Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области:
от Специализированной организации - ГБУ ЛО "Фонд имущества Ленинградской области":
от Заявителя - ООО "Имидж":
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. 7206-ИП/24 от 10.06.2024) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 2,7,8а,11,125,139,126,133,135,135а,164,149,149а,110,110б,121,123,128,129, 129а,136,180 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 31.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 187 892,63 рублей.
Заявитель явку на заседание обеспечил, доводы жалобы поддержал, представители Заказчика и Специализированной организации возражали по доводам, которые указаны в письменных пояснениях.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) определен порядок оценки заявок участников электронного конкурса.
Согласно доводам жалобы (из 9 пунктов) Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком сформировано Извещение с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Порядком рассмотрения и оценки заявок участников (Приложение N4 Извещения) Заказчиком установлено 2 критерия:
1) Ценовой, а именно: "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" со значимостью 60;
2) Неценовой, а именно: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки) со значимостью 40.
В свою очередь неценовой критерий "Квалификация участников закупки" разделен на 4 показателя, а именно:
1) "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов" со значимостью 35 с одним детализирующим показателем оценки "Наличие финансовых ресурсов";
2) "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" со значимостью 20 с одним детализирующим показателем оценки "Наличие транспортных средств, являющихся автобусами среднего класса";
3) "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" со значимостью 30 с одним детализирующим показателем оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
4) "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" со значимостью 15 с одним детализирующим показателем оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Относительно первого довода Заявителя.
Общество считает, что установленный Заказчиком показатель "Наличие финансовых ресурсов" ограничивает конкуренцию, поскольку характеристика "Положительная бухгалтерская отчетность / отрицательная бухгалтерская отчетность" не означает фактически наличие или отсутствие финансовых ресурсов у участника закупки.
Также Заявитель считает, что, поскольку за 2023 год у организации сформировалась отрицательная бухгалтерская отчетность, то он не получит баллы по этому показателю, в чем усматривается ограничение конкуренции.
Комиссией установлено, что разделом III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего Порядка, определено:
"Критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Показатель оценки: "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов".
Детализирующий показатель оценки: "Наличие финансовых ресурсов".
Характеристика: "Положительная бухгалтерская отчетность".
Для оценки заявок по показателю оценки "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов" применяется детализирующий показатель "Наличие финансовых ресурсов", предусматривающий оценку характеристики "Положительная бухгалтерская отчетность", со следующим свойством: наличие положительной бухгалтерской отчетности с отметкой налогового органа. В рамках свойства оценивается наличие положительного финансового результата по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.
Подтверждается предоставлением следующих документов:
- Бухгалтерский баланс (форма по ОКУД 0710001);
- Отчет о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002);
- Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (форма по КНД 1152017).
Участник закупки предоставляет документы в полном объеме и со всеми приложениями в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Непредставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.
В соответствии с установленной шкалой оценки: Под наличием характеристики, образующей детализирующий показатель оценки, понимается представление в составе заявки вышеуказанного перечня документов, содержащего положительную бухгалтерскую отчетность.
Под отсутствием характеристики, образующей детализирующий показатель оценки, понимается представление в составе заявки вышеуказанного перечня документов, содержащего отрицательную бухгалтерскую отчетность и/или предоставление документов, не соответствующих установленным выше требованиям и/или предоставление документов не в полном объеме и/или без соответствующей отметки налогового органа".
Комиссия отмечает, что основной целью проведения конкурса является удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, обеспечение безопасности оказания услуг, при выборе Заказчиком конкурентным способом перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
В этой связи, невозможность получения максимального количества баллов по какому-либо показателю со стороны ООО "Имидж" не может являться безусловным основанием для фиксации нарушения и выявления факта ограничения конкуренции.
Суть проведения конкурса сводится к выбору исполнителя, с учетом его конкурентных преимуществ.
Комиссия считает, что характеристика "Положительная бухгалтерская отчетность / отрицательная бухгалтерская отчетность" могла быть использована при установлении показателя "Наличие финансовых ресурсов" в связи со следующим.
В соответствии с пп. а п. 16 ПП N 2604 Заказчиком установлен показатель оценки "качественные характеристики объекта закупки", в связи с чем в соответствии с п. 17 ПП N2604, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 ПП N2604, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Формирование бухгалтерской отчетности и обязанность по ее представлению в налоговые органы регламентируется Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N402-ФЗ), Положениями о бухгалтерском учете и положениями пп.5.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пп.5.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики, в том числе бюджетные учреждения, обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Законом N 402-ФЗ не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в ЦБ РФ годовую бухгалтерскую отчетность, если иное не предусмотрено вышеуказанным подпунктом.
В соответствии со ст.13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Таким образом, Комиссия не усматривает подтверждения довода, что бухгалтерская отчетность не может анализироваться при установлении показателя "Наличие финансовых ресурсов", поскольку согласно Закону N 402-ФЗ является критерием финансовой деятельности.
Более того, во время заседания Комиссии Заказчик пояснил, что оценка заявок по детализирующему показателю оценки "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов" установлена исходя из возможного срыва пассажирских перевозок.
Так, Администрация в материалы дела предоставила письмо от 11.04.2022, в котором исполнитель по одному из контрактов Заказчика прекратил осуществлять перевозки пассажиров и провоз багажа, со ссылкой на убыточность деятельности предприятия.
Комиссия, проанализировав действующее законодательство, не усматривает нарушений при установления подобного показателя, тем более что из 4 показателей, его значимость составляет только 35% из общих 100%.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что оценка по данному показателю не ограничивает конкурентную, а довод не находит подтверждения.
Относительно второго и третьего доводов Заявителя.
Общество указывает, что показатель оценки: "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" с детализирующим показателем оценки: "Наличие транспортных средств, являющихся автобусами среднего класса" ограничивает возможность получить баллы, поскольку у участника могут присутствовать автобусы большого класса, что повлечет улучшение качества обслуживания, но оцениваться они не будут.
Также Заявитель не согласен с предельным минимальным значением характеристики объекта закупки равным 24 автобусам, кроме того не установлено предельное максимальное значение, которое необходимо заказчику для исполнения данного контракта (Обществом также отмечается, что не установлено предельное максимальное значение в детализирующем показателе "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и необходимых для выполнения работ "водитель с разрешенной категорией D и/или DE").
Комиссия соглашается с доводами Заявителя в части того, что в Порядке оценки установлен перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю "Наличие транспортных средств, являющихся автобусами среднего класса" и необходимых для выполнения работ и он ограничен исключительно автобусами среднего класса.
Во время заседания Комиссии, Заказчик не смог пояснить причины, по которым автобусы большого класса нежели "среднего", не будут подлежать оценке.
Комиссия считает, что подобная детальная конкретизация определенного показателя с уточнением класса без возможности учета лучшего предложения и без соответствующего обоснования ограничивают возможности предложить условия со стороны участников, в результате чего в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, по вышеуказанному нарушению следует отметить, что все участники были в равных условиях и Заявителем не представлено доказательств, что нарушение привело к неправомерному определению победителя даже с учетом начисления ему максимального количества баллов.
Относительно предельного минимального значения характеристики объекта закупки равного 24 автобусам, материалами дела подтверждается, что цифра взята из расчета НМЦК, который делался Заказчиком на основании данного количества автобусов, которые необходимы для перевозки по всем маршрутам.
Аргументы, что ООО "Имидж" способно по вышеуказанному расписанию осуществлять перевозки и с 20 автобусами не опровергают расчеты Заказчика и не свидетельствуют о том, что данный показатель установлен с нарушением ПП N2604.
По доводу Заявителя о неустановлении предельных максимальных значений, Комиссия отмечает, что согласно пункту 18 ПП N2604 если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Поскольку обозначенные показатели определяются количественным значением исходя из анализа буквальной трактовки пункта 18 ПП N2604, которая указывает на то, что оно устанавливается в "случае необходимости таких предельных значений", Комиссия не находит нарушений в вышеуказанной части.
Во время заседания Комиссии представитель Заявителя подтвердил, что ПП N2604 не содержит безусловного требования установления предельного максимального значения характеристики, а представители Заказчика и Специализированной организации указали, что у них отсутствует необходимость установления таких предельных значений.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Относительно четвертого довода Заявителя.
Общество считает, что Заказчиком установлены критерии оценки и требования к содержанию заявки, несоответствующие требованиям ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 220-ФЗ).
Согласно ч. 3 Закона 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
По мнению Общества только вышеуказанные критерии могут использовать Заказчиком при проведении конкурса.
Вместе с тем, Заявитель не учитывает, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления или муниципальным заказчиком муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
ПП N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Статьи 21-24 Закона 220-ФЗ относятся к конкурсам, которые проводит заказчик как организатор торгов по нерегулируемым тарифам, и они не сопряжены со статьей 14 Закона 220-ФЗ.
Такой позиции придерживается Минфин России (Письмо от 1 августа 2017 г. N 24-02-06/49080): "В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона N 220-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее в указанной статье - открытый конкурс). При этом статьями 21 - 24 Закона N 220-ФЗ установлен порядок проведения такого открытого конкурса.
Таким образом, Минфин России приходит к следующим выводам:
1) заключение государственных или муниципальных контрактов на оказание услуг регулярных перевозок по регулируемым тарифам осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, определенных Законом N 220-ФЗ (например, предусмотренных статьей 14 Закона N 220-ФЗ в части требований к документации, порядку обоснования начальной (максимальной) цены контракта);
2) отбор лица, осуществляющего регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, проводится в порядке, установленном Законом N 220-ФЗ, путем проведения открытого конкурса".
Исходя из того, что объект закупки связан с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, то Заказчиком должны использоваться правила проведения конкурса в соответствии с Законом о контрактной системе, установление ценовых и неценовых критериев которых сопряжено с использованием Приостановления Правительства N2604, а не с критериями конкурса, указанных в статье 24 Закона 220-ФЗ.
Аналогичные выводы сделаны судов в рамках дела А56-126113/2023 с участием Ленинградского УФАС России.
На основании чего, доводы Общества о том, что Заказчику следовало применять исключительно требования ст. 24 Закона 220-ФЗ не находят своего подтверждения.
Относительно пятого, шестого, седьмого доводов Заявителя.
Общество отмечает, что в приложении N 2 к контракту ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств, а именно:
2) минимальное количество мест, всего, в том числе для сидения 50;
4) доля транспортных средств, оборудованных для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников: не менее 50%;
13) вид используемого топлива: дизельное.
Комиссия соглашается с аргументами о том, что приложение N 2 к контракту нуждаются в корректировках на основании следующего.
В извещении о закупке указан Класс транспортного средства в рамках категорий М2, М3 ТР ТС 018/2011, Класс II.
В рамках категорий М2, М3 ТР ТС 018/2011 разделяют на Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью свыше 22 пассажиров помимо водителя.
Класс II предназначен для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеющие возможность для перевозки стоящих пассажиров в проходе и (или) на площади, непревышающей площадь двойного пассажирского сидения.
Автобусы данного класса с возможностью перевозки пассажиров из числа инвалидов конструктивно не приспособлены к перевозки пассажиров инвалидов-колясочников.
Кроме того, установленное требование к виду использования топлива: только дизельное, ограничивает исполнителя, так как лишает перевозчика в использовании автобусов с двигателями, работающими на бензине, природном газе или электрической тяге.
Представитель Заказчика указал, что в вышеуказанных пунктах имеются технические ошибки.
По вышеуказанным доводам в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Относительно восьмого, девятого доводов Заявителя.
Заявитель считает, что Заказчиком неверно определена графа N 3 расчета НМЦК, а также неверный расчет цены контракта при установлении максимального срока эксплуатации в 7 лет.
Статьей 22 Закона о контрактной системе установлен порядок определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
При этом органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график (пункт 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Ленинградское УФАС России не обладает полномочиями по рассмотрению вопроса определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги на основании пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Исходя из чего Комиссия уведомляет, что оставляет без рассмотрения вышеуказанные вопросы.
Положения части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предоставляют антимонопольному органу право выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Вместе с тем, такое право должно быть реализовано контролирующим органом с учетом принципов добросовестности и недопущения ущемления прав не только участников закупки, но и заказчика, принимая во внимание необходимость скорейшего удовлетворения его потребностей, соблюдения баланса частных и публичных интересов, своевременного и добросовестного использования бюджетных средств (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Комиссия, руководствуясь данным принципом, считает возможным выдавать предписание, с учетом обстоятельств настоящего дела, на исправление нарушений при заключении контракта.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Имидж" обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 4, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений при заключении контракта;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 июня 2024 г. N 047/06/42-1685/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024