Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Иванова А.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; члены Комиссии: Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; с участием в заседании Комиссии Курганского УФАС России посредством видеоконференцсвязи представителей: Заказчика - Департамента информационных технологий и цифрового развития Курганской области (далее - Департамент, Заказчик) Киселевой Е.А., действующей на основании доверенности N 2 от 28.09.2023, Сорокина К.С., действующего на основании доверенности N 1 от 10.06.2024, Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области", Уполномоченное учреждение) Колдина А.Н., действующего на основании доверенности N 2 от 22.04.2024, Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ТДЮС" (далее - ООО "ТДЮС", Заявитель) Шевченко А.И., действующей на основании доверенности б/н от 06.06.2024, рассмотрев жалобу ООО "ТДЮС" на действия заказчика - Департамента информационных технологий и цифрового развития Курганской области при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг на продление лицензий на право использования программы для ЭВМ "Контур.Толк" (извещение N 0843500000224003237), руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5.3.9 Положения, ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 6.1.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 07.06.2024 в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "ТДЮС" (вх. N 2450/24) на действия заказчика - Департамента информационных технологий и цифрового развития Курганской области при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг на продление лицензий на право использования программы для ЭВМ "Контур.Толк" (извещение N 0843500000224003237).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе. В жалобе Заявитель указывает, что в Техническом задании (Описание объекта закупки) Заказчиком указано наименование - Оказание услуг на продление лицензий на право использования программы для ЭВМ "Контур.Толк". Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно не предусмотрено предоставление эквивалента, что нарушает положения Закона о контрактной системе, а также нарушает права участников закупки и ограничивает конкуренцию. Заявитель указывает, что производители отечественного ПО для ЭВМ "IVA", "Vinteo", "МТС Линк" допускают возможность работы со сторонними платформами ВКС, в том числе и отечественными. Заявитель указывает, что обязательное обоснование отсутствия альтернатив, предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, однако Заказчиком оно не представлено. Заявитель просит приостановить определение подрядчика до рассмотрения жалобы по существу; признать жалобу обоснованной; провести внеплановую проверку; отменить закупку; выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы, по существу.
В соответствии с данной нормой права Курганским УФАС России у Заказчика, Уполномоченного учреждения были запрошены письменные пояснения с правовым и документальным обоснованием по доводам жалобы Заявителя. Представители Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласны по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просит признать жалобу необоснованной. Представитель Уполномоченного учреждения с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласен по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просит признать жалобу необоснованной. Руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 04.06.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) (ЕИС) опубликовано извещение N 0843500000224003237 об осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг на продление лицензий на право использования программы для ЭВМ "Контур.Толк". Размещение осуществляется Уполномоченным учреждением - Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области". Заказчик - Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области. Начальная (максимальная) цена контракта - 321 300,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 11.06.2024 07:00 (МСК+2).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 14.06.2024. 13.06.2024 в 12:18 (МСК+2) в извещении размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0843500000224003237, в котором указано, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок была подана единственная заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения и Закона о контрактной системе. На момент рассмотрения жалобы Заявителя контракт не заключен. Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы и сведения, представленные Заказчиком и Уполномоченным учреждением, приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам. Правоотношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, определено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
3) запрос котировок в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе). Часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, гласит, что электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, перечислен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов. В части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, прямо прописан перечень электронных документов, размещаемых в составе извещения. 04.06.2024 Уполномоченным учреждением размещено извещение N 0843500000224003237 на оказание услуг на продление лицензий на право использования программы для ЭВМ "Контур.Толк" в ЕИС.
В соответствии с положениями части 2 статьи 42 в составе извещения размещены следующие документы:
- Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, - Проект контракта, - Описание объекта закупки (Техническое задание), - Требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в Техническом задании объектами закупки является - оказание услуг на продление лицензий на право использования программы для ЭВМ "Контур.Толк". Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в силу требований Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В составе жалобы Заявитель отмечает, что Заказчиком неправомерно предъявлены требования к объекту закупки, а именно в описании объекта закупки указано фирменное наименование без сопровождающих слов "или эквивалент" при закупке услуг на продление лицензий на право использования программы для ЭВМ "Контур.Толк" для проведения видеоконференций. По мнению Заявителя, Заказчик не подтверждает специфику использования продукции "Контур.Толк", ввиду которой невозможно предложить продукты других производителей, в том числе отечественных, для проведения видеоконференций.
В соответствии с положениями части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, Заказчиком представлены возражения на жалобу, а также документы, которые подтверждают использование программы для ЭВМ "Контур.Толк", а именно копии: лицензионного договора N z010450026/22 от 23.06.2022 на право использования программы для ЭВМ "Контур.Толк", акта сдачи-приемки N 22931583082 от 23.06.2022, договора N К088251/23 от 17.05.2023 на право использования программы для ЭВМ "Контур.Толк", акта сдачи-приемки N 23931953127 от 02.06.2023, платежного поручения N 274 от 06.06.2023 (оплата по договору N К088251/23 от 17.05.2023), скриншот из личного кабинета в программе "Контур.Толк", из содержания которого следует, что для работы данного сервиса Заказчику необходимо продлить тариф до 24.06.2024.
Все вышеперечисленное подтверждает, что Департаментом на протяжении как минимум двух лет осуществляется использование программы для ЭВМ "Контур.Толк", что данное программное обеспечение установлено на компьютерах сотрудников Департамента. Кроме того, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что пункт 1 Технического задания (Описание объекта закупки) содержит обоснование указание фирменного наименования системы "Контур.Толк", а именно - "Предоставление эквивалента недопустимо из-за уже затраченных средств заказчика на внедрение, сопровождение и обучение сотрудников работе в Системе.".
Также представители Заказчика в своих возражениях отмечают, что программа для ЭВМ "Контур.Толк" выбрана исходя из потребностей Заказчика, как соответствующая необходимым к использованию в деятельности Департамента требованиям.
Согласно лицензионному договору от N К088251/23 от 17.05.2023 АО "Производственная фирма "СКБ Контур", предоставило Заказчику право использования Контур.Толка на условиях (неисключительной) лицензии (пункт 2.1 Договора). Для продления лицензии на право использования программы для ЭВМ "Контур.Толк" Заказчиком осуществляется конкурентная процедура, чтобы обеспечить работоспособность уже имеющегося у Департамента программного обеспечения после 24.06.2024.
Комиссия Курганского УФАС России, изучив представленные материалы и сведения, установила, что действия Заказчика, установившего в описании объекта закупки указание на конкретное фирменное наименование без использования слов "или эквивалент", не противоречат Закону о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы ООО "ТДЮС" необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки вышеуказанной закупки, Комиссией Курганского УФАС России нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не установлено. Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТДЮС" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель Председателя Комиссии: / А.В. Иванова
Члены Комиссии: / А.А. Голуб / М.П. Чеботина
2024-2098
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 14 июня 2024 г. N 045/06/33-316/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024