Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" обращение Администрации Заводоуковского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Бомок" (ИНН 5947002044) (далее - ООО "Бомок", Общество, Исполнитель) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по уборке здания Гилевской сельской администрации и прилегающей к ней территории (реестровый номер закупки: 0167300030623000039).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение заказчика в лице Администрации Заводоуковского городского округа о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Бомок" (ИНН 5947002044) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по уборке здания Гилевской сельской администрации и прилегающей к ней территории (реестровый номер закупки: 0167300030623000039).
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила).
Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ООО "Бомок" представлены письменные пояснения и документы, просит сведения в отношении общества не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между Администрацией Заводоуковского городского округа и ООО "Бомок" по результатам проведенного электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300030623000039) заключен муниципальный контракт от 01.12.2023 N 0167300030623000039_185290 на оказание услуг по уборке здания Гилевской сельской администрации и прилегающей к ней территории на сумму 73 458,08 руб.
Срок оказания услуг: с 09 января 2024 года по 31 декабря 2024 года (п. 2.1 Контракта).
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 31 января 2025 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту. С момента размещения в единой информационной системе и подписанного Заказчиком Контракта он считается заключенным. (п. 8.1 Контракта).
В соответствии с условиями указанного контракта, Исполнитель обязуется оказать услуги по уборке здания Гилевской сельской администрации и прилегающей к ней территории (далее "услуги") в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги. (п. 1.1).
В соответствии с условиями Контракта Исполнитель обязан:
- оказать услуги с надлежащим качеством, в полном объеме и в период, указанный в п.2.1. настоящего Контракта (п. 4.1 Контракта);
Заказчик вправе осуществлять контроль надлежащего оказания Исполнителем услуг по Контракту (п. 4.4 Контракта).
Пунктом 7.4 Контракта установлено, что для проверки выполненных Исполнителем работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
К настоящему обращению Заказчика приложены следующие документы, сведения, материалы, подтверждающие ненадлежащее исполнение условий настоящего контракта:
- Письмо Заказчика от 07.05.2024 N 63 в адрес Исполнителя, уведомляющее о проведении 08.05.2024 осмотра помещений и составлении Акта о нарушении обязательств. Заказчиком также отмечено, что с 06.05.2024 по 07.05.2024 Исполнителем обязательства по контракту не исполняются (Акты о нарушении обязательств от 06.05.2024, 07.05.2024 в материалы дела не приложены);
- Акт о нарушении обязательств по контракту от 08.05.2024, в соответствии с которым Заказчиком в связи с наличием загрязнений, тем, что сухая и влажная уборка не осуществлялись, мусор из урн не убран, установлен срок устранения нарушения обязательств по Контракту Исполнителем до 13.05.2024;
- Претензия от 20.05.2024, Заказчик со ссылкой на Акт о нарушении обязательств от 08.05.2024, уведомил Исполнителя, что с 06.05.2024 по 20.05.2024 обязательства по контракту не исполняются (Акты о нарушении обязательств за указанный период в материалы дела не приложены);
- Претензия от 04.06.2024 N 92 в которой Заказчик со ссылкой на Акт о нарушении обязательств от 08.05.2024, Претензией от 20.05.2024, уведомил Исполнителя, что с 06.05.2024 по 04.06.2024 обязательства по контракту не исполняются (Акты о нарушении обязательств за указанный период в материалы дела не приложены). Размер пени составил: 773,76 руб.
- Письмо об оплате услуг по муниципальному контракту от 04.06.2024 N б/н, в согласно которому 03.06.2024 Исполнителем направлен документ о приёмке на сумму: 6 121,50 руб., однако в связи с тем, что с 06.05.2024 по 04.06.2024 обязательства по контракту не исполняются, Заказчик уведомил Общество, что услуги со стороны Исполнителя за май 2024 года оказаны на сумму 612,15 руб.
Иных документов, подтверждающих ненадлежащее исполнение условий Контракта Заказчиком в материалы дела не представлено.
Комиссией Управления установлено, что стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта составляет: 25 098,15 руб. (34% от цены контракта, что подтверждается документами о приемке выполненных работ, размещенными в ЕИС).
Согласно Документам о приемке поставленных товаров, выполненных работ за январь - апрель 2024 года, Исполнителем ежемесячно оказывались услуги на сумму 6 121,50 руб. (1/12 от суммы Контракта), соответственно Исполнителем условия Контракта до мая 2024 года исполнялись в полном объёме.
В заседании комиссии представитель Заказчика отметил неоднократное, систематическое нарушение условий контракта Исполнителем в период с 06.05.2024 по 04.06.2024.
В свою очередь представитель Исполнителя выразил несогласие с доводом представителя Заказчика о наличии неоднократного неисполнения обязательств по контракту (помимо установленного Заказчиком 08.05.2024).
Частями 2, 3 ст. 720 ГК РФ установлено, что Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Таким образом, в случае установления недостатков в работе Исполнителя, Заказчиком данные недостатки должны быть отражены в документах, удостоверяющих приёмку товаров, работ, услуг.
Комиссия Управления считает необходимым отметить, что электронная переписка Заказчика с Исполнителем от 21.05.2024, в отсутствие официальных Актов о неисполнении условий контракта не имеет правового значения и не свидетельствует о нарушении условий Контракта Исполнителем.
Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункта 3 статьи 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.3 Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
При принятии решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основанию нарушения Подрядчиком вышеуказанных условий Контракта, решение вступает в силу при неустранении Подрядчиком нарушений в срок, установленный в Федеральном законе от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая неисполнение обществом своих обязательств, 24.05.2024 Заказчик, руководствуясь п. 3 ст. 723 ГК РФ, ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе пунктом 8.3 Контракта от 24.05.2024 N 0167300030623000039_185290 принял решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе 24.05.2024 было направлено заказчиком в адрес Поставщика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок и получено обществом в тот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 24.05.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Исполнителем допущенные нарушения условий Контракта в регламентированный законом срок не были устранены.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 04.06.2024.
Соответственно 04.06.2024 контракт по уборке здания Гилевской сельской администрации и прилегающей к ней территории расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке.
Принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленном законом порядке не признанно недействительным.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пп. "а" п. 15 разд. III Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено, что заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Тюменское УФАС России отмечает, что принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от контракта, не влечет для антимонопольного органа необходимость автоматического включения сведений о хозяйствующем субъекте в РНП, поскольку служит исключительной, специальной мерой ответственности, требующей достаточных правовых оснований.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в рамках своих полномочий, а также иные действия, совершенные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком, приходит к выводу, что действия поставщика (подрядчика, исполнителя) были направлены на исполнение контракта. Доказательств умышленного и намеренного уклонения поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения обязательств по контракту или иных неопровержимых доказательств недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссии Тюменского УФАС России представлено не было, факт существования таких доказательств Комиссией Тюменского УФАС России не установлен.
Комиссия Управления, ознакомившись с доводами представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав документы, сведения, приложенные в материалы дела, установила, что за исключением акта о нарушении обязательств по контракту от 08.05.2024, каких-либо иных документов, подтверждающих ненадлежащие оказание Исполнителем услуг по уборке в период с 06.05.2024 по 04.06.2024 в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах Комиссия Тюменского УФАС России не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что поставщик (подрядчик, исполнитель) должен быть подвержен такой строгой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и прочее). Такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией Тюменского УФАС России не установлено.
В этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России отсутствуют достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО "Бомок".
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Бомок" (ИНН 5947002044) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по уборке здания Гилевской сельской администрации и прилегающей к ней территории (реестровый номер закупки: 0167300030623000039) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 июня 2024 г. N РНП-72-79/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024