Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранова И.В. - председателя комиссии, заместителя руководителя управления, - Клевцовой А.А. - члена комиссии, начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, - Войновой М.К. - члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственных и муниципальных закупок, при участии посредством видео-конференц-связи:
- Крайновой Г.В. - представителя Администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области по доверенности (доверенность от 17.06.2024 Nисх-103-344502/24), - Гайсиной С.М. - представителя ИП Варданяна А.Р. по доверенности (доверенность от 17.06.024 Nб/н), 2024-12868 2 осуществив проверку по факту одностороннего отказа Администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области (далее также - Администрация, заказчик) от исполнения контракта, заключенного с индивидуальным предпринимателем Варданяном Агароном Размиковичем (далее также - ИП Варданян А.Р., индивидуальный предприниматель) по результатам определения поставщика путём проведения открытого конкурса на право заключения контракта по объекту закупки: "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в границах Балахнинского муниципального округа Нижегородской области в рамках реализации Проекта инициативного бюджетирования "Вам решать!", номер извещения 0132600005524000022,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту. Заслушав представителей заказчика и индивидуального предпринимателя и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам. 05.03.2024 в единой информационной системе и на электронной торговой площадке РТС- 2024-12868 3 тендер размещено извещение по объекту закупки: "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в границах Балахнинского муниципального округа Нижегородской области в рамках реализации Проекта инициативного бюджетирования "Вам решать!"", номер извещения 0132600005524000022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 996 082,32 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.03.2024 NИЭОК1 ИП Варданян А.Р. и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения об открытом конкурсе и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом комиссия приняла решение заключить контракт с ИП Варданян А.Р. по цене 13 700 000,00 рублей. 08.04.2024 по результатам рассмотренного открытого конкурса между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, а также на основаниях и в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Контрактом.
В соответствии с разделом 1 Контракта определен предмет договора: "Подрядчик по заданию Муниципального заказчика обязуется выполнить работы по ремонту автомобильных дорог в границах Балахнинского муниципального округа Нижегородской области в рамках реализации Проекта инициативного бюджетирования "Вам решать!" (далее Объект/Объекты), (далее - работы), и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, в сроки, установленные настоящим Контрактом.". Из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что: "В соответствии с п. 12.1.
Контракта, в связи с неисполнением Подрядчиком в назначенный срок требования Исх-103-279703/24 от 17.05.2024, несоблюдением условий Контракта, выразившееся в том числе в том, что работы по объектам Нижегородская область, Балахнинский муниципальный округ:
- ул.Фруктовая в р.п.Лукино;
- ул.Маршала Жукова в г.Балахна не произведены, Администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 22-ЭК/2024 от 08 апреля 2024 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в границах Балахнинского муниципального округа Нижегородской области в рамках реализации Проекта инициативного бюджетирования "Вам решать!", в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по основаниям, предусмотренным статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.". Из пояснений представителя индивидуального предпринимателя следует, что подрядчик приступил к исполнению Контракта, но не смог в силу независящих от него обстоятельств их завершить, письмом исх. N 18 от 14.05.2024 подрядчик сообщил, что ввиду неблагоприятных 2024-12868 4 погодных условий в апреле-мае 2024 года на территории проведения работ имела место задержка срока выполнения работ по контракту N 22-ЭК/2024 от 08.04.2024, т.к. выполнение работ в период выпадения обильных осадков привело бы к нарушению технологии работ и неполучению заказчиком необходимого результата выполнения таких работ. Указанные обстоятельства привели к вынужденному простою при выполнении работ и не позволили выполнить в полном объеме запланированные работы в срок. Одновременно, являясь ответственным и добросовестным исполнителем, Подрядчик также сообщил об обстоятельствах, препятствующих дальнейшему исполнению заключенных контрактов - по причине проведенного оперативного вмешательства и послеоперационной реабилитации в настоящее время Варданян А.Р. не имеет возможности завершить выполнение работ на объектах. Являясь индивидуальным предпринимателем Варданян А.Р., лично осуществляет организацию выполнения работ и операционный контроль за ходом работ, что объективно невозможно стало в возникшей ситуации. Для целей подтверждения описанных обстоятельств в адрес заказчика предоставлены подтверждающие медицинские документы. Возникновение данных обстоятельств сторона не могла объективно предвидеть до заключения контракта в связи с чем просила отнестись к сложившейся ситуации с пониманием и не применять в отношении подрядчика штрафных санкций.
На основании вышеизложенного в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, которые стороны не могли предусмотреть на момент заключения контрактов, а также из-за невозможности прогнозирования сроков устранения обстоятельств, влекущих простой выполнения работ. Подрядчик просил расторгнуть контракты N 22-ЭК/2024 от 08.04.2024 и N 20-ЭК/2024 от 15.04.2024 по соглашению сторон. 17.05.2024 от Заказчика на электронную почту поступило уведомление о необходимости направления представителя 17.05.2024 года в 15:00 по адресу г. Балахна ул. Энгельса д.1 для составления акта о выполнении работ по муниципальному контракту от "08" апреля 2024 года N 22-ЭК/2024 Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в границах Балахнинского муниципального округа Нижегородской области в рамках реализации Проекта инициативного бюджетирования "Вам решать!". Письмом исх. N 20 от 17.05.2024 Подрядчик уведомил об отсутствии физической возможности присутствия ввиду ухудшения состояния здоровья, о чем ранее уведомлял заказчика и просил повторно удовлетворить ходатайство о расторжении контракта по соглашению сторон. В этот же день Заказчик направил претензию, согласно которой требует незамедлительно приступить к выполнению своих обязательств по контракту до 20.05.2024, предварительно уведомив Муниципального заказчика о начале производства работ. 28.05.2024 поступила претензия от Заказчика с требованием об оплате штрафных санкций. Подрядчик платежными поручениями N 191 и 192 от 29.05.2024 оплатил штраф в размере 955 480.29 и неустойку (пени) за просрочку в размере 15436,61. что подтверждается письмом исх. 28 от 29.05.2024 и копиями платежных поручений (прилагаются). Однако от Заказчика в ответ 31.05.2024 поступил односторонний отказ от исполнения Контракта. Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что внесение сведений в отношении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности. При этом в рассматриваемом случае, по мнению Комиссии 2024-12868 5 Нижегородского УФАС России, недобросовестные действия, направленные на умышленное уклонение от исполнения государственного контракта, отсутствуют.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, 2024-12868 6 исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом). Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 31.05.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств. 31.05.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 31.05.2024 (дата размещения в единой информационной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт расторгнут заказчиком - 11.06.2024.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Учитывая вышеизложенные обстоятельства Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ИП Варданяна А.Р. в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно. Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных 2024-12868 7 нужд" и Правилами, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные Администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области в отношении ИП Варданяна А.Р., в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии: И.В. Баранов Члены комиссии: А.А. Клевцова М.К. Войнова Исп.Родионова Ю.С. тел.8(831) 431-73-87, вн.052-702 2024-12868
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 18 июня 2024 г. N РНП 52-149-25-ЮР
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024