Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Брокер Групп" (далее - ООО "Брокер Групп", Заявитель) на действия Муниципального казённого учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства", Заказчик) при проведении электронного аукциона на техническое перевооружение котельной, расположенной по адресу: Тюменская область, Сладковский район, с. Александровка, ул. Школьная, 15 а (реестровый номер закупки 0167300007824000021),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС поступила жалоба ООО "Брокер Групп" на действия МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" при проведении электронного аукциона на техническое перевооружение котельной, расположенной по адресу: Тюменская область, Сладковский район, с. Александровка, ул. Школьная, 15 а (реестровый номер закупки 0167300007824000021).
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы заявителя следует, что Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении участниками закупки документа, подтверждающего членство в саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Заявитель отмечает, что в соответствии изменениями Федерального закона от 01.05.2022 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ цена договора, по которому работы могут выполняться без наличия членства в строительной СРО, составляет от 3 000 000 до 10 000 000 руб. Вместе с тем Н(М)ЦК закупки составляет: 7 811 558,22 руб.
В заседании комиссии представитель участника закупки ООО "Теплоэнерго" поддержал доводы жалобы Заявителя, отметив, что по результатам рассмотрения и оценки заявок участников заявка ООО "Теплоэнерго" была отклонена в связи с не подтверждением членства в СРО.
В свою очередь, представители Заказчика и Администрации Сладковского муниципального района с доводами жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Сладковского муниципального района выступила организатором проведения электронного аукциона на техническое перевооружение котельной, расположенной по адресу: Тюменская область, Сладковский район, с. Александровка, ул. Школьная, 15 а в интересах Муниципального казённого учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
Информация о закупке 24.05.2024 была размещена в Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167300007824000021.
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 811 558,22 руб.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в Приложении N 4 к Извещению о проведении закупки (требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению) установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке (далее - требования) в соответствии с п. 1 разд. 1 которого заявка на участие в закупке должна содержать Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, из чего следует, что подтверждением соответствия участника закупки установленному требованию, является наличие соответствующих сведений об участнике закупки в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, снова объектов капитального строительства и их обязательствах (https://reestr.nostroy.ru/).
В заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что при установлении требования к участникам закупки о членстве в СРО руководствовался положениями п. 2 ст.52 ГрК РФ, Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Перечень) Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Раздел III Перечня предусматривает в частности следующие виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
- Устройство и демонтаж системы газоснабжения (п. 15.3);
- Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха (п. 15.4);
- Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных (п. 19);
- Монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок (п. 19.5);
- Ввод газопровода в здания и сооружения (п. 19.7);
- Монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ (п. 19.8);
В примечании к перечню указано, что вышеуказанные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако, Комиссия считает необходимым отметить, что с 1 июля 2017 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ отменено требование о получении допуска СРО на выполнение работ, включенных в перечень, предусмотренный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, соответственно допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, в настоящее время не действуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 (далее - ГрК РФ), работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, согласно п. 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов (10 000 000) рублей.
Таким образом, выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда имеют право индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами соответствующей СРО, за исключением случаев, указанных в ч. 2, 2.1, 2.2 ст. 52 ГрК РФ (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Учитывая, что начальная максимальная цена контракта (7 811 558,22 руб.) не превышает 10 000 000 руб., Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о необоснованном установлении заказчиком требования к участникам о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, снова объектов капитального строительства и их обязательствах и нарушении положений пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что рассматриваемые действия заказчика повлекли необоснованное отклонение участника закупки N 181 (ООО "Теплоэнерго") в связи с отсутствием сведений об участнике закупки в едином реестре о членах СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (протокол от 06.06.2024 N 0167300007824000021).
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что установленное нарушение законодательства о контрактной системе является существенным и повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия решила выдавать в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Брокер Групп" на действия МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" при проведении электронного аукциона на техническое перевооружение котельной, расположенной по адресу: Тюменская область, Сладковский район, с. Александровка, ул. Школьная, 15 а (реестровый номер закупки 0167300007824000021) обоснованной.
2. Признать МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" нарушившей требования п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 июня 2024 г. N 072/06/44/103/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024