Резолютивная часть решения оглашена 21 июня 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 24 июня 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видео-конференц-связи в присутствии представителей сторон:
Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области -
ИП Горского Г.А. -
Представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение дела не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Горского Г.А. на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу (ликвидации) автомобильной дороги Кумак - Тукай в Новоорском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000324004855),
УСТАНОВИЛА:
14.06.2024 г. (вх. N 6363/24 от 17.06.2024 г., вх. от 14.06.2024 г. N 202400106634000817) в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступила жалоба ИП Горского Г.А. (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу (ликвидации) автомобильной дороги Кумак - Тукай в Новоорском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000324004855) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что в проекте контракта и графике выполнения работ имеются разночтения в сроках выполнения работ.
Представитель Заказчика пояснил, что в настоящий момент противоречия устранены путем внесения соответствующих изменений при направлении проекта контракта Заявителю.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
30.05.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по сносу (ликвидации) автомобильной дороги Кумак - Тукай в Новоорском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000324004855).
Начальная(максимальная)цена контракта составляет 4 004 478,11 рублей.
Закупка осуществляется при содействии Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", являющегося Уполномоченным органом в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков Оренбургской области с Государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр организации закупок" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2016 г. N 1010-п.
Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов (в том числе, путем проведения открытого конкурса в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом, описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 статьи 51 Закона о контрактной системе, который должен содержать информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, Закон о контрактной системе, устанавливает запрет на изменение существенных условий контракта, как при его заключении, так и при исполнении, за исключением отдельных случаев, предусмотренных указанным Законом.
Такие случаи предусмотрены положениями ст. 51, ст. 95 и ст. 112 Закона о контрактной системе, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия". В любых других случаях изменение контракта неправомерно и влечет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, на нормах которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Так, п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ говорит о необходимости указания в извещении и (при закрытых закупках) в документации (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ) информации о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с ч. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, предусмотренные контрактом условия о сроках исполнения обязательств (в том числе отдельных этапов исполнения контракта) могут быть изменены только в случаях, установленных законом. Отметим, что пп. 2-4, 6, 8, 9, 10 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, допускают при определенных обстоятельствах изменение условий контракта о сроках его исполнения после заключения контракта. Вместе с тем возможность изменения указанных существенных условий, в том числе в целях устранения разночтения в части условий о сроках исполнения предусмотренных контрактом обязательств, изложенных в разных разделах контракта, применительно к описанной в вопросе ситуации приведенными нормами не предусмотрена.
В соответствии с п. 2.1 проекта контракта, размещенного в Единой информационной системе в составе извещения о закупке, 2.1. Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по сносу (ликвидации) автомобильной дороги Кумак - Тукай в Новоорском районе Оренбургской области, в соответствии с условиями Контракта, проектной документацией и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять вышеуказанные работы и оплатить их.
Согласно п. 3.4 проекта контракта, подрядчик обязан выполнить работы в сроки, установленные Контрактом.
В соответствии с извещением, срок исполнения контракта с 01.07.2024 г., дата окончания срока исполнения контракта - 31.12.2024 г. В данный срок включается и срок оплаты по контракту, что не противоречит законодательству о контрактной системе.
Между тем, в соответствии с положениями п. 11.3 проекта контракта, календарные сроки для выполнения работ определены сторонами: начало выполнения работ - 15 июня 2024 года; окончание выполнения работ - 15 августа 2024 года".
При этом, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) датирован 10.06.2024 г. (N ИЭА1 от 10.06.2024 г.), сроки заключения контракта определены положениями ст. 51 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 19.10 проекта контракта, все указанные в Контракте приложения являются его неотъемлемой частью.
В качестве приложение к проекту контракта указаны:
"Приложения: Приложение N1 Проект сметы Контракта.
Приложение N2 Проектная документация.
Приложение N3 График выполнения строительно-монтажных работ.
Приложение N4 График оплаты выполненных работ".
При этом, в соответствии с Приложением N 3 График выполнения строительно-монтажных работ, срок выполнения работ: Начало выполнения работ - 01.07.2024 г., окончание выполнения работ - 15.12.2024 г.
Учитывая наличие противоречий в вышеуказанных документах относительно начала и окончания сроков выполнения работ, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Горского Г.А. на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу (ликвидации) автомобильной дороги Кумак - Тукай в Новоорском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000324004855), обоснованной.
2. Признать Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области нарушившим положения п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Государственному учреждению "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 21 июня 2024 г. N 056/06/106-728/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024