Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, Комиссия контрольного органа в сфере закупок, Комиссия контрольного органа), руководствуясь в соответствии пунктами 6.1.7, 6.4, 6.5. - 6.6., 7.2., 7.7.-7.8. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате проведения в соответствии со статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) проверки в отношении жалобы, поступившей от общества с ограниченной ответственностью "БРОКЕР ГРУПП" (далее - ООО "БРОКЕР ГРУПП", Заявитель),
на действия Заказчика - муниципального предприятия Заполярного района "Севержилкомсервис" (далее - МП ЗР "Севержилкомсервис", Заказчик) при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки: Выполнение работ по капитальному ремонту тепловых сетей и участка сетей ГВС (от ТК N1 до ТК в районе д.11 по ул.Ленина) п. Амдерма (Извещение N 0584300000324000038),
в присутствии представителя Заказчика, действующего на основании доверенности, в отсутствии представителей Заявителя, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) в отношении объекта закупки N 0584300000324000038 поступила жалоба (рег. номер 1173/24). По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика неправомерно установившего в Извещении дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), которые не относятся к объекту закупки.
Согласно представленным в порядке части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной. В своих письменных пояснениях указал, что данное требование установлено поскольку работы будут выполняться на линейном объекте, в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к постановлению Правительства N 2571.
В ходе проведения внеплановой проверки и с учетом информации, изложенной в содержании жалобы, а также представленных документов, которые в совокупной взаимосвязи связаны с правовым анализом обстоятельств предмета закупки и доводов жалобы, Комиссия контрольного органа при предусмотренных правовых основаниях действующего законодательства подходит к следующим выводам.
04.06.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0584300000324000038 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту тепловых сетей и участка сетей ГВС (от ТК N1 до ТК в районе д.11 по ул.Ленина) п. Амдерма, с начальной (максимальной) ценой контракта 10 536 711,08 руб.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно Приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
В Приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по заполнению заявки" установлены требования в соответствии пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе по позиции 8 раздела II приложения к Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Позиция 8 приложения к Постановлению N 2571 устанавливается в извещении о проведении закупки при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги
Позиция 11 приложения к Постановлению N 2571 устанавливается в извещении о проведении закупки при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 приложения к Постановлению N 2571, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Пунктом 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту тепловых сетей и участка сетей ГВС (от ТК N1 до ТК в районе д.11 по ул.Ленина) п. Амдерма, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 536 711,08 руб.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объекта закупки, предметом контракта предусмотрено, в частности:
- Капитальный ремонт тепловых сетей (от ТКN1 до ТК в районе д.11 по ул. Ленина);
- Капитальный ремонт сети ГВСВ (от ТКN1 до ТК в районе д.11 по ул. Ленина).
Комиссия Управления отмечает, что дополнительные требования к участникам необходимо устанавливать при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в Приложение к Постановлению N 2571 и в ряде случаев превышает определенную НМЦК.
С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, в рамках данной закупки осуществляется капитальный ремонт линейного объекта, следовательно, заказчику надлежало установить дополнительные требования к наличию у участников закупки опыта выполнения работ по капитальному ремонту линейного объекта, предусмотренные позиции 11 Приложения к постановлению N 2571.
Следовательно, жалоба ООО "БРОКЕР ГРУПП" является обоснованной.
В силу изложенных оснований, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают требования части 3 статьи 7, пункта 2, 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того в результате внеплановой проверки Комиссией Ненецкого УФАС установлено следующие нарушения:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 2 статьи 52 ГрК РФ устанавливает, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень N 624).
Согласно локально сметному расчету в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, входят работы по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ.
Таким образом заказчик должен был установить в извещении обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Однако, вышеуказанного требования в извещении N 0584300000324000038 не установлено, что нарушает нормы действующего законодательства.
Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся, Комиссией Ненецкого УФАС России принято решение предписание не выдавать.
Комиссия контрольного органа, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "БРОКЕР ГРУПП" на действия Заказчика - муниципальное предприятие Заполярного района "Севержилкомсервис" при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки: Выполнение работ по капитальному ремонту тепловых сетей и участка сетей ГВС (от ТК N1 до ТК в районе д.11 по ул.Ленина) п. Амдерма (Извещение N 0584300000324000038) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МП ЗР "Севержилкомсервис" нарушение требований части 3 статьи 7, пункта 1 части 1, 2, 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 19 июня 2024 г. N 083/06/106-58/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024