Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Хлебников М.В.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Радина З.С.;
В присутствии представителей посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГБОУ БРГИ 3 им. М.Г. Рахимова
- без участия.
Уполномоченное учреждение: ГКУ РБ "РЦТ"
- в присутствии представителя.
Рассмотрев информацию, содержащую признаки нарушения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Государственным комитетом Республики Башкортостан по конкурентной политике, Министерством образования и науки Республики Башкортостан при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0801500001124000158 ("Капитальный ремонт зданий литер А, Ж и переходов ГбОУ БРГИ 3 им. М.Г. Рахимова по адресу: Республика Башкортостан, г Кумертау, ул. Карла Маркса, 36" в рамках регионального проекта "Модернизация школьной системы образования Республики Башкортостан" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования") и в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
Во исполнение поручения ФАС России NМЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан осуществлен мониторинг закупок, в ходе которого обнаружены признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Законом о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий (ч.3 ст.99).
В рамках наделенных полномочий, Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) провела внеплановую проверку действий Заказчика, Уполномоченного органа и установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.06.2020 N 363 "О централизованных закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Башкортостан" Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов" является учреждением, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В адрес Уполномоченного учреждения от заказчика поступила заявка, на основании которой 09.02.2024 в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" опубликованы извещение и документы электронного конкурса N 0801500001124000158
"Капитальный ремонт зданий литер А, Ж и переходов ГБОУ БРГИ 3 им. М.Г. Рахимова по адресу: Республика Башкортостан, г Кумертау, ул. Карла Маркса, 36" в рамках регионального проекта "Модернизация школьной системы образования Республики Башкортостан" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"".
Начальная (максимальная) цена контракта 49 431 785,71 рублей.
Срок окончания подачи заявок - 26 февраля 2024 года.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 27 февраля 2024 года.
В рассматриваемой закупке приняло участие 7 заявок.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного конкурса от 13 июня 2024 года по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании победителем заявки иод идентификационным номером 3 - Общество с ограниченной ответственностью "Альянс". Электронный конкурс признан состоявшимся. С победителем электронного конкурса заключен контракт и находится на стадии исполнения.В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктами 1-13 настоящей статьи.
В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Руководствуясь ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Между тем, учреждением допущено нарушение вышеуказанных требования действующего законодательства. В частности, ГБОУ БРГИ N 3 неправомерно заключено дополнительное соглашение к государственному контракту, существенно изменяющее его условия и ограничивающее конкуренцию.
Так, по результатам открытого конкурса от 09.02.2024 в рамках реализации национального проекта "Образование" между учреждением ООО "Альянс" заключен гражданско-правовой договор от 11.03.2024 N 08015000011240001580001 (далее - договор, контракт) на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ГБОУ БРГИ N 3 суммой 47 948 840 рублей. Названный контракт подписан директором учреждения Тимербулатовым Шаймуратом Азаматовичем и директором ООО "Альянс" Киреевым Ренатом Талгатовичем.
Согласно пункту 3.2 указанного договора оплата работ производится в течение 7 рабочих дней со дня их приемки, авансирование не предусмотрено. Вместе с тем, 19.03.2024 между подрядчиком и заказчиком заключено дополнительное соглашение N 1, которым предусмотрено авансирование в размере 30% от суммы договора (14 384 652 рублей), то есть изменены существенные условия контракта. Указанное дополнительное соглашение также подписано директором учреждения Тимербулатовым Шаймуратом Азаматовичем и директором ООО "Альянс" Киреевым Ренатом Талгатовичем.
Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 95 Закона учреждением допущено неправомерное изменений существенных условий контракта, что в свою очередь является ограничением конкуренции, поскольку предоставляет ООО "Альянс" более выгодные условия в отличие от первоначальных, предусмотренных проектом контракта.
Более того, в силу пункта 2.3 договора следует: "При исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
2.3.1. Цена Контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения, предусмотренного Контрактом объема работ, качества выполняемых работ и иных условий исполнения Контракта.
2.3.2 При изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации Цены Контракта не более чем на десять процентов Цены Контракта.
2.3.3. В случае, предусмотренном п.5 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до Заказчика в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. При этом в ходе исполнения контракта Стороны согласовывают новые условия Контракта, в том числе размера и (или) сроков оплаты и (или) объема работ".
Таким образом, изменений условий контракта от 11.03.2024 в части выплаты аванса не только нарушает требования ч. 1 ст. 95 Закона, но также противоречит положениям самого договора (п.п. 2.3 - 2.3.3).
Неправомерные действия заказчика, выраженные в заключении дополнительного соглашения от 19.03.2024 N 1, незаконно существенно изменяющего условия контракта, также не могут оправдываться применением положения подпункта "д" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - Постановление).
В частности, независящих от учреждения и ООО "Альянс" обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта без перечисления подрядчику аванса, не имеется.
Кроме того, в силу пунктов 5 и 6 части 1 статьи 3 Закона ГБОУ БРГИ N 3 не является ни государственным ни муниципальным заказчиком, следовательно, положения Постановления по отношению к контракту от 11.03.2024 N08015000011240001580001, заключенному между учреждением и ООО "Альянс", не применимы, поскольку данный договор не является государственным контрактом.
Диспозицией части 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для должностных лиц за изменение условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Приказом Министра образования и науки Республики Башкортостан от 28.12.2021 N 422 Тимербулатов Шаймурат Азаматович назначен на должность директора Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Башкирская республиканская гимназия-интернат N 3 имени первого президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова.
В соответствии со ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 ст. 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия принимает решение предписание не выдавать, так как по данной закупке заключен контракт.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика установлено нарушение ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Хлебников М.В. ;
Радина З.С.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Радина З.С.
тел.(347)2163354, вн.002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 14 июня 2024 г. N ТО002/06/99-1232/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024