядчик осуществил выезд к месту проведения работ, выполнил работы, что подтверждается актом N 424 от 07.06.2024 г. сдачи-приемки выполненных услуг, размещенном в ЕИС.
На заседании комиссии были рассмотрены документы, предоставленные Подрядчиком, которые подтверждали его заинтересованность в исполнении контракта и принятие мер для надлежащего выполнения обязательств.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия Сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков недобросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Резинатехинвест", представленную Департаментом коммунального хозяйства и транспорта Администрации Ямальского района по факту одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта от 22.01.2024 N 0190300000423001452 от 22.01.2024 на проектные работы, включающие перечень мероприятий по реконструкции, модернизации и (или) новому строительству водопроводных сетей, цена контракта 2 964 636,26 (извещение N 0190300000423001452), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 июня 2024 г. N 089/10/104-396/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024